(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58806-2020 (ИСО 18770:2005) "Суда и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Введение

Основной причиной возникновения пожаров на судах являются протечки в системах машинных помещений, предназначенных для подачи нефтепродуктов, и использование нефтепродуктов вблизи потенциальных источников возгорания. Такими нефтепродуктами в большинстве случаев являются мазут, нефтяное смазочное масло, масло для гидравлических установок и др.
Для недопущения протечек нефтепродуктов в машинных помещениях следует избегать неправильной установки и износа компонентов систем машинных помещений. Также следует осуществлять контроль за работой системы двигателя, в состав которой входят трубопроводные системы, защитные кожухи, топливные трубопроводы высокого давления, сильфонные компенсаторы, фильтры, гибкие соединения и др. Многократный частичный демонтаж данных компонентов систем и повторная сборка при проведении технического обслуживания, воздействие высокочастотных кратковременных импульсов давления и вибрации являются основными причинами их повреждения.
В настоящем стандарте приведены и дополнены требования циркуляров Международной морской организации (ИМО) [1] и [2].

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на морские суда, суда внутреннего плавания и плавучие объекты (далее - суда) и устанавливает требования к проектированию, конструкции, испытанию систем машинных помещений, содержащих нефтепродукты, а также к их установке, техническому обслуживанию и осмотру.
Настоящий стандарт устанавливает меры по снижению риска возникновения возгорания вследствие протечек нефтепродуктов из систем машинных помещений.
Настоящий стандарт следует применять при постройке и ремонте судов, находящихся в эксплуатации.
Настоящий стандарт предназначен для применения персоналом судостроительных заводов, машинных помещений и персоналом, занимающимся техническим обслуживанием судов.
Примечание - Данный стандарт предназначен для применения в качестве дополнения к правилам, установленным для мазута, нефтяного смазочного масла и другого жидкого топлива в Международной конвенции [3].

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1
нефтепродукты (oil products): Нефть и продукты ее переработки (бензин, керосин, дизельное топливо, мазут и т.д.).[ГОСТ Р 56022-2014, пункт 3.8]
2.2 машинные помещения (machinery space): Машинные помещения, содержащие главные и вспомогательные механизмы, валопроводы, котлы, установки жидкого топлива, паровые машины, двигатели внутреннего сгорания, электрогенераторы и другие основные электрические механизмы, станции приема топлива и другие подобные помещения, а также шахты этих помещений.
2.3 горячая поверхность (hot surface): Поверхность с температурой более 220 °С.
2.4
электрооборудование (electrical equipment): Технические устройства, применяемые целиком или по частям и предназначенные для использования электрической энергии.Примечание - Кроме того, такие устройства осуществляют генерирование, передачу, распределение, хранение, измерение, регулирование, преобразование и потребление электроэнергии, а также включают в себя средства для ее передачи.[ГОСТ 31610.0-2014 (IEC 60079-0:2011), пункт 3.22]
2.5 судно (vessel): Самоходное или несамоходное плавсредство, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

3 Требования к компонентам систем машинных помещений

3.1 Общие требования

Контроль, техническое обслуживание и ремонт должны предотвращать протечки нефтепродуктов в системах машинных помещений и должны обеспечивать соответствие требованиям циркуляров ИМО [1] и [2].
При проведении ремонтных работ руководству следует провести необходимое обучение персонала, а также предоставить оборудование, имеющееся в распоряжении, и необходимые детали. Результаты проведения ремонтных работ и технического обслуживания систем машинных помещений, содержащих нефтепродукты (далее - системы с нефтепродуктами), следует заносить в судовой машинный журнал и/или в журнал учета ремонтных работ.
Важнейшим фактором обеспечения безопасности является соблюдение чистоты, поэтому требования по поддержанию чистоты в машинных помещениях должны быть равноценны имеющимся факторам опасности и неукоснительно выполняться.
Следует предотвращать ситуации, когда возгорание может распространиться на нефтепродукты в льялах или на верхние части цистерн, где оно может быстро выйти из-под контроля.
В машинных помещениях не следует применять деревянные изделия. Горючие материалы не следует хранить вблизи оборудования с нефтепродуктами. Применение горючих материалов в машинных помещениях должно быть сведено к минимуму.
В случае протечки нефтепродуктов необходимо немедленно остановить все работающие механизмы, имеющие горячую поверхность, включая вспомогательные.

3.2 Гибкие соединения

3.2.1 Гибкие соединения, представляющие собой металлические или неметаллические шланги в соответствии с правилами ([4], часть VIII, пункт 2.5), должны быть короткими. Гибкие соединения следует использовать только в случае необходимого смещения неподвижного трубопровода и деталей машин.
3.2.2 Гибкие соединения следует изготавливать в соответствии с действующей документацией и утверждать как пригодные для эксплуатации с учетом давления, температуры, совместимости жидкости и механической нагрузки. На каждое гибкое соединение должен быть выдан сертификат соответствия продукции на испытание гидростатическим давлением. Кроме того, на неметаллические гибкие соединения должен быть выдан сертификат об испытании на огнестойкость *.
──────────────────────────────
* См. [5].
──────────────────────────────
3.2.3 Гибкие соединения следует устанавливать в соответствии с инструкциями изготовителя, касающимися минимального радиуса угла изгиба, при наличии опоры, если она необходима. В местах, где существует вероятность повреждения гибких соединений, следует установить необходимую защиту.
После установки защиты в системе с нефтепродуктами следует создать максимальное рабочее давление и проверить на наличие неисправностей и протечек. Рекомендации по монтажу гибких соединений приведены в приложении А.
3.2.4 Гибкие соединения следует периодически осматривать в соответствии с графиком техобслуживания судна. Результаты техосмотров следует документировать. Гибкие соединения следует заменять в случаях очевидных повреждений или в тех случаях, когда возникают подозрения о безопасности их дальнейшей эксплуатации.
Замену гибких соединений следует проводить при наличии любого из следующих повреждений:
- протечка в фитингах или гибком соединении;
- повреждение, разрыв или истирание оболочки;
- излом, помятость, сплюснутость или закручивание гибкого соединения;
- затвердение, неэластичность, тепловое растрескивание или обугливание гибкого соединения;
- вздутие, мягкость, разрушения или ослабления гибкого соединения;
- растрескивание, повреждение или сильная коррозия фитингов;
- подвижность фитингов на гибком соединении.
Для обеспечения максимальной долговечности гибких соединений необходимо выполнять рекомендации изготовителя.

3.3 Брызгозащитные кожухи

3.3.1 Брызгозащитные кожухи предотвращают попадание нефтепродуктов на горячую поверхность или другой источник возгорания в случае их протечки и разбрызгивания. Топливные и масляные трубопроводы следует закрывать или защищать для исключения попадания брызг на горячие поверхности, воздухозаборники или другие источники возгорания. Брызгозащитные кожухи необходимо использовать для всех фланцевых соединений в системах с нефтепродуктами, не защищенных изоляцией, находящихся под давлением и расположенных над плитами настила. Количество соединений в таких системах должно быть минимальным. Брызгозащитные кожухи фланцевых соединений для находящихся под давлением систем с нефтепродуктами следует устанавливать в машинных помещениях, если соединение находится в пределах 3 м от горячей поверхности или от электрооборудования.
Брызгозащитные кожухи не требуются:
- для приемных трубопроводов или трубопроводов, не находящихся под давлением;
- трубопроводов, расположенных в пустых отсеках или проходящих через коффердамы;