(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 18300-2020 "Транспортные средства...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 18300-2020 "Транспортные средства на электрической тяге. Методы испытаний гибридных систем литий-ионных и свинцово-кислотных батарей или конденсаторов" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 августа 2020 г. N 517-ст)

Electrically propelled vehicles. Test specifications for lithium-ion battery systems combined with lead acid battery or capacitor

ОКС 43.120
Дата введения - 1 марта 2021 г.
Введен впервые

Предисловие

1 Подготовлен Национальной ассоциацией производителей источников тока "РУСБАТ" (Ассоциация "РУСБАТ") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4, и Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский научно-технический центр информации по стандартизации, метрологии и оценке соответствия" (ФГУП "СТАНДАРТИНФОРМ")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 044 "Аккумуляторы и батареи"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 августа 2020 г. N 517-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 18300:2016 "Транспортные средства на электрической тяге. Методы испытаний гибридных систем литий-ионных и свинцово-кислотных батарей или конденсаторов" (ISO 18300:2016 "Electrically propelled vehicles - Test specifications for lithium-ion battery systems combined with lead acid battery or capacitor", IDT).
Дополнительные сноски, выделенные курсивом, приведены для пояснения текста оригинала
5 Введен впервые

Введение

Бортовые накопители электрической энергии с высокими рабочими характеристиками являются основным препятствием в разработке электромобилей, доступных по более приемлемым ценам. Для обеспечения высокой эффективности и хороших характеристик движения к источникам накопления электрической энергии предъявляют многочисленные требования, такие как высокая мощность и плотность энергии, длительный календарный срок службы и устойчивость к циклированию, надежность, широкий диапазон температур и отсутствие выбросов загрязняющих веществ. Наиболее распространенными источниками энергии в электрических транспортных средствах являются электрохимические батареи и двойнослойные электрические конденсаторы. Однако установка только одного типа накопителя/источника энергии может быть недостаточной для устранения недостатков каждого отдельного типа. Гибридизация источника энергии позволяет решить некоторые ключевые проблемы, возникающие в электромобилях, когда основным источником энергии является литий-ионный аккумулятор, такие как рекуперативное торможение.
Например, в современных гибридных электромобилях (ЭМГ) для обеспечения питания автомобиля используют аккумуляторные батареи совместно с бензиновыми двигателями. В такой системе используют батарею в качестве силового буфера для поддержки двигателя с целью снижения расхода топлива. В батарее, используемой в ЭМГ, постоянно изменяется количество энергии, которую она генерирует и получает от нагрузки. Большинство аккумуляторных батарей имеют низкую удельную энергию, к тому же срок их службы сокращается при постоянном случайном колебании нагрузки. Решением этой проблемы могут быть гибридная батарейная система, две батарейные системы или комбинированная система с электрическим двойнослойным конденсатором. Используя дополнительные системы накопления энергии, можно добиться улучшения характеристик батареи.
Гибридная литий-ионная батарейная система дает возможность дополнить традиционную бортовую электрическую сеть 12 В электрической системой и компонентами 48 В, сократив разрыв между низкоуровневой гибридизацией, основанной на используемых в настоящее время системах "старт-стоп", основанных на напряжении 12 В. Ожидается, что многие проданные гибриды будут представлять собой микрогибриды, использующие технологии "старт-стоп" и рекуперации при торможении, которые работают либо с существующей электрической системой автомобиля 12 В, либо с комбинированной электрической системой с двумя батареями 12 и 48 В. Эти относительно недорогие системы "старт-стоп" могут обеспечить ограниченную гибридную помощь при запуске двигателя, а также для регенерации энергии во время торможения.
Целью настоящего стандарта является установление требований и методов испытаний такой электрической системы напряжения класса А.

