(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 50992-2019 "Автомобильные транспортные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
7.6 Объем пробеговых испытаний и режимы движения
7.6.1 Скорость и режимы движения при определении отдельных оценочных показателей должны соответствовать требованиям таблицы 5 для соответствующих видов испытаний при наличии таких требований.
7.6.2 При определении общей работоспособности и эксплуатационной безопасности - скорость движения должна быть максимально допустимая согласно РЭ для конкретных дорожных условий с учетом положений 7.6.4; для ТС с ручным управлением КП выбирают наивысшую передачу, допускающую в соответствии с РЭ заданный режим движения; для ТС с автоматическим управлением КП выбирают автоматический режим движения, если иное не регламентировано РЭ для заданного режима движения.
7.6.3 Объем пробеговых испытаний для оценки общей работоспособности ТС должен составлять не менее 8000 км с распределением пробега по видам дорог в соответствии с дорожными условиями типовых маршрутов перевозок района размещения. Пробег ТС до места проведения испытаний и обратно по решению ИЛ может быть засчитан в объем испытаний, если он выполнен в условиях, соответствующих 7.3.1.
7.6.4 Во всех случаях скорость и режимы движения должны соответствовать требованиям ПДД, отвечать условиям безопасного движения и проведения работ в соответствующих дорожно-климатических условиях.
7.7 Методы испытаний
7.7.1 Оценка соответствия ТС требованиям настоящего стандарта проводится в объеме и в соответствии с положениями таблицы 5.
7.7.2 Оценку общей работоспособности и эксплуатационной безопасности ТС рекомендуется проводить в сравнении с ТС аналогичного типа, находящихся в эксплуатации и оцениваемых потребителями как наиболее приспособленные для выполнения аналогичных функций в условиях территории размещения ТС.
7.8 Оформление результатов испытаний
7.8.1 В процессе испытаний оформляют следующую документацию:
- рабочие (ежедневные) протоколы, содержащие сведения о дорожно-климатических условиях (температура воздуха, наличие осадков, тип и состояние дорожного полотна, маршрут движения и т.п.) и о состоянии объекта испытаний (способ, время пуска двигателя, объем пробега по видам дорог, нагрузка, сведения о заправках и замечаниях в процессе обслуживания и работы и т.п.);
- акты технической экспертизы при нарушении работоспособности объекта и замены (ремонта) неисправных компонентов (при необходимости);
- протоколы испытаний в отношении оценки отдельных показателей, установленных в разделе 6.
Рабочие (ежедневные) протоколы, акты и протоколы испытаний в отношении оценки отдельных показателей оформляют по формам, принятым в ИЛ, проводящей испытания.
7.8.2 По результатам испытаний оформляют протокол климатических испытаний по ГОСТ 33557.

Таблица 5 - Методы оценки соответствия ТС требованиям климатической безопасности (методы испытаний)

