(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58814-2020 "Музейное освещение....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Настоящий стандарт не устанавливает специфическую терминологию в указанной области, характерную для узкопрофессионального применения.
Термины, установленные настоящим стандартом, применимы во всех видах документов (стандартах, технической и договорной документации, научно-технической, учебной, справочной литературе и т.п.) в сфере музейного освещения.

2 Термины и определения

2.1 Общие музейно-искусствоведческие понятия

2.1.1 музей: Государственное, общественное, частное учреждение культуры, предназначенное для сбора, хранения, изучения и публичного представления (экспонирования, публикации) предметов - памятников естественной истории, материальной и духовной культуры и музейных коллекций, являющихся неотъемлемой частью национального культурного достояния, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Примечание - В состав музейных помещений входят следующие группы, различающиеся по своему функциональному назначению и, соответственно, по требованиям к их освещению: вестибюль, экспозиционные залы, лекционные залы, административные, рабочие и подсобные помещения, лаборатории и мастерские, фондохранилища, технические помещения и др.
2.1.2 галерея: Художественные музеи, преимущественно с собранием картин.
2.1.3 дворец-музей: Музей, созданный на основе дворцового или дворцово-паркового ансамбля, обладающего высокой художественной и исторической ценностью.
2.1.4 выставка: Публичный (как правило, временный) показ музейных предметов, в том числе художественных произведений.
2.1.5 музейный предмет: Движимый объект культурного и/или природного наследия, имеющий научную, мемориальную, историческую и/или художественную ценность, выступающий как источник знания и эмоционального воздействия и подлежащий хранению и изучению в музейном учреждении.
Примечание - Для музеев исторического профиля музейный предмет - это памятник истории и культуры определенной эпохи, для музеев естественно-научного профиля - это объект природы, характеризующий природный процесс или явление и классифицирующийся по своей принадлежности к определенной профильной научной дисциплине: геологии, географии, зоологии, почвоведению и т.д.
2.1.6 экспонат (музейный): Музейный предмет, выставленный для обозрения.
Примечание - В качестве музейного экспоната могут быть как подлинные предметы, так и воспроизведенные (модели, макеты и т.д.) и научно-вспомогательные материалы (карты, схемы, графики, тексты).
2.1.7 подлинник: Истинный, оригинальный предмет, например: для памятников искусства подлинником считается оригинал, созданный самим мастером; для памятников истории - предмет, связанный с определенной эпохой, событием или лицом и т.д.
2.1.8 экспозиция (музейная): Публичная демонстрация музейных предметов.
2.1.9 хранение музейных фондов: Деятельность, направленная на обеспечение физической сохранности музейных предметов и их научное изучение.
Примечание - Максимальная сохранность музейных фондов, находящихся в фондохранилище и музейной экспозиции, обеспечивается системой безопасности, оптимально выбранным режимом (температурно-влажностный и световой режим, совокупность средств борьбы с загрязнением воздуха и т.д.) и системой хранения. Основные положения по организации хранения, зафиксированные в государственных нормативных документах, обязательны для всех музеев.
2.1.10 фондохранилище [депозитарий, запасник]: Помещение в музее или отдельное здание, специально оборудованное для хранения музейных предметов.
2.1.11 открытое хранение (музейных предметов): Форма хранения, экспонирования и актуализации фондов музея, позволяющая расширить доступ посетителей к музейным предметам.
2.1.12 реставрация: Комплекс научно-обоснованных минимальных вмешательств в музейный предмет, направленных на обеспечение его долговременной сохранности и, по возможности, на восстановление его экспозиционного вида при условии максимального сохранения подлинности.
2.1.13 реставрационная мастерская: Помещение для проведения реставрации музейных предметов (реставрационных работ).
2.1.14 консервация (музейных предметов): Обеспечение сохранности музейных предметов посредством их стабилизации, реставрации, режимов экспонирования и хранения.
2.1.15 витрина (экспозиционная): Застекленный объем для экспонирования музейных предметов.
2.1.16 стенд: Вертикальный щит для плоскостного экспонирования музейных предметов, а также вертикально расположенная витрина.
2.1.17 инсталляция: Пространственная композиция, созданная из различных элементов: бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстов, визуальной информации.
2.1.18 классификация музейных предметов по цветовым характеристикам: Разделение музейных предметов на четыре группы в соответствии с их цветовыми характеристиками: ахроматические (серые), т.е. не имеющие выраженного цветового тона; монохроматические (одноцветные), т.е. имеющие единую цветовую тональность; полихроматические (многоцветные) тональные с доминирующей цветовой тональностью и многоцветные (пестрые), т.е. с равнозначными цветовыми тонами).
2.1.19 классификация музейных предметов по светостойкости: Разделение музейных предметов на группы в соответствии с их способностью сохранять свои исходные свойства под воздействием света.
Примечание - В международной практике различают четыре группы по светостойкости: I - нечувствительные к воздействию света; II - малочувствительные к воздействию света; III - среднечувствительные к воздействию света, и IV - высокочувствительные к воздействию света. В СССР, а затем в России музейные предметы подразделялись на три группы: малочувствительные (с высокой светостойкостью), среднечувствительные (со средней светостойкостью) и особочувствительные (с низкой светостойкостью). При этом к малочувствительным относятся, главным образом, музейные предметы, соответствующие группе I по международной классификации, к среднечувствительным - музейные предметы, соответствующие группе II по международной классификации, а особочувствительные музейные предметы объединяют в себе музейные предметы, которые по международной классификации относятся к группам III и IV.
2.1.20 шкала Blue Wool: Совокупность восьми синих шерстяных эталонов для измерения светостойкости, стандартизованная Международной организацией по стандартизации (ИСО).
2.1.21 краситель: Органическое вещество природного или искусственного происхождения, окрашивающее материал из раствора (чаще водного).
Примечание - Красители используют также для получения органических пигментов.
2.1.22 пигменты: Неорганические и органические окрашенные порошкообразные вещества природного и искусственного происхождения, не растворимые в средах, с которыми они смешиваются, применяющиеся для изготовления красок, а также для окрашивания материалов в массе и для придания им специальных свойств.
2.1.23 выцветание (обесцвечивание): Уменьшение первоначальной насыщенности цвета музейного предмета под воздействием света, других агрессивных факторов окружающей среды, а также в процессе естественного старения.