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на системы литий-ионных батарей в сочетании со свинцово-кислотными батареями или электрическими двойнослойными конденсаторами, применяемые в транспортных средствах на электрической тяге с системами напряжения класса А, и устанавливает требования к конструкции и методы испытаний.
Настоящий стандарт распространяется на комбинации систем накопителей электрической энергии, размещаемые в общем корпусе.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины с соответствующими определениями по ISO/TR 8713, а также следующие термины с соответствующими определениями.
ИСО и МЭК ведут терминологические базы данных для использования в стандартизации по следующим адресам:
- Электропедия МЭК: доступна на http://www.electropedia.org/;
- платформа онлайн-просмотра ИСО: доступна на http://www.iso.org/obp.
3.1 вспомогательная батарея (assistance battery): Батарея, которая временно поддерживает основную батарею.
3.2 вспомогательный конденсатор (assistance capacitor): Электрическая двойнослойная конденсаторная система накопления энергии, которая временно поддерживает основную батарею.
3.3 батарея (battery): Один или несколько аккумуляторов, оснащенных необходимыми для использования устройствами, например корпусом, выводами, и защитными устройствами, а также маркировкой.
3.4 блок контроля и управления батареи; БКУ (battery control unit; BCU): Электронное устройство с функциями контроля, управления, измерения и/или расчета электрических и тепловых параметров батарейной системы, а также обеспечивающее информационную связь между батарейной системой и другими контроллерами транспортного средства.
3.5 емкость С (capacity С): Общее количество ампер-часов, которое может быть получено от полностью заряженной батареи при определенных условиях основной батареи.
3.6 потребитель (customer): Сторона, которая заинтересована в использовании батарейного блока или системы и, следовательно, может заказать или выполнить испытание.
3.7 объект испытаний; ОИ (device under test; DUT): Литий-ионный батарейный блок или система в сочетании со свинцово-кислотной батареей или электрическим двойнослойным конденсатором.
3.8 двойнослойный электрохимический конденсатор; ЭХК (electric double layer capacitor; EDLC): Устройство для электростатического накопления электрической энергии, достигаемой разделением заряда в двойном электрическом слое.
3.9 двойнослойная конденсаторная система накопления электрической энергии (electric double layer capacitor energy storage system): Устройство накопления энергии, состоящее из двойнослойных электрохимических конденсаторов, конденсаторных сборок или блоков, электрически соединенных между собой, а также с электронными устройствами.
3.10 литий-ионный аккумулятор (lithium-ion cell): Аккумулятор, электрическая энергия в котором образуется в результате реакций внедрения и экстракции ионов лития между анодом и катодом.
Примечания
1 Аккумулятор - это базовое промышленно выпускаемое устройство, являющееся источником электрической энергии тока, получаемой прямым преобразованием химической энергии. Аккумулятор состоит из электродов, сепаратора, электролита, корпуса и клемм. Возможность заряжать его электрической энергией обеспечена конструкцией аккумулятора.
2 В настоящем стандарте под аккумулятором подразумевают вторичный литий-ионный элемент, используемый для приведения в движение электромобилей.
3.11 литий-ионный батарейный блок, батарейный блок (lithium-ion battery pack, battery pack): Устройство накопления энергии, состоящее из аккумуляторов, сборок аккумуляторов, электрически соединенных между собой, а также с электронными устройствами на аккумуляторах и с устройствами отключения по превышению тока, и интерфейсов для внешних систем.
Примечание - Примерами интерфейсов являются интерфейсы системы охлаждения, высокого напряжения, вспомогательного низкого напряжения и коммуникации.
3.12 литий-ионная батарейная система, батарейная система (lithium-ion battery system, battery system): Устройство накопления энергии, состоящее из аккумуляторов, сборок аккумуляторов или батарейных блоков, электрически соединенных между собой, а также электронных устройств.
Пример - БКУ, контакторы.
3.13 основная батарея (main battery): Литий-ионный батарейный блок или система, которая в основном непрерывно обеспечивает основную часть электрической энергии.
3.14 комнатная температура; КТ (room temperature; RT): Температура, равная (25   2) °С.
3.15 микроцикл (micro-cycle): Цикл заряда-разряда продолжительностью 60 с.

4 Сокращения

ЛИСК (LIPB) - литий-ионный батарейный блок или система в сочетании со свинцово-кислотной батареей;
ЛИЭК (LICA) - литий-ионный батарейный блок или система в сочетании с двойнослойным электрическим конденсатором.

5 Тип соединения с литий-ионным батарейным блоком или системой