Объект регламентации
Оцениваемый показатель (свойство)
Методы испытаний
1 Транспортное средство в целомОбщая работоспособность и эксплуатационная безопасность при внешних температурах в диапазоне рабочих и предельных рабочих температурВ процессе пробеговых испытаний
Наличие информации в РЭ (в дополнение к РЭ) об особенностях эксплуатации ТС в зимний периодЭкспертиза ТД
Оснащение медицинской аптечкой со средствами от обморожения кожного покроваПроверка комплектности. Экспертная оценка
Окраска в цвета, контрастные к беломуЭкспертная оценка по ГОСТ 12.4.026
2 Тормозные системыОснащение устройствами, предотвращающими попадание в пневматическую тормозную систему (пневматическую часть пневмогидравлической тормозной системы) влаги и масла из компрессора и замерзание в ней конденсатаЭкспертиза конструкции. Проверка работоспособности при пробеговых испытаниях
3 Двигатель. Система пускаОснащение средствами утепления и облегчения пуска; возможность установки средств предпускового подогрева; время подготовки холодного двигателя к принятию нагрузки1 Экспертная оценка конструкции (в отношении комплектации)2 Пуск двигателя в соответствии с РЭ при (75   3) % заряженности АБ при нижних значениях рабочих температур внешней среды, установленных для соответствующего типа ТС
4 Система питанияВозможность забора воздуха в двигатель из верхней зоныЭкспертная оценка конструкции
Достаточность запаса топлива для пробега не менее чем на 600 кмРасчет по среднему эксплуатационному расходу в процессе пробеговых испытаний
Наличие и достаточность средств, обеспечивающих работу двигателя при температуре топлива в топливном баке ниже температуры помутненияЭкспертиза конструкции. Проверка работоспособности при пробеговых испытаниях
Работоспособность двигателя без ограничения крутящего момента при температурах внешней среды ниже предела работоспособности системы снижения токсичностиЭкспертиза ТД. Проверка работоспособности при пробеговых испытаниях
5 Система выпускаНаправление выпуска отработавших газовЭкспертная оценка конструкции
6 Обитаемое помещение (кабина, салон, отделение для перевозки людей)Эффективность теплоизоляции кабины/кузова (коэффициент теплопередачи)Определение коэффициента теплопередачи методом внутреннего нагрева (приложение В)
Эффективность системы отопленияВ соответствии с ГОСТ 30593
Обеспечение защиты остекления от обмерзанияСопоставление контуров нормативной зоны В нормативного поля обзора П по ГОСТ 33988 с контурами очищаемых зон ветрового стекла и стекол боковых окон, с последующим расчетом % очищаемой площади;в различных режимах движения при пробеговых испытаниях.
Для боковых открывающихся окон - возможность их открыванияЭкспертная оценка при пробеговых испытаниях
Наличие салонного пылевого фильтраЭкспертная оценка конструкции
Комплектация устройством обогрева подушки сиденьяЭкспертиза конструкции. Проверка работоспособности при пробеговых испытаниях
Оснащение системой кондиционированияВ соответствии с ГОСТ 30593 с учетом требований 7.2.1 настоящего стандарта
Наличие резервной (аварийной) системы отопленияВ соответствии с ГОСТ 30593
Наличие места (полок, отделений) для утепленной верхней одежды и обуви водителя (экипажа) и предметов первой необходимостиЭкспертная оценка конструкции, оценка удобства и достаточности при пробеговых испытаниях
Конструкция ограждений рабочего места (кабины) водителяЭкспертная оценка конструкции
7 Электрооборудование, освещение, сигнализацияОбеспечение подзаряда АБ в режиме движения "зима - ночь - шоссе - туман"Контроль заряда и состояния АБ при пробеговых испытаниях (см. 7.6) в соответствии с РЭ на АБ
Достаточность средств для обеспечения теплового режима АБ в соответствии с РЭ на АБЭкспертиза ТД и конструкции; контроль температурного режима АБ при пробеговых испытаниях
Оснащение дополнительными средствами освещения и световой сигнализацииЭкспертиза конструкции с учетом положений приложения Б, проверка и оценка работоспособности при пробеговых испытаниях.
Наличие дополнительного звукового сигнала или звукового сигнала повышенной мощностиЭкспертиза ТД и конструкции
8 ТрансмиссияОснащение механизмами блокировки (или устройствами аналогичного действия) дифференциалов главных передач ведущих неуправляемых мостовЭкспертиза конструкции. Проверка работоспособности при пробеговых испытаниях
9 ЭвакопригодностьОснащение передним сцепным устройством (возможность установки без подготовительных операций)Экспертиза конструкции. Проверка работоспособности при пробеговых испытаниях
10 Удобство обслуживания (ежедневное обслуживание, мелкий ремонт в дороге)Удобство и безопасность доступа к подкапотному пространству и обслуживания двигателяЭкспертиза конструкции. Оценка удобства пользования при обслуживании ТС в процессе пробеговых испытаний
11 Дополнительная комплектацияНаличие и достаточность мест для размещения шанцевого инструмента, противооткатных упоров, цепей противоскольжения, троса, емкостей для резервного запаса технических жидкостей и т.п., надежность фиксирующих устройствЭкспертиза конструкции. Оценка достаточности, надежности фиксирующих устройств и удобства пользования в процессе пробеговых испытаний

