(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50992-2019 "Автомобильные транспортные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
3.18 холодный двигатель: Тепловое состояние двигателя после стоянки ТС в течение не менее 16 ч с выключенным двигателем и имеющимися системами подогрева при температуре внешней среды, близкой к нижней предельной температуре (с отклонениями, не превышающими  3 °С), установленной для данного типа ТС, при котором температура охлаждающей жидкости и масла в двигателе не превышает температуру окружающей среды более чем на 3 °С.

4 Сокращения

В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АБ - аккумуляторная батарея;
ТД - техническая документация;
ИЛ - испытательная лаборатория;
КП - коробка передач;
РЭ - руководство по эксплуатации;
ТЗ - техническое задание;
ТУ - технические условия;
ПДД - правила дорожного движения.

5 Общие положения

5.1 Установленные настоящим стандартом технические требования к ТС дифференцированы в зависимости от категории ТС, климатических условий и особенностей территорий их размещения, определяемых границами соответствующих климатических районов согласно принятому климатическому районированию.
5.2 В настоящем стандарте принято укрупненное климатическое районирование на основе границ климатических районов, установленных ГОСТ 16350, с учетом единообразия влияния климатических факторов внешней среды, действующих на территориях этих районов, на показатели безопасности ТС. Контуры границ климатических районов определены линиями, соединяющими смежные географические объекты в соответствии с приложением А.
5.3 ТС, предназначенные для выпуска в обращение на соответствующих территориях размещения, должны быть изготовлены в климатических исполнениях (или в комбинации климатических исполнений) и сохранять общую работоспособность в пределах рабочих и предельных рабочих температур внешней среды в соответствии с таблицей 1.
Примечание - ТС, подготовленные для условий соответствующих территорий размещения по процедуре дооборудования в соответствии с 6.2, и ТС, изготовленные за пределами государств - членов Евразийского экономического союза или изготовленные по ТД предприятий, находящихся за пределами РФ, могут не иметь официального обозначения климатического исполнения. Обозначения климатического исполнения таких ТС в настоящем стандарте носит условный характер и предполагает, что для таких ТС устанавливаются такие же значения рабочих и предельных рабочих температур, а также технические требования, как и для ТС соответствующего климатического исполнения для территории размещения в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1 - Климатические исполнения ТС и основные условия их применения

Обозначение климатического исполнения ТС по ГОСТ 15150, русское (латинское 1))
Значения температур внешней среды при эксплуатации, °С
Основная территория размещения ТС (климатический район)
Рабочие (предельные рабочие)
Верхнее
Нижнее
ХЛ (F)
Плюс 40 (плюс 40)
Минус 60 (минус 60 2))
I1
УХЛ (NF)
Плюс 40 (плюс 40)
Минус 45 (минус 50 2))
l2, 50-километровая зона по периметру климатического района I1
У (N)
Плюс 40
Минус 40 (минус 45 3))
I4, I5, I11, (I + II)A
У* (N)* 4)
-
-
I5 5), I11
УТ (NT) 6)
Плюс 45 (плюс 50 7))
Минус 40 (минус 40)
I11
1) Далее по тексту стандарта латинское обозначение климатического исполнения опускается.2) Для ТС исполнения ХЛ и УХЛ, эксплуатация которых связана с особой ответственностью и требованиями высокой вероятности безотказной работы (ТС скорой медицинской помощи, аварийно-восстановительные, пожарные), и территории размещения которых находятся в радиусе до 200 км от соответствующих пунктов с экстремальными климатическими условиями (см. таблицу А.1), нижние значения предельной рабочей температуры - соответственно минус 70 °С и минус 60 °С3) Для ТС исполнения У, эксплуатация которых связана с особой ответственностью и требованиями высокой вероятности безотказной работы (ТС скорой медицинской помощи, аварийно-восстановительные, пожарные), и территории размещения которых находятся на территории умеренно-холодного климатического района, нижние значения предельной рабочей температуры - минус 50 °С4) Климатическое исполнение У* допускается только для ТС, находящихся в индивидуальной собственности физических лиц и только в пределах указанных в таблице 1 территорий размещения ТС. Диапазон рабочих температур для данного типа ТС устанавливает изготовитель, при этом значения верхних и нижних пределов рабочих температур должны быть кратными 5 °С. В РЭ таких ТС должно быть предусмотрено только их эксклюзивное сезонное использование; эксплуатация таких ТС допускается только в период, когда климатические факторы не выходят за пределы соответствующих рабочих значений, установленных изготовителем.5) Допускается только при наличии официальных дилерских центров.6) Климатическое исполнение УТ является обязательным для ТС, эксплуатация которых связана с особой ответственностью и требованиями высокой вероятности безотказной работы; рекомендуемое - для остальных ТС на указанной территории размещения ТС.7) С учетом дополнительного нагрева от воздействия солнечных лучей.Примечания1 Эксплуатация ТС исполнения ХЛ допускается на всей территории РФ без ограничения (здесь и далее экономические аспекты применения ТС специальных климатических исполнений на территориях размещения, отличных от указанных в таблице 1, не рассматриваются).2 Эксплуатация ТС исполнения УХЛ допускается на территориях климатических районов I4, l5, I11, (I + II)А (без ограничения).
5.4 Установленные значения рабочих и предельных рабочих температур должны быть указаны в ТД (ТЗ, ТУ, РЭ). В технически обоснованных случаях изготовителем могут устанавливаться более жесткие значения рабочих и/или предельных рабочих температур, чем приведенные в таблице 1.
5.5 Если ТС (отдельные партии ТС) предназначаются для эксплуатации только в определенном географическом пункте или ограниченном районе (например, для транспортного обеспечения строящегося предприятия, участка дороги и т.п.), то допускается для таких ТС (отдельных партий ТС) устанавливать номинальные значения климатических факторов, характерные для данного пункта или района и отличные от значений, установленных в настоящем стандарте для соответствующего климатического исполнения ТС. При этом в качестве рабочих температур должны быть приняты средние из абсолютных годовых максимумов и минимумов температуры, а в качестве предельных - абсолютная максимальная и абсолютная минимальная температуры.
5.6 Подтверждение соответствия ТС установленным настоящим стандартом техническим требованиям проводится в соответствии с положениями раздела 7 с последующим нанесением климатической маркировки в соответствии с разделом 8.

