(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58806-2020 (ИСО 18770:2005) "Суда и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1
нефтепродукты (oil products): Нефть и продукты ее переработки (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и т.д.).[ГОСТ Р 56022-2014, пункт 3.8]
2.2 машинные помещения (machinery space): Машинные помещения, содержащие главные и вспомогательные механизмы, валопроводы, котлы, установки жидкого топлива, паровые машины, двигатели внутреннего сгорания, электрогенераторы и другие основные электрические механизмы, станции приема топлива и другие подобные помещения, а также шахты этих помещений.
2.3 горячая поверхность (hot surface): Поверхность с температурой более 220 °С.
2.4
электрооборудование (electrical equipment): Технические устройства, применяемые целиком или по частям и предназначенные для использования электрической энергии.Примечание - Кроме того, такие устройства осуществляют генерирование, передачу, распределение, хранение, измерение, регулирование, преобразование и потребление электроэнергии, а также включают в себя средства для ее передачи.[ГОСТ 31610.0-2014 (IEC 60079-0:2011), пункт 3.22]
2.5 судно (vessel): Самоходное или несамоходное плавсредство, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

3 Требования к компонентам систем машинных помещений

3.1 Общие требования

Контроль, техническое обслуживание и ремонт должны предотвращать протечки нефтепродуктов в системах машинных помещений и должны обеспечивать соответствие требованиям циркуляров ИМО [1] и [2].
При проведении ремонтных работ руководству следует провести необходимое обучение персонала, а также предоставить оборудование, имеющееся в распоряжении, и необходимые детали. Результаты проведения ремонтных работ и технического обслуживания систем машинных помещений, содержащих нефтепродукты (далее - системы с нефтепродуктами), следует заносить в судовой машинный журнал и/или в журнал учета ремонтных работ.
Важнейшим фактором обеспечения безопасности является соблюдение чистоты, поэтому требования по поддержанию чистоты в машинных помещениях должны быть равноценны имеющимся факторам опасности и неукоснительно выполняться.
Следует предотвращать ситуации, когда возгорание может распространиться на нефтепродукты в льялах или на верхние части цистерн, где оно может быстро выйти из-под контроля.
В машинных помещениях не следует применять деревянные изделия. Горючие материалы не следует хранить вблизи оборудования с нефтепродуктами. Применение горючих материалов в машинных помещениях должно быть сведено к минимуму.
В случае протечки нефтепродуктов необходимо немедленно остановить все работающие механизмы, имеющие горячую поверхность, включая вспомогательные.

3.2 Гибкие соединения

3.2.1 Гибкие соединения, представляющие собой металлические или неметаллические шланги в соответствии с правилами ([4], часть VIII, пункт 2.5), должны быть короткими. Гибкие соединения следует использовать только в случае необходимого смещения неподвижного трубопровода и деталей машин.
3.2.2 Гибкие соединения следует изготавливать в соответствии с действующей документацией и утверждать как пригодные для эксплуатации с учетом давления, температуры, совместимости жидкости и механической нагрузки. На каждое гибкое соединение должен быть выдан сертификат соответствия продукции на испытание гидростатическим давлением. Кроме того, на неметаллические гибкие соединения должен быть выдан сертификат об испытании на огнестойкость *.
──────────────────────────────
* См. [5].
──────────────────────────────
3.2.3 Гибкие соединения следует устанавливать в соответствии с инструкциями изготовителя, касающимися минимального радиуса угла изгиба, при наличии опоры, если она необходима. В местах, где существует вероятность повреждения гибких соединений, следует установить необходимую защиту.
После установки защиты в системе с нефтепродуктами следует создать максимальное рабочее давление и проверить на наличие неисправностей и протечек. Рекомендации по монтажу гибких соединений приведены в приложении А.
3.2.4 Гибкие соединения следует периодически осматривать в соответствии с графиком техобслуживания судна. Результаты техосмотров следует документировать. Гибкие соединения следует заменять в случаях очевидных повреждений или в тех случаях, когда возникают подозрения о безопасности их дальнейшей эксплуатации.
Замену гибких соединений следует проводить при наличии любого из следующих повреждений:
- протечка в фитингах или гибком соединении;
- повреждение, разрыв или истирание оболочки;
- излом, помятость, сплюснутость или закручивание гибкого соединения;
- затвердение, неэластичность, тепловое растрескивание или обугливание гибкого соединения;
- вздутие, мягкость, разрушения или ослабления гибкого соединения;
- растрескивание, повреждение или сильная коррозия фитингов;
- подвижность фитингов на гибком соединении.
Для обеспечения максимальной долговечности гибких соединений необходимо выполнять рекомендации изготовителя.

