(Действующий) Письмо №229 от 06.05.2020 на №335 от 29.04.2020 ОГАУ «Госэкспертиза...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
«06» мая 2020 г. № 229 на №335 от 29.04.2020
Управляющему ООО «СЗ «ЭкоСити»
А.Ю. Алякину
Уважаемый Андрей Юрьевич!
На Ваше обращение по вопросу возможности проведения государственной экспертизы сметной документации, выполненной ресурсным методом, сообщаю следующее.
Действительно, применение ресурсного метода определения стоимости строительства при составления сметной документации имеет законное основание, и решение о выборе метода определения стоимости строительства относится к компетенции заказчика строительства.
Однако действующим законодательством предусмотрены определенные условия, при которых данный метод, как и другие методы определения стоимости строительства, может применяться.
Так, согласно п. 1 статьи 8.3 Градостроительного Кодекса РФ сметная стоимость строительства объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определяется с обязательным применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов.
Пунктом 3.28. МДС 81.35-2004 предусмотрено, что при ресурсном методе определения стоимости осуществляется калькулирование в текущих (прогнозных) ценах и тарифах ресурсов (элементов затрат), необходимых для реализации проектного решения.
Согласно п.п. 5 и 9 статьи 8.3 Градостроительного Кодекса РФ сметные цены строительных ресурсов определяются федеральным органом исполнительной власти, являются общедоступной информацией и размещаются в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве, а также согласно п. 2 статьи 8.4 ГрК РФ сметные нормативы, содержащиеся в федеральном реестре сметных нормативов, подлежат размещению в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.
Кроме того, Методикой разработки и применения укрупненных нормативов цены строительства, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29 мая 2019 г. N 314/пр, предусмотрено, что стоимость строительных ресурсов в текущем уровне цен в РМ определяется на основе данных подсистемы "Мониторинг стоимости строительных ресурсов" федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (далее - ФГИС ЦС) о сметной цене строительных ресурсов для базового района с учетом транспортных и иных затрат, предусмотренных методическими документами, регламентирующими порядок формирования сметной цены строительных ресурсов (п. 61). При отсутствии в ФГИС ЦС данных о сметной цене строительных ресурсов стоимость строительных ресурсов в текущем уровне цен допускается определять на основании мониторинга цен строительных ресурсов в текущем уровне цен, выполненного в соответствии с положениями методических документов, включенных в федеральный реестр сметных нормативов (п.62). А при отсутствии информации в ФГИС ЦС и о сметной цене строительных ресурсов в текущем уровне цен, и по результатам мониторинга цен строительных ресурсов, стоимость строительных ресурсов в текущем уровне цен принимается по стоимости этих ресурсов, включенной в сметную документацию объектапредставителя, с применением индексов-дефляторов Министерства экономического развития Российской Федерации по строке "Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)", для приведения к уровню цен, соответствующему уровню цен периода разработки Показателя.
Информация об Индексах, включаемых в ФРСН согласно Порядку формирования и ведения ФРСН, утвержденному приказом Минстроя России от 24.10.2017 N 1470/пр, размещается в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (далее - ФГИС ЦС) в соответствии с пунктом 2 Правил мониторинга цен строительных ресурсов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1452 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2019 N 604.
Таким образом, при отсутствии информации в ФГИС ЦС о сметной цене строительных ресурсов в текущем уровне цен, применение ресурсного метода невозможно, в связи с чем необходимо применять базисно-индексный метод с использованием Индексов, включенных в ФРСН.
Вместе с тем, в целях урегулирования правовых неопределенностей, возникающих в правоприменительной практике по вопросам, относящимся к сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве, 26 июля 2017 г. принят Федеральный закон от 26 июля N 191-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона N 191-ФЗ сметные нормативы (за исключением укрупненных нормативов цены строительства), расценки, цены, методические и другие документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые включены в федеральный реестр сметных нормативов до 30 сентября 2017 г. или которые утверждены органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации в порядке, установленном до 3 июля 2016 г., применяются до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий:
  • включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 ГрК РФ (в редакции Федерального закона N 191-ФЗ), в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке;
  • введение в действие указанных сметных нормативов;
  • размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 ГрК РФ (в редакции Федерального закона N 191-ФЗ).
До 05 марта 2020 года на территории Челябинской области действовал Порядок определения стоимости строительно-монтажных и ремонтностроительных работ по объектам, финансируемым за счет средств областного бюджета в текущем уровне цен, утвержденный Постановлением Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 27 февраля 2014 г. N 10/77 (далее – Порядок), согласно п. 9 которого сметная стоимость работ в уровне цен, сложившихся ко времени составления сметной документации, определяется:
  • по вновь начинаемым объектам - ресурсным методом; - по переходящим объектам - базисно-индексным методом.