6 Технические требования

6.1 Все ТС, в зависимости от их категорий и территории размещения, должны соответствовать техническим требованиям, приведенным в таблице 2.
6.2 В случае невозможности (или нецелесообразности по экономическим, организационным или иным причинам) изготовления ТС в климатическом исполнении ХЛ или УХЛ для соответствующих территорий размещения (см. таблицу 1), допускается поставка в указанные районы размещения ТС в серийном исполнении (или в неполной комплектации для исполнения ХЛ или УХЛ) при условии их последующего дооборудования на базе территориальных авторизованных (дилерских) центров по документации (рекомендациям) изготовителя при выполнении требований таблицы 3 и следующих условий:
- обязательное применение сертифицированных компонентов (безопасных стекол, отопителей, топливных баков, утеплительных материалов);
- предъявление особого внимания к объему, методам и качеству внесения изменений в конструкцию пассажирского подвижного состава (не должны загромождаться проходы, должны сохраняться доступы к аварийным выходам и возможность их беспрепятственного использования в аварийных ситуациях; должна предусматриваться обязательная комплектация аварийной/резервной системой отопления).
6.3 Компоненты, применяемые в конструкции ТС для обеспечения соответствия требованиям таблицы 2 (стекла, утеплители, дополнительные отопители, обогреватели топлива и АБ и т.п.), могут быть выполнены съемными и предназначаться для сезонного оборудования ТС. В этом случае взаимная конструкция данных компонентов, соответствующих мест их установки на ТС и/или их креплений должна исключить возможность неправильной установки компонента или установки компонента в непредназначенное для него место.

Таблица 2 - Технические требования к ТС в зависимости от категории, климатического исполнения и территории размещения

