(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59007-2020 "Авиационная техника....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если замен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения, если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 авиационная техника: Воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и предназначенные для установки на них составные части (компоненты и комплектующие изделия).
3.1.2 гидросистема: Совокупность гидроустройств, входящих в состав объемного гидропривода.
3.1.3 гидроустройство: Техническое устройство, предназначенное для выполнения определенной самостоятельной функции в объемном гидроприводе посредством взаимодействия с рабочей средой.
3.1.4 рабочая жидкость: Среда, при помощи которой гидравлическая энергия передается от ее источника к потребителю.
3.1.5 объемный насос: Насос, в котором рабочая жидкость перемещается путем периодического изменения объема занимаемой ею камеры, попеременно сообщающейся с входом и выходом насоса.
3.1.6 предохранительный гидроклапан: Напорный гидроклапан, предназначенный для предохранения объемного гидропривода от давления, превышающего установленное.
3.1.7 напорная гидролиния: Гидролиния, по которой рабочая жидкость под давлением движется от насоса, гидроаккумулятора или гидромагистрали к объемному гидродвигателю и другим гидроустройствам.
3.1.8 сливная гидролиния: Гидролиния, по которой рабочая жидкость движется в гидробак от объемного гидропривода или гидроаппарата.
3.1.9 дренажная гидролиния: Гидролиния, по которой отводятся утечки рабочей жидкости.
3.1.10 утечка: Непроизвольные потери расхода рабочей жидкости в гидроустройстве.
3.1.11 номинальное давление: Наибольшее установленное давление рабочей жидкости, при котором гидроустройство должно работать в течение установленного срока с сохранением параметров в пределах заданных норм.
3.1.12 разрушающее давление: Давление, которое разрушает наружную оболочку гидроустройства и рабочая среда выходит за пределы оболочки наружу.
3.1.13 пробное давление: Испытательное давление, не превышающее максимального значения давления использования, не вызывающее остаточных деформаций, повреждений и ухудшения работы гидроустройства; направлено на подтверждение прочности сборки и монтажа гидроустройств, гидросистем и гидроприводов.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие обозначения:
lb/in2 - фунты на квадратный дюйм - давление;
in - дюйм - линейный размер;
°F - градус температуры по Фаренгейту.
3.3 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ЛА - летательный аппарат;
РЖ - рабочая жидкость;
МЩУ - местный щит управления;
ЦПУ - центральный пульт управления;
ПУ - пульт управления;
ГПП - главная понижающая подстанция.

4 Основные положения

Испытания планеров самолетов и их агрегатов проводят на специальных стендах, в состав которых входят маслонасосные станции.
Станции включают в себя гидравлические объемные насосы, расходный бак, трубопроводы, гидроаппаратуру, системы фильтрации, нагрева и охлаждения рабочей жидкости, электроснабжения и автоматизации, узел предохранительных клапанов и др.
Конструктивное исполнение маслонасосной станции должно обеспечить заданные параметры по расходу, давлению, температуре и чистоте рабочей жидкости, питающей силовые гидравлические цилиндры как при прочностных статических и ресурсных испытаниях, так и при проверке функционирования и настройке устройств нагружения.
В процессе проектирования гидроприводов, гидросистем и гидроустройств должны быть предусмотрены средства защиты обслуживающего персонала от возможного воздействия опасных вредных факторов по ГОСТ 12.2.003 и также соблюдены требования пожарной безопасности по ГОСТ 12.1.004, электробезопасности по ГОСТ 12.1.019.
4.1 Технические требования
4.1.1 Гидравлическая система
4.1.1.1 В качестве РЖ в маслонасосной станции следует применять высокоочищенные минеральные масла с присадками, улучшающими антиокислительные, противоизносные и противокоррозионные свойства масла, имеющие кинематическую вязкость 40-47 мм2/с (сСт) при температуре 40 °С (104 °F).
4.1.1.2 Чистота рабочей жидкости в сливной линии гидросистемы должна быть не менее 8-го класса по ГОСТ 17216. Тонкость фильтрации на линии нагнетания 5 мкм ( in), слива - 10 мкм ( in).
4.1.1.3 Характеристики маслонасосной станции приведены в таблице 1.
Примечание - Параметры, указанные в таблице, в отдельных обоснованных случаях могут быть изменены.

Таблица 1 - Характеристики маслонасосной станции

Наименование характеристики
Значение
Давление, МПа (lb/in2 -):
- номинальное
17-32 ( - )
- управления
5-7 ( - )
- подпитки
0,5-1,5 ( - )
- промежуточное
5-16 ( - )
Температура рабочей жидкости на выходе из маслонасосной станции, °С (°F)
45   2,5 (113)
Температура окружающей среды, °С (°F):
- минимальная
5 (41)
- максимальная
35 (95)
4.1.1.4 Расходный бак должен быть оборудован воздушными фильтрами с тонкостью фильтрации не хуже 10 мкм ( in), съемными крышками для осмотра и очистки внутренних поверхностей бака. Заправка бака должна осуществляться через штатный фильтр с помощью заправочного агрегата, при этом должны быть предусмотрены возможности слива рабочей жидкости из основного бака с помощью того же заправочного агрегата и самотечный слив рабочей жидкости из нижней точки бака. Бак помимо датчика уровня должен быть оборудован мерным устройством для визуального наблюдения за уровнем рабочей жидкости. Данное устройство должно быть оснащено защитным кожухом и запорным краном для предотвращения утечек в случае нарушения его целостности.
Емкость бака рассчитывают из условия номинальной подачи.
4.1.1.5 Маслонасосная станция может быть выполнена на базе самовсасывающих объемных насосов высокого давления или с дополнительными подпиточными насосами, подающими рабочую жидкость в объемные насосы. В последнем случае на трубопроводе выхода жидкости из подпиточного насоса устанавливают фильтры.
Производительность маслонасосной станции следует выбирать из условия обеспечения рабочей жидкостью испытательного стенда (машины) или групп стендов (машин) при их работе на режиме максимального потребления жидкости.
4.1.1.6 Насосы должны иметь следующие динамические характеристики: погрешность поддержания заданного давления должна составлять не более 3,5 %, время регулирования при скачкообразном изменении подачи от нуля до максимума при 32 МПа ( lb/in2) не более 0,15 с; время регулирования при скачкообразном изменении подачи от максимума до нуля при 32 МПа ( lb/in2) не более 0,13 с; диапазон регулирования давления от 3,5 МПа ( lb/in2) до 32 МПа ( lb/in2).
Должна быть предусмотрена установка резервных насосов, мощность которых составляет 15 % - 20 % от номинальной суммарной мощности станции.
Для отладки гидравлической системы нагружения, проведения работ по функционированию самолетных бортовых систем и статических прочностных испытаний следует предусмотреть установку в маслонасосной станции объемных насосов малой производительности.
Примечание - Параметры, указанные в данном пункте, в отдельных обоснованных случаях могут быть изменены.
4.1.1.7 Запуск насосов осуществляется раздельно в соответствии с требованием по запуску насосов высокого давления.
4.1.1.8 Заданная температура рабочей жидкости должна поддерживаться системой стабилизации температуры. При повышении температуры рабочей жидкости до (50   1) °С [(122   1) °F] подается предупредительный сигнал, насосы переводятся в режим разгрузки (на режим холостого хода) и отключаются.