Под уровнем цен, сложившихся ко времени составления сметной документации, понимаются декларированные цены или предельные индексы, утверждаемые ЕТО согласно подпунктам 1 и 2 пункта 10 Порядка в квартале, соответствующем этому времени.
Под переходящими объектами понимаются объекты, находящиеся в стадии строительства, заключения экспертизы по которым выданы в базисном уровне цен до 01.01.2010.
Кроме того, п. 10 Порядка предусмотрено, что сметная стоимость работ в уровне цен, сложившихся ко времени составления сметной документации определяется в зависимости от выбранного в пункте 9 Порядка метода на основании следующих исходных данных:
  1. при определении сметной стоимости работ ресурсным методом - в соответствии с согласованной Государственным комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - ЕТО) стоимостью ресурсов: декларированным уровнем заработной платы рабочих;
декларированными отпускными ценами на материалы, изделия и конструкции; декларированными сметными ценами на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств.
  1. при определении сметной стоимости работ базисно-индексным методом - по утверждаемым ЕТО предельным индексам изменения сметной стоимости строительства к базисным ценам.
31.12.2014 г. N 300, Министерство утверждает для организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных, ремонтно-
строительных, проектных, изыскательских и экспертных работ, используемые при определении в текущем уровне цен сметной стоимости объектов, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются за счет средств областного бюджета; и согласовывает для организаций независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности цены на ресурсы, используемые при определении в текущем уровне цен сметной стоимости строительно-монтажных и ремонтностроительных работ на объектах, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются за счет средств областного бюджета.
Ежеквартально вплоть до I квартала 2020 г. постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области согласовывалась стоимость ресурсов, и утверждались предельные индексы изменения сметной стоимости для определения в текущем уровне цен стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, мостов и путепроводов (на I квартал 2020 года" Постановление от 20 февраля 2020 г. N 7/1).
5 марта 2020 года Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области принято постановление №9/2 «О признании утратившим силу Постановления Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» от 27 февраля 2014 г. № 10/77.
Подпункты 65, 66 пункта 8 раздела III Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области признаны утратившими силу Постановлением Губернатора Челябинской области от 21 апреля 2020 г. N 113 "О внесении изменений в постановление Губернатора Челябинской области от 31.12.2014 г. N 300").
В связи с чем Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области прекратило согласование стоимости ресурсов и утверждение предельных индексов изменения сметной стоимости строительства к базисным ценам.
Таким образом, поскольку стоимость ресурсов, включенных в ФГИС ЦС, отсутствуют по сей день, то составленная до окончания 1 квартала 2020 года сметная документация на строительно-монтажные и ремонтностроительные работы по объектам, финансируемым за счет средств бюджета Челябинской области, может быть разработана в текущем уровне цен ресурсным методом, при условии применения цен на ресурсы, согласованных Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, а разработка сметной документации по указанным объектам начиная со 2 квартала 2020 г. должна осуществляться базисноиндексным методом с использованием Индексов, включенных в ФРСН.
Учитывая вышеизложенное, ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области" может принять на государственную экспертизу сметную документацию составленную ресурсным методом с учетом требований, предусмотренных п. 20.1. Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. N 145 (далее – Положение 145), т.е. сметная стоимость должна быть определена с учетом цен, сложившихся на дату представления сметной документации застройщику (техническому заказчику).
Вместе с тем следует учесть, что согласно п. 27.3 Положения 145, проверка сметной стоимости среди прочего включает в себя изучение и оценку расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, федеральным единичным расценкам, в том числе их отдельным составляющим, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов. А подпунктом "а" пункта 35.1 этого же Положения определено, что организация по проведению государственной экспертизы оформляет заключение о недостоверности определения сметной стоимости, если расчеты, содержащиеся в сметной документации, произведены не в соответствии с утвержденными сметными нормативами, федеральными единичными расценками, в том числе их отдельными составляющими, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов, и (или) укрупненными нормативами цены строительства, размещенными в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.
Таким образом, если в ходе проведения проверки достоверности определения сметной стоимости выяснится, что в сметной документации, составленной ресурсным методом до начала 2 квартала 2020 г., применены цены строительных ресурсов, не согласованные в полном объеме Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, то в заключении государственной экспертизы будут содержаться выводы о недостоверности определения сметной стоимости.
С уважением,
Начальник учреждения О.В. Грищенко
Исп. Растихина Ольга Викторовна +7(351)219-33-00 добавочный 205