Объект регламентации
Категория ТС
Технические требования
Обязательность выполнения требования для ТС климатического исполнения
ХЛ
УХЛ
У
УТ
1 ТС в целом
М, N
Общая работоспособность и эксплуатационная безопасность при внешних температурах в диапазоне рабочих/предельных рабочих температур
+
+
+
+
Наличие информации в РЭ (в дополнении к РЭ) об особенностях эксплуатации ТС в зимний период
+
+
+
р
Оснащение медицинской аптечкой со средствами от обморожения кожного покрова
+
+
-
р
М2, М3, N2, N3
Окраска в цвета, контрастные к белому по ГОСТ 12.4.026
+
з
-
з
2 Тормозные системы
М, N
Оснащение устройствами, предотвращающими попадание в пневматическую тормозную систему (пневматическую часть пневмогидравлической тормозной системы) влаги и масла из компрессора и замерзание в ней конденсата (например, осушителем воздуха с подогревом зоны сбора конденсата и клапана его сброса)
+
+
р/з
р/з
3 Двигатель. Система пуска
М, N
Оснащение средствами утепления и облегчения пуска; возможность установки средств предпускового подогрева, обеспечивающего подготовку холодного двигателя к принятию нагрузки не более чем за 45 мин (для ТС исполнений УХЛ и ХЛ), и не более, чем за 35 мин (для ТС исполнений У и УТ) при нижних значениях рабочих температур внешней среды, установленных для соответствующего типа ТС
+
+
р
+
4 Система питания
М2, М3, N2, N3
Возможность забора воздуха в двигатель из верхней зоны (не ниже уровня крыши кабины) - для ТС с воздухозаборником сзади кабины, и ТС с задним расположением двигателя
+
р
-
р
N3
Топливные баки повышенной емкости (запас не менее чем на 600 км по среднему эксплуатационному расходу)
+
р/з
з
з
М, N (с дизельными двигателями)
Наличие средств, обеспечивающих работу двигателя при температуре топлива в топливном баке ниже температуры помутнения (утепление, подогрев компонентов топливной системы, подогрев топлива в баке, обратного слива топлива подогрева топлива в баке и т.п.)
+
+
з
+
М3, N3 (с дизельными двигателями)
Должна обеспечиваться работа двигателя без ограничения крутящего момента при температурах внешней среды ниже предела работоспособности системы снижения токсичности, установленного согласно РЭ
+
+
+
+
5 Система выпуска
М3, N2, N3
Направление выпуска отработавших газов вправо или вверх для ТС категории N3; для ТС категорий N2 и М3 не допускается выпуск на левую сторону
+
-
-
-
6 Обитаемое помещение (кабина, салон, отделение для перевозки людей)
М2, М3, N*, N3
Повышенная теплоизоляция кабины/кузова (коэффициент теплопередачи не выше 2,5 Вт/м2 °С)
+
+
-
р
М, N
Эффективность системы отопления по ГОСТ 30593
+
+
+
+
М, N
Обеспечение защиты остекления от обмерзания:- ветрового стекла - нормативной зоны В и фронтального сектора нормативного поля обзора П по ГОСТ 33988 - на 100 % площади;- боковых окон - слева и справа от рабочего места водителя - не менее 80 % площади остекления. Если боковые окна в нормативном поле обзора П по ГОСТ 33988 выполнены открывающимися (с опускающимися/ откидывающимися/ сдвижными/ поворотными стеклами), то устройства, обеспечивающие защиту стекол таких окон от обмерзания (например, фрагменты накладных стекол, дополнительные уплотнители и/или фиксаторы, пленка и т.п.) не должны препятствовать по меньшей мере их частичному открыванию. Очистка стекол бокового сектора нормативного поля обзора П по ГОСТ 33988 на 100 % площади для неоткрывающихся окон, и на не менее, чем 80 % площади для открывающихся окон, является обязательной. Допускается применение устройств непрямого обзора
+
+
+
+
Наличие салонного пылевого фильтра
+
+
+
+
Оснащение устройством электрообогрева подушки сиденья (или устройством аналогичного действия):
М1
- сиденья водителя, переднего правого пассажира и пассажиров второго ряда сидений - заднего правого и заднего левого
+
+
з
р/з
М2, М3
- сиденья водителя
+
+
з
з
N
- сиденья водителя и переднего правого пассажира
М, N
Оснащение системой кондиционирования
Требования ГОСТ 30593
М2, М3, N2, N3
Наличие резервной (аварийной) системы отопления по ГОСТ 30593
+
+
-
р/з