8 Климатическая маркировка

8.1 Климатическая маркировка представляет собой знак в виде равностороннего шестиугольника с вписанным в него значением предельной рабочей температуры в градусах Цельсия, или пиктограмму снежинки с указанным рядом значением предельной рабочей температуры в градусах Цельсия. Знак наносится на боковые панели ТС (кабину, кузов) в передней трети габаритной длины ТС и/или на переднюю и заднюю панели кузова ТС, а также на заводскую табличку ТС. Маркировка наносится любым способом, исключающим ее смывание и стирание.
8.2 Климатическая маркировка является обязательной, за исключением следующих типов ТС, для которых она является факультативной:
- для ТС климатических исполнений У и УТ, если установленные для них нижние значения рабочих и предельных рабочих температур, а также территории размещения соответствуют указанным в таблице 1 настоящего стандарта;
- для ТС, вид климатического исполнения или территория размещения которых являются единственными, и в течение не менее трех лет не планируется выпуск в обращение ТС аналогичного типа другого климатического исполнения или для другой территории размещения;
- для ТС климатического исполнения У*, если установленные для них нижние значения рабочих и предельных рабочих температур не превышают минус 35 °С.
8.3 Размерные параметры и варианты цветового оформления знака климатической маркировки, наносимого на внешние панели кузова, приведены в приложении Г. Для климатической маркировки, наносимой на табличку изготовителя, данные параметры не нормируются.
Приложение А
(обязательное)

Климатическое районирование. Границы и основные температурные характеристики климатических районов

2026 × 1311 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок А.1 - Границы основных климатических районов

Таблица А.1 - Границы и основные температурные характеристики климатических районов

