(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50992-2019 "Автомобильные транспортные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Настоящий стандарт не распространяется:
- на ТС климатического исполнения Т, предназначенные для эксплуатации на территории макроклиматических районов как с сухим, так и с влажным тропическим климатом по ГОСТ 15150;
- на внедорожные большегрузные ТС;
- на ТС - аккумуляторные электромобили;
- на специальное и дополнительное оборудование специальных или специализированных ТС.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 8.549 Государственная система обеспечения единства измерений. Погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров до 500 мм с неуказанными допусками
ГОСТ 12.4.026 Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний
ГОСТ 15150 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 16350 Климат СССР. Районирование и статистические параметры климатических факторов для технических целей
ГОСТ 30593 Автомобильные транспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Требования к эффективности и безопасности
ГОСТ 33557 Автомобильные транспортные средства. Документальное оформление результатов испытаний на соответствие требованиям технических регламентов
ГОСТ 33988 Автомобильные транспортные средства. Обзорность с места водителя. Технические требования и методы испытаний
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если изменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 климатическая безопасность ТС: Состояние ТС, при котором отсутствует или минимизирована возможность (опасность) нанесения ущерба здоровью или жизни человека и/или окружающей среде, обусловленная воздействием на ТС (прямым или косвенным) климатических факторов внешней среды.
3.2 климатические факторы внешней среды: Температура, влажность воздуха, давление воздуха (высота над уровнем моря), солнечное излучение, дождь, ветер, пыль (в том числе снежная) и другие параметры и характеристики внешней среды (окружающего воздуха) по ГОСТ 15150.
3.3 климатический район: Территории государств - членов Евразийского экономического союза, объединенные по условиям единообразия влияния климатических факторов внешней среды, действующих на этих территориях, на показатели безопасности ТС.
3.4 рабочие значения температур внешней среды: Естественно изменяющиеся или неизменные значения температур внешней среды, измеряемые в градусах Цельсия, в пределах которых обеспечивается сохранение требуемых номинальных параметров и экономически целесообразных сроков службы ТС и его основных компонентов.
3.5 предельные рабочие значения температур внешней среды: Значения температур внешней среды, измеряемые в градусах Цельсия, при которых ТС могут оказываться в эксплуатации чрезвычайно редко и воздействие которых не должно прерывать транспортный процесс и/или вызывать возникновение необратимых (негативных) изменений в конструкции ТС.
Примечание - Рабочими предельными температурами для данного типа ТС являются температуры внешней среды, при эпизодическом воздействии которых (в течение не более 6 ч - при верхнем значении температуры, и не более 12 ч - при нижнем значении температуры) выполняются следующие условия:
- сохраняется работоспособность ТС, но могут не сохраняться номинальные значения отдельных параметров и характеристик (при этом в технической документации на ТС должны указываться допустимые отклонения параметров и характеристик ТС от установленных номинальных значений, если эти отклонения имеют место);
- после прекращения действия этих предельных рабочих значений температур все первоначальные номинальные значения параметров и характеристик ТС восстанавливаются.
3.6 территория размещения ТС: Территория климатического района (или группы районов), на которую предполагается поставка ТС соответствующего типа и/или их эксплуатация (либо основная часть эксплуатации), хранение (межсменное, сезонное и т.п.) и необходимая техническая поддержка (техническое обслуживание, ремонт, сезонная комплектация и т.п.).
3.7 ТС в базовом исполнении: ТС в климатическом исполнении У, если иное не указано в тексте настоящего стандарта для конкретного случая.
3.8 специальное транспортное средство: Транспортное средство, предназначенное для выполнения специальных функций, для которых требуется специальное оборудование.
3.9 специализированное транспортное средство: Транспортное средство, предназначенное для перевозки определенных видов грузов.
3.10 специальное климатическое исполнение: ТС в климатическом исполнении, отличном от климатического исполнения У.
3.11 дооборудование: Установка дополнительных компонентов на ТС в базовом исполнении (или на ТС в исполнении ХЛ или УХЛ в случае их неполной и/или недостаточной комплектации на предприятии-изготовителе), выполняемая в соответствии с 6.2 для обеспечения их эксплуатации на территориях размещения I1 и/или l2 (см. приложение А).
3.12 сезонное оборудование: Установка дополнительных (съемных) компонентов на ТС, входящих в его комплектацию, выполняемая в соответствии с руководством по эксплуатации для обеспечения эксплуатации ТС в определенных сезонных условиях.
3.13 обитаемое помещение ТС; ОП: Внутренняя часть ТС, используемая для размещения водителя (экипажа, лиц, сопровождающих груз, и т.п.) и пассажиров.
3.14 тип ТС в отношении климатической безопасности: ТС одного изготовителя, относящиеся к одной категории, изготовленные в одном и том же климатическом исполнении и (или - если обозначение климатического исполнения не заявлено) с одинаковыми значениями предельных рабочих температур, и не имеющие между собой существенных различий в отношении приспособленности к эксплуатации в условиях основной территории размещения, установленной для данного типа ТС в соответствии с таблицей 1.
Примечание - ТС, относящиеся к одному типу в отношении климатической безопасности, не должны иметь существенных различий в отношении общей конструкции и параметров следующих систем и составных частей:
а) кузов, обитаемое помещение (обитаемые помещения) ТС:
1) общая конструкция, компоновка, визуальное сходство в отношении внешнего вида. Различия в исполнении загрузочного пространства не учитываются, если его конструкция и назначение не связаны с перевозкой людей;
2) расчетная площадь поверхности внутренних ограждений кузова, определенная в соответствии с В.5 приложения В (различия не более 20 %);
3) количество мест для сидения - для ТС категории М, кроме ТС категорий М2 и М3 классов А, I и II, или общая пассажировместимость - для ТС категорий М2 и М3 классов А, I и II (допустимые различия не более 20 %);
4) конструкция средств (компонентов) уплотнения (окон, дверных проемов, люков и т.п.) и утепления (тип, материал, расположение);
5) комплектация устройствами системы нормализации микроклимата, суммарная производительность, расположение в ОП;
б) силовая установка:
1) тип применяемого топлива (бензин, дизельное топливо, комбинированная установка (гибридное транспортное средство);
2) тип системы охлаждения (жидкостное, воздушное);
3) система терморегулирования двигателя (средства утепления, терморегулирования, наличие, тип и производительность топливных обогревательных приборов);
4) система питания (расположение воздухозаборника двигателя; для ТС с дизельным двигателем - расположение топливного бака и компонентов системы питания, наличие и конструкция средств их утепления и систем подогрева топлива);
5) система пуска (наличие и конструкция средств облегчения пуска и/или системы предпускового подогрева);
6) система выпуска (расположение выпускной трубы);
в) электрооборудование (тип генератора/аккумуляторной батареи; наличие и конструкция термоизоляции/подогрева аккумуляторной батареи);
г) трансмиссия, тип (механическая, гидравлическая, электрическая, комбинированная);