(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57724-2017...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 57724-2017 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Учебник электронный. Общие положения" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2017 г. N 1257-ст)

Information and communication technologies in education. E-Learning book. General

ОКС 35.240.99
Дата введения - 1 сентября 2018 г.
Введен впервые

Предисловие

1 Разработан федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный технологический университет "СТАНКИН" (ФГБОУ ВО "МГТУ "СТАНКИН")
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации 461 "Информационно-коммуникационные технологии в образовании"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 сентября 2017 г. N 1257-ст
4 Введен впервые

Введение

Использование информационно-коммуникационных технологий в сфере образования способствует развитию ряда дистанционных образовательных технологий, среди которых особое место занимают технологии обеспечения доступа преподавателей и обучаемых к электронным библиотекам и электронным изданиям для решения задач, связанных с научной и образовательной деятельностью.
Одним из наиболее важных элементов в современном образовательном процессе является электронный учебник, являющийся специфическим видом электронного издания.
Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов "Информационно-коммуникационные технологии в образовании".
Требования настоящего стандарта применимы ко всем видам электронных изданий, используемых в качестве учебных пособий в образовательных организациях независимо от направления их деятельности (классическое, техническое, гуманитарное и др.), уровня образования и статуса (университет, академия, институт, колледж, лицей и др.).

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие положения применительно к электронным изданиям, ориентированным преимущественно на обеспечение потребностей образовательных организаций в учебных пособиях при реализации образовательных программ с применением различных форм электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, с учетом их функционирования в составе электронной информационно-образовательной среды образовательной организации.
Общие положения настоящего стандарта гармонизированы с основополагающими требованиями национальных, межгосударственных и национальных стандартов в области информатизации образования, библиотечного и издательского дела.
Общие положения настоящего стандарта применимы к учебным пособиям в электронной форме, используемым в образовательных организациях высшего, среднего профессионального и общего образования, а также дополнительного образования, в т.ч. с учетом индивидуальных предпочтений для обучающихся с ограниченными возможностями.
Общие положения настоящего стандарта могут быть использованы на всех этапах формирования фондов электронно-библиотечных систем образовательных организаций.
Выполнение основных положений настоящего стандарта является важным условием для обеспечения качества, открытости и доступности в образовательных организациях и российской системе образования в целом.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 7.60 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения
ГОСТ 33247 (ISO/IEC 19788-1:2011) Информационные технологии. Обучение, образование и подготовка. Метаданные для образовательных ресурсов. Часть 1. Структура
ГОСТ Р 53620 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения
ГОСТ Р 55750 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Метаданные электронных образовательных ресурсов. Общие положения
ГОСТ Р 55751 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики
ГОСТ Р ИСО 15836 Информация и документация. Набор элементов метаданных Dublin Core
ГОСТ Р ИСО/МЭК 2382-36 Информационные технологии. Словарь. Часть 36. Обучение, образование и подготовка
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53620, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.1 вид образования: Способ целенаправленной организации образования в соответствии с определенными принципами, обеспечивающий возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
Примечание - В системе российского образования выделяют общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение.
3.1.2 индивидуальная адаптация: Приспособление учебной образовательной среды, методов и способов обучения к индивидуальным возможностям и способностям обучаемых.
3.1.3 интернет-ресурс: Совокупность программно-технических средств, позволяющих осуществлять и поддерживать в течение определенного периода времени публикацию информации в текстовой, графической и мультимедийной форме. Каждый интернет-ресурс имеет уникальный адрес, который позволяет найти его в сети Интернет.
3.1.4 информационная система; ИС: Совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.
3.1.5 качество электронного учебника: Совокупная характеристика степени соответствия нормативным документам, регулирующим образовательную деятельность, а также требованиям, предъявляемым к использованию информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Примечание - Основным видом нормативных документов для электронного учебника являются федеральные государственные образовательные стандарты, предъявляющие, в частности, требования к объему и актуальности предоставляемого обучаемым образовательного контента, глубине и качеству его обработки.
3.1.6
контент (содержание): Документы, которые хранятся в электронной библиотеке, а также описательные метаданные.[ГОСТ 7.0.96-2016, пункт 3.3]
3.1.7
метаданные электронного образовательного ресурса: Структурированные данные, определяющие основные характеристики электронных образовательных ресурсов и предназначенные для их систематизации и эффективного применения в электронных информационно-образовательных средах.[ГОСТ Р 55750-2013, пункт 3.1.2]
3.1.8
образование: Единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.[ГОСТ Р 55751-2013, пункт 3.1.1]
3.1.9 образовательная деятельность: Деятельность по реализации образовательных программ.
3.1.10 образовательная организация: Некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
3.1.11 образовательная программа: Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных законодательством, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
3.1.12