2.2 Излучение

2.2.1
излучение (электромагнитное): Испускание или перенос энергии в форме электромагнитных волн и связанных с ними фотонов.[ГОСТ Р 58461-2019, статья 2.2.1]
2.2.2
оптическое излучение: Электромагнитное излучение с длиной волны от 100 нм до 1 мм.Примечание - В зависимости от длины волны оптическое излучение подразделяют на ультрафиолетовое (УФ), видимое и инфракрасное (ИК) излучение.[ГОСТ Р 58461-2019, статья 2.2.2]
2.2.3 ультрафиолетовое излучение; УФ-излучение: Оптическое излучение, длины волн монохроматических составляющих которого меньше длин волн видимого излучения.
Примечания
1 Применительно к музейному освещению - это оптическое излучение, у которого длины волн короче, чем 400 нм.
2 В светотехнической промышленности верхнюю границу УФ-излучения часто считают соответствующей длине волны 380 нм.
2.2.4 видимое излучение: Оптическое излучение, которое может непосредственно вызывать зрительное ощущение.
Примечания
1 Применительно к музейному освещению - это оптическое излучение, у которого длины волн лежат в диапазоне от 400 до 780 нм.
2 В светотехнической промышленности нижнюю границу видимого излучения часто считают соответствующей длине волны 380 нм.
2.2.5 инфракрасное излучение; ИК-излучение: Оптическое излучение, у которого длины волн монохроматических составляющих больше длин волн видимого излучения и лежат в диапазоне от 780 нм до 1 мм.
2.2.6 свет: Видимое излучение, которое рассматривается с точки зрения возбуждающего воздействия на зрительную систему.
2.2.7 естественный [дневной] свет: Часть полного солнечного излучения, способная вызывать зрительные ощущения.
2.2.8 тепло-белый свет: Свет с коррелированной цветовой температурой в диапазоне от 2700 до 3500 К.