3.3 Брызгозащитные кожухи

3.3.1 Брызгозащитные кожухи предотвращают попадание нефтепродуктов на горячую поверхность или другой источник возгорания в случае их протечки и разбрызгивания. Топливные и масляные трубопроводы следует закрывать или защищать для исключения попадания брызг на горячие поверхности, воздухозаборники или другие источники возгорания. Брызгозащитные кожухи необходимо использовать для всех фланцевых соединений в системах с нефтепродуктами, не защищенных изоляцией, находящихся под давлением и расположенных над плитами настила. Количество соединений в таких системах должно быть минимальным. Брызгозащитные кожухи фланцевых соединений для находящихся под давлением систем с нефтепродуктами следует устанавливать в машинных помещениях, если соединение находится в пределах 3 м от горячей поверхности или от электрооборудования.
Брызгозащитные кожухи не требуются:
- для приемных трубопроводов или трубопроводов, не находящихся под давлением;
- трубопроводов, расположенных в пустых отсеках или проходящих через коффердамы;
- воздушных клапанов, вентиляционных труб и сливных труб, измерительных труб в цистернах;
- внутренних трубопроводов газотурбинных модулей, корпусов редукторов или трубопроводов, защищенных перегородками, настилами или фундаментами;
- соединяющих фитингов, состоящих из трех деталей с резьбой.
3.3.2 Существуют различные типы брызгозащитных кожухов. Пример брызгозащитного кожуха, полностью закрывающего фланцевое соединение, приведен на рисунке В.1 (приложение В). Кожух полностью окружает фланец и имеет размер, достаточный для образования соединения внахлест, длина которого равна четверти длины окружности фланца. Кожух туго стягивается проволокой. Соединение внахлест следует располагать с противоположной стороны от возможных источников возгорания.
3.3.3 Брызгозащитные кожухи следует регулярно проверять на целостность. Кожухи, снятые для ремонта, должны быть установлены на место сразу после его завершения. Если на кожухе присутствуют следы нефтепродуктов, то это свидетельствует о наличии протечки. Такие кожухи должны быть незамедлительно заменены, а источник протечки должен быть устранен.

3.4 Защищенные топливные трубопроводы высокого давления

3.4.1 Топливные трубопроводы высокого давления, расположенные между топливным насосом и форсункой, должны быть защищены системой трубопроводов, заключенных в брызгозащитный кожух, способной удерживать топливо высокого давления при протечках. Данная неразъемная конструкция состоит из внешнего трубопровода, в который помещен трубопровод высокого давления. Систему внешнего трубопровода следует оснащать средствами для сбора протечек топлива, а также средствами аварийной сигнализации, оповещающими о повреждении трубопровода.
3.4.2 Применяют две системы, отвечающие установленному выше требованию, - жесткий закрытый трубопровод и гибкий закрытый трубопровод. В обоих случаях внешний трубопровод должен полностью закрывать топливный трубопровод и в процессе эксплуатации препятствовать проникновению брызг топлива из поврежденной трубы. Кроме того, в случае разрушения внутреннего топливного трубопровода внешний трубопровод должен иметь средства сбора протечек для предотвращения избыточного роста давления и последующего разрыва трубы. Пригодность таких систем должна быть подтверждена путем испытания, проведения соответствующего анализа конструкции или утверждения классификационным обществом. Средства дренажа должны предотвращать загрязнение смазочного масла жидким топливом.
3.4.3 Для поддержания системы защищенных трубопроводов в рабочем состоянии следует проводить дополнительное техническое обслуживание или периодические осмотры. Системы защищенных трубопроводов следует регулярно осматривать, а дренажные устройства, отсоединенные для проведения технического обслуживания, следует устанавливать на прежнее место. Результаты осмотра и технического обслуживания этих систем следует вносить в технический журнал или в журнал учета ремонтных работ.

3.5 Сильфонные компенсаторы

3.5.1 В настоящем подразделе рассматриваются металлические компенсаторы, используемые в системах с нефтепродуктами. Для обеспечения необходимой гибкости соединений системы трубопроводов в большинстве случаев следует использовать сильфонные компенсаторы. Применение неметаллических компенсаторов должно быть ограничено. К гибким соединениям следует предъявлять требования 3.2, в частности, испытания на огнестойкость.