Климатический район (представительный пункт/пункт с экстремальными климатическими условиями)
Обозначение по ГОСТ 16350
Границы климатического района
Основные температурные характеристики климатических районов ***
Зимний период
Летний период
Абсолютный минимум, °С
Среднемесячная температура в январе, °С
Абсолютный максимум, °С
Среднемесячная температура в июле, °С
Очень холодный (Оймякон/Якутск, Сусуман)
I1
С северо-востока и северо-запада: истоки р. Танюгер - п. Певек - побережье Северного Ледовитого океана от п. Певек до устья р. Пясина - устье р. Енисей - истоки р. Турухан.С юго-запада и юго-востока: истоки р. Турухан - устье р. Чуня - истоки рек Таймура и Илимпея - истоки р. Нюя - устье р. Витим - р. Витим до г. Бодайбо - п. Чара - п. Бол. Хатыми - п. Нелькан - п. Палатка - устье р. Танюгер
Минус 71
От минус 50 до минус 30
38
От 2 до 18
Холодный (Тында/Салехард, Надым)
I2
С северо-востока и северо-запада: побережье Северного Ледовитого океана от мыса Дежнева до границы климатического района I1 - юго-восточная и юго-западная границы климатического района I1 до побережья Северного Ледовитого океана - вдоль побережья Северного Ледовитого океана до границы Ненецкого национального округа.С юго-запада и юго-востока: - восточная граница Ненецкого национального округа до границы Республики Коми - северная граница Республики Коми до р. Адзьва - р. Адзьва до р. Уса - р. Уса до р. Печоры - р. Печора до устья р. Нерица - истоки р. Вымь - р. Вымь.С юго-запада и юго-востока: р. Вычегда от устья р. Вымь до устья р. Вишер - устье р. Шугор - р. Шугор - устье р. Хулга - р. Ляпин - р. Северная Сосьва до р. Обь - р. Обь до устья р. Иртыш - р. Иртыш до границы Ханты-Мансийского национального округа - граница Ханты-Мансийского национального округа - южная граница Томской обл. до р. Шегарка - р. Шегарка до р. Обь - р. Обь до устья р. Чулым - р. Чулым до устья р. Кемчуг - п. Шиткино * - п. Устье-Ордынский * - п. Нижне-Ангарск * - восточный берег озера Байкал до устья р. Баргузин - г. Нерчинский завод * - вдоль Государственной границы РФ до с. Кумара - г. Свободный - р. Зея - устье р. Селемджа - р. Селемджа до г. Токур * - г. Удское * - линия, отстоящая на 50 км от побережья Охотского моря - Каменское * - Хаилино * - линия, отстоящая на 50 км от побережья Берингова моря
Минус 60
От минус 32 до минус 15
33
От 2 до 25
Умеренно-холодный (Улан-Удэ/Тюмень)
II4
Территория I. С северо-востока и северо-запада: от г. Нерчинский завод - юго-восточная и юго-западная границы климатического района l2 до побережья Северного Ледовитого океана - вдоль побережья Северного Ледовитого океана до п. Тобседа.С юго-запада и юго-востока: до п. Тобседа - с. Вожгора - г. Сыктывкар - восточная граница Кировской обл. - восточная граница Удмуртской Республики - г. Уфа - п. Темир Эмбарек *, Республика Казахстан (РК) - с. Нура * (РК) - п. Улутау (РК) - г. Каражал * (РК) - восточное предгорье хребта Тарабагатай - вдоль хребта Тарабагатай до Государственной границы РК - вдоль Государственной границы РК до Государственной границы с РФ - вдоль Государственной границы РФ до г. Нерчинский завод.Территория II. С северо-востока и северо-запада: г. Токур - вдоль юго-восточной границы района l2 до с. Кумара.С юго-запада и юго-востока: с. Кумара - вдоль Государственной границы РФ до границы между Хабаровским и Приморским Краем - вдоль границы между Хабаровским и Приморским Краем до линии, отстоящей на 50 км от побережья Татарского пролива - вдоль линии, отстоящей на 50 км от побережья Татарского Пролива и Охотского моря до г. Токур.Территория III. Территория полуострова Камчатка за исключением 50-километровой береговой зоны
Минус 51
От минус 30 до минус 15
40
От 6 до 25
Жаркий сухой (Туркестан, Шымкент/Элиста, Астрахань)
II11
С северо-востока и северо-запада: Южная граница климатического района II4 от Государственной границы РК до п. Темир Эмбарек (РК) - с. Жанаказан (РК) - вдоль 50-й параллели до Государственной границы с РФ - Государственной границы РФ - до границы Актюбинской обл. - вдоль границы Актюбинской обл. до границы с Республикой Калмыкия - вдоль западной границы Республики Калмыкия до западного побережья Каспийского моря.С юго-запада и юго-востока: вдоль западного побережья Каспийского моря от границы Республики Калмыкия до Государственной границы с РК - вдоль Государственной границы РК до хребта Тарабагатай
Минус 43
От минус 4 до минус 15
45
От 25 до 30
Средняя Азия (Сусамыр, Нарын, Ош/Бишкек)
(I + IIA)
Территория в пределах Государственной границы Кыргызской Республики
Минус 38
От 0 до минус 20
42
От 0 до 28
Умеренный ** (Мурманск, Волгоград/Москва)
II5
Территории государств - членов Евразийского экономического союза, не входящие в вышеперечисленные районы
Минус 43
От минус 4 до минус 15
41
От 8 до 25
* В состав рассматриваемого климатического района не входит.** В состав данного климатического района включены отдельные территории других климатических районов (умеренно теплый, умеренно теплый влажный, умеренно теплый с мягкой зимой и др.), которые ввиду их относительно незначительной площади в рамках настоящего стандарта отдельно не рассматриваются.*** Приведены справочные значения температур с учетом актуальных материалов, имеющихся на момент разработки стандарта, которые могут отличаться от значений, приведенных в ГОСТ 16350.
Приложение Б
(обязательное)

