(Действующий) Письмо №229 от 06.05.2020 на №335 от 29.04.2020 ОГАУ «Госэкспертиза...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Кроме того, Методикой разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2019 г. N 314/пр, предусмотрено, что стоимость строительных ресурсов в текущем уровне цен в РМ определяется на основе данных подсистемы "Мониторинг стоимости строительных ресурсов" федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (далее - ФГИС ЦС) о сметной цене строительных ресурсов для базового района с учетом транспортных и иных затрат, предусмотренных методическими документами, регламентирующими порядок формирования сметной цены строительных ресурсов (п. 61). При отсутствии в ФГИС ЦС данных о сметной цене строительных ресурсов стоимость строительных ресурсов в текущем уровне цен допускается определять на основании мониторинга цен строительных ресурсов в текущем уровне цен, выполненного в соответствии с положениями методических документов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов (п.62). А при отсутствии информации в ФГИС ЦС и о сметной цене строительных ресурсов в текущем уровне цен, и по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, стоимость строительных ресурсов в текущем уровне цен принимается по стоимости этих ресурсов, включенной в сметную документацию объектапредставителя, с применением индексов-дефляторов Министерства экономического развития Российской Федерации по строке "Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)", для приведения к уровню цен, соответствующему уровню цен периода разработки Показателя.
Информация об Индексах, включаемых в ФРСН согласно Порядку формирования и ведения ФРСН, утвержденному приказом Минстроя России от 24.10.2017 N 1470/пр, размещается в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее - ФГИС ЦС) в соответствии с пунктом 2 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1452 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2019 N 604.
Таким образом, при отсутствии информации в ФГИС ЦС о сметной цене строительных ресурсов в текущем уровне цен, применение ресурсного метода невозможно, в связи с чем необходимо применять базисно-индексный метод с использованием Индексов, включенных в ФРСН.
Вместе с тем, в целях урегулирования правовых неопределенностей, возникающих в правоприменительной практике по вопросам, относящимся к сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, 26 июля 2017 г. принят Федеральный закон от 26 июля N 191-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона N 191-ФЗ сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 г. или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 г., применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:
  • включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 ГрК РФ (в редакции Федерального закона N 191-ФЗ), в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке;
  • введение в действие указанных сметных нормативов;
  • размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 ГрК РФ (в редакции Федерального закона N 191-ФЗ).
До 05 марта 2020 года на территории Челябинской области действовал Порядок определения стоимости строительно-монтажных и ремонтностроительных работ по объектам, финансируемым за счет средств областного бюджета в текущем уровне цен, утвержденный Постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 27 февраля 2014 г. N 10/77 (далее – Порядок), согласно п. 9 которого сметная стоимость работ в уровне цен, сложившихся ко времени составления сметной документации, определяется:
  • по вновь начинаемым объектам - ресурсным методом; - по переходящим объектам - базисно-индексным методом.
Под уровнем цен, сложившихся ко времени составления сметной документации, понимаются декларированные цены или предельные индексы, утверждаемые ЕТО согласно подпунктам 1 и 2 пункта 10 Порядка в квартале, соответствующем этому времени.
Под переходящими объектами понимаются объекты, находящиеся в стадии строительства, заключения экспертизы по которым выданы в базисном уровне цен до 01.01.2010.
Кроме того, п. 10 Порядка предусмотрено, что сметная стоимость работ в уровне цен, сложившихся ко времени составления сметной документации определяется в зависимости от выбранного в пункте 9 Порядка метода на основании следующих исходных данных:
  1. при определении сметной стоимости работ ресурсным методом - в соответствии с согласованной Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - ЕТО) стоимостью ресурсов: декларированным уровнем заработной платы рабочих;
декларированными отпускными ценами на материалы, изделия и конструкции; декларированными сметными ценами на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств.
  1. при определении сметной стоимости работ базисно-индексным методом - по утверждаемым ЕТО предельным индексам изменения сметной стоимости строительства к базисным ценам.
31.12.2014 г. N 300, Министерство утверждает для организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных, ремонтно-
строительных, проектных, изыскательских и экспертных работ, используемые при определении в текущем уровне цен сметной стоимости объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются за счет средств областного бюджета; и согласовывает для организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности цены на ресурсы, используемые при определении в текущем уровне цен сметной стоимости строительно-монтажных и ремонтностроительных работ на объектах, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются за счет средств областного бюджета.
Ежеквартально вплоть до I квартала 2020 г. постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области согласовывалась стоимость ресурсов, и утверждались предельные индексы изменения сметной стоимости для определения в текущем уровне цен стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, мостов и путепроводов (на I квартал 2020 года" Постановление от 20 февраля 2020 г. N 7/1).
5 марта 2020 года Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области принято постановление №9/2 «О признании утратившим силу Постановления Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 27 февраля 2014 г. № 10/77.
Подпункты 65, 66 пункта 8 раздела III Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области признаны утратившими силу Постановлением Губернатора Челябинской области от 21 апреля 2020 г. N 113 "О внесении изменений в постановление Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 г. N 300").
В связи с чем Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области прекратило согласование стоимости ресурсов и утверждение предельных индексов изменения сметной стоимости строительства к базисным ценам.
Таким образом, поскольку стоимость ресурсов, включенных в ФГИС ЦС, отсутствуют по сей день, то составленная до окончания 1 квартала 2020 года сметная документация на строительно-монтажные и ремонтностроительные работы по объектам, финансируемым за счет средств бюджета Челябинской области, может быть разработана в текущем уровне цен ресурсным методом, при условии применения цен на ресурсы, согласованных Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, а разработка сметной документации по указанным объектам начиная со 2 квартала 2020 г. должна осуществляться базисноиндексным методом с использованием Индексов, включенных в ФРСН.
Учитывая вышеизложенное, ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области" может принять на государственную экспертизу сметную документацию составленную ресурсным методом с учетом требований, предусмотренных п. 20.1. Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 (далее – Положение 145), т.е. сметная стоимость должна быть определена с учетом цен, сложившихся на дату представления сметной документации застройщику (техническому заказчику).
Вместе с тем следует учесть, что согласно п. 27.3 Положения 145, проверка сметной стоимости среди прочего включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов. А подпунктом "а" пункта 35.1 этого же Положения определено, что организация по проведению государственной экспертизы оформляет заключение о недостоверности определения сметной стоимости, если расчеты, содержащиеся в сметной документации, произведены не в соответствии с утвержденными сметными нормативами, федеральными единичными расценками, в том числе их отдельными составляющими, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, и (или) укрупненными нормативами цены строительства, размещенными в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.
Таким образом, если в ходе проведения проверки достоверности определения сметной стоимости выяснится, что в сметной документации, составленной ресурсным методом до начала 2 квартала 2020 г., применены цены строительных ресурсов, не согласованные в полном объеме Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, то в заключении государственной экспертизы будут содержаться выводы о недостоверности определения сметной стоимости.
С уважением,
Начальник учреждения О.В. Грищенко
Исп. Растихина Ольга Викторовна +7(351)219-33-00 добавочный 205