Наличие места (полок, отделений) для утепленной верхней одежды и обуви водителя (экипажа) и предметов первой необходимости (медицинская аптечка, термос, емкость для воды, фонарь, средство для ремонта шин, в том числе бескамерных, набор часто используемых инструментов, запас масла для двигателя и т.п.)
+
р/з
-
р/з
М2 (класс А)
М3 (классы I и II)
Ограждения рабочего места водителя (кабина закрытого типа). Для ТС категории М3 класса II допускается кабина полузакрытого типа
+
+
з
р/з
7 Электрооборудование, освещение, сигнализация
М, N
Обеспечение подзаряда АБ в режиме движения "зима - ночь - шоссе - туман"
+
+
-
-
М2, М3, N2, N3
Дополнительные средства для обеспечения теплового режима АБ в соответствии с РЭ на АБ (утепление, подогрев аккумуляторного отсека, применение АБ специальных типов, сохраняющих работоспособность при низких температурах, АБ с электроподогревом и т.п.)
+
+
-
-
М1 (специальные), N1 (специальные), N2 (специальные), N3, M2G, M3G
Наличие фары-искателя, управляемого из кабины
+
з
-
-
М2, М3 (классы В, II и III)
Оснащение двумя дополнительными фарами дальнего света, передними противотуманными фарами, двумя дополнительными задними
+
р/з
з
з
М2, М3 (классы В, II и III)
Указателями поворота, одним стоп-сигналом (категории S3 или S4), двумя дополнительными стоп-сигналами (категории S1 или S2), двумя дополнительными задними габаритными огнями - в соответствии с Правилами [2] (уровень поправок не ниже 04)
N3
Оснащение двумя дополнительными фарами дальнего света, передними противотуманными фарами, двумя дополнительными задними указателями поворота, двумя дополнительными задними габаритными огнями - в соответствии с Правилами [2] (уровень поправок не ниже 04).Обязательная установка задних опознавательных знаков в соответствии с Правилами [3]
+
р/з
з
з
O4
Оснащение двумя дополнительными задними габаритными огнями в соответствии с Правилами [2] (уровень поправок не ниже 04)Обязательная установка задних опознавательных знаков в соответствии с Правилами [3]
+
р/з
з
з
М1, N1, N2
Оснащение двумя дополнительными фарами дальнего света в соответствии с Правилами [2] (уровень поправок не ниже 04)
р/з
р/з
з
з
Оснащение передними противотуманными фарами в соответствии с Правилами [2] (уровень поправок не ниже 04)
+
+
р
р
М3 (класс III), N3
Установка дополнительного звукового сигнала или звукового сигнала повышенной мощности с параметрами, установленными в пункте 4 таблицы Б.1 (приложение Б)
+
з
-
-
8 Трансмиссия
М2 и М3
Оснащение механизмами принудительной блокировки (или устройствами аналогичного действия) дифференциалов главных передач ведущих неуправляемых мостов.Конструкция механизмов блокировки и их приводов должна исключать возможность непреднамеренной полной блокировки дифференциала (например, при неисправности систем пневмо- или электрооборудования, питающих или управляющих цепей и т.п.)
з
з
-
-
N2 и N3
+
+
з
з
9 Эвакопригодность
М2, М3, N2, N3
Оснащение передним сцепным устройством или возможность его установки без дополнительных подготовительных операций (например, без демонтажа переднего бампера) для буксировки (эвакуации) ТС без водителя на жесткой сцепке
+
з
-
з
10 Удобство обслуживания (ежедневное обслуживание, мелкий ремонт в дороге)
М2, М3, N2, N3
Возможность проверки/дозаправки уровня масла и охлаждающей жидкости в двигателе без подъема кабины (для ТС с кабиной над двигателем). Обеспечение безопасного доступа к подкапотному пространству (наличие опор для ног (ступенек), площадки перед капотом (как пример - широкий бампер) (для капотных ТС)
+
+
-
-
11 Дополнительная комплектация
М2, М3, N2, N3
Наличие мест для размещения шанцевого инструмента, противооткатных упоров, цепей противоскольжения, троса, емкостей для резервного запаса технических жидкостей и т.п.
+
з
з
з
* Требование является факультативным для ТС с технически допустимой максимальной массой, не превышающей 7,5 т.Примечание - Обозначение "+" - требование обязательно; "-" - требование не применяется; "р" - требование рекомендуемое; "з" - требование выполняется по заказу. При этом конструкция соответствующих систем, агрегатов, узлов и т.п., и/или существующая номенклатура применяемых компонентов должны обеспечивать такую возможность.

Таблица 3 - Классификация основных конструктивных изменений при доработке конструкции ТС в базовом исполнении по условиям их размещения на территориях климатических районов I1, l2 и допустимость их реализации

Наименование (тип) основных изменений конструкции
Возможность применения изменений в конструкции
1 Небезопасные изменения (применение стекол без знаков официального утверждения по Правилам [7], утеплителей моторного отделения, адсорбирующих масло и топливо), для которых есть более безопасная альтернатива
Не допускаются во всех случаях
2 Небезопасные изменения, которые не обоснованы спецификой условий эксплуатации (применение дополнительных топливных баков необоснованно большой емкости)
Не допускаются во всех случаях
3 Изменения, снижающие общую безопасность конструкции ТС (загромождение проходов, нарушение работоспособности аварийных выходов в салонах автобусов)
Не допускаются во всех случаях
4 Изменения, влияющие на оценочные показатели. Подтверждение соответствия после их внесения требует специальных испытаний [установка дополнительных средств утепления и отопления кабины (салона) и т.п.]
Допускаются по результатам экспертного заключения
5 Изменения, в т.ч. явно ухудшающие оценочные показатели, но необходимые для обеспечения климатической безопасности в эксплуатации (двойное остекление кабины и/или прозрачные пленки на стеклах окон, установка переднего сцепного устройства, изменение трасс систем впуска и выпуска отработавших газов)
Допускаются при выполнении условий приложения Б
6.4 При изготовлении (комплектации) ТС в климатическом исполнении ХЛ и УХЛ для условий размещения I1, l2 [включая доработку серийных ТС на базе территориальных авторизованных (дилерских) центров] допускается изменение их отдельных сертификационных показателей относительно серийного ТС, вызванное необходимостью обеспечения соответствия ТС в исполнении ХЛ и УХЛ требованиям таблицы 2. Перечень сертификационных показателей и нормативных документов, в отношении которых возможны соответствующие изменения, и условия допустимости таких изменений приведены в приложении Б.
6.5 Для обеспечения безопасного транспортирования к местам размещения и связанного с этим промежуточного (складского) хранения, все ТС должны изготавливаться для условий хранения 8 (ОЖ3) по ГОСТ 15150 (открытые площадки на территориях макроклиматических районов с умеренным и холодным климатом в атмосфере любых типов).

7 Методы испытаний

7.1 Объект испытаний и техническая документация
7.1.1 Объектами испытаний являются репрезентативные ТС, отобранные ИЛ в соответствии с 7.1.4 и 7.1.5.
Для ТС климатического исполнения У* с установленным нижним пределом рабочих и/или предельных рабочих температур минус 15 °С и выше, климатические испытания в отношении требований настоящего стандарта являются факультативными, а с установленным нижним пределом данных температур, не превышающим минус 40 °С - проводятся только в объеме ГОСТ 30593.
Для ТС, находящихся в эксплуатации (прошедших государственную регистрацию в установленном порядке), внесение изменений в конструкцию которых для обеспечения их соответствия условиям размещения проведено по схеме последующего дооборудования согласно 6.2, объем испытаний устанавливается ИЛ, аккредитованной в установленном порядке на право проведения испытаний ТС для соответствующей территории размещения.
7.1.2 Объект испытаний должен быть в технически исправном состоянии. Применяемое топливо, смазочные материалы и рабочие жидкости должны соответствовать предписаниям РЭ 1).
──────────────────────────────
1) По согласованию с изготовителем при определении общей работоспособности и эксплуатационной безопасности ТС допускается использование топлива розничной сети в районах проведения испытаний.
──────────────────────────────
7.1.3 При проведении испытаний вместе с объектом испытаний заявителем предоставляются:
- РЭ, содержащее информацию об особенностях эксплуатации ТС в зимний период;
- общее техническое описание ТС, оформленное в соответствии с действующими техническими регламентами, распространяющимися на колесные транспортные средства;
- ТЗ или ТУ;
- перечень компонентов, применяемых в качестве дооборудования ТС для обеспечения работоспособности в условиях низких температур, их чертежи, схемы и инструкции по установке на ТС;
- координаты нормативных зон А и Б ветрового стекла и зон нормативного поля обзора П через стекла боковых окон в виде, обеспечивающем возможность их нанесения на соответствующие стекла без применения специального оборудования (например, чертежи окон на бумажном носителе (кальке) в натуральную величину с нанесенными соответствующими зонами, границы которых могут быть перенесены на стекла). Допускается предварительное (на базе изготовителя или ИЛ, имеющих соответствующее оборудование) нанесение указанных зон на стекла соответствующих окон ТС способом, исключающим стирание или смывание контуров их границ в процессе испытаний;
- документы, подтверждающие соответствие дополнительных компонентов (стекла, отопители, топливные баки, утеплительные материалы и т.п.) предъявляемым требованиям (сообщения об официальном утверждении, действующие сертификаты соответствия; в отдельных случаях, предусмотренных действующим законодательством, допускается представление деклараций о соответствии);