Перечень
сертификационных показателей, которые могут изменяться относительно показателей базового транспортного средства, и условия возможности реализации таких изменений для обеспечения соответствия транспортных средств в исполнении ХЛ и УХЛ техническим требованиям для условий размещения в районах I1, l2

Таблица Б.1 - Перечень сертификационных показателей, которые могут изменяться относительно показателей базового ТС в базовой комплектации, и условия возможности реализации таких изменений для обеспечения соответствия ТС в исполнении ХЛ и УХЛ техническим требованиям для условий размещения в районах I1, l2

Наименование (тип) основных изменений конструкции
Обозначение нормативного документа, наименование изменяемого показателя
Условия допустимости применения *
1 Изменение трасс впускного и выпускного трактов (пункты 3 и 4 таблицы 1)Правила [4], [5], [6] (изменение сопротивления на впуске, объема системы выпуска и противодавления на выпуске)Допускается по согласованию с изготовителем, или при условии сохранения (не уменьшения) площади поперечного сечения воздуховода
2 Установка двойного остекления и/или применение прозрачной пленки на стеклах с целью устранения обмерзания;установка ограждений кабины (для ТС категорий М2, М3 классы А, I и II)Правила [7], ГОСТ 33988 (нарушение установки ветрового стекла, ухудшение углов видимости и коэффициента светопропускания стекол);Правила [8] (возможное ухудшение видимости через зеркала заднего вида)Допускается. Применяемые дополнительные стекла должны иметь маркировку знаком официального утверждения типа по Правилам [7]
3 Установка фары-искателяНе предусмотрена Правилами [2]Допускается установка фары-искателя: при наличии отдельного выключателя (не скомбинированного с выключателями других световых приборов) и контрольного светового и/или звукового сигнала;
4 Установка дополнительного звукового сигнала или сигнала повышенной мощностиВозможна несогласованность с требованиями Правил [9]Допускается установка дополнительного пневматического или электропневматического сигнального прибора с уровнем звукового давления (от 112 до 120 дБ)
5 Установка дополнительных обогревательных приборовИзменение оценочных показателей по Правилам [10]Допускается при выполнении правил монтажа, установленных изготовителем прибора и наличии подтверждения соответствия прибора требованиям Правил [10]
6 Установка специальных устройств для буксировки (эвакуации)Правила [11], [12] (травмобезопасность наружных выступов; передняя защита)Допускается при условии подтверждения соответствия устанавливаемого буксирного устройства требованиям Правил [13]
7 Окраска в цвета, контрастные к беломуГОСТ 12.4.026 не предусмотрена спец. раскраска ТС специальных климатических исполненийОкраска цветами, являющимися контрастными по отношению к белому по ГОСТ 12.4.026
8 Эксплуатационная технологичность (удобство ежедневного обслуживания, дозаправочных работ, мелкого ремонта в дороге и т.п.)Правила [11], [12] (травмобезопасность наружных выступов; передняя защита)Допускается перенос переднего бампера вперед относительно поперечной вертикальной плоскости, касательной к поверхности облицовки радиатора (или передней внешней панели кузова) на расстояние до 0,4 м для устройства площадки для выполнения регламентных работ, при необходимости с установкой убирающихся ступенек или ступенек на мягкой тросовой подвеске
9 Дополнительное уплотнение аварийных люков, установка вторых стекол салона, организация мест для верхней одежды водителя и предметов первой необходимостиПравила [14] (для N), [15] (для М2, М3)Допускается при выполнении следующих условий:- сохраняется доступ к аварийным выходам и не затрудняется их использование в нештатных ситуациях;- не затрудняется управление ТС и не ухудшается обзор с рабочего места водителя;- обеспечивается надежная фиксация твердых предметов (возимый комплект инструмента, емкости для масла и технических жидкостей, сменные детали и компоненты и т.п.) в транспортном положении
10 Дополнительное уплотнение аварийных люков, установка вторых стекол салона, организация мест для верхней одежды водителя и предметов первой необходимости (продолжение)
-
Для ТС категорий N2 и N3 допускается использовать внутренний объем обтекателя кабины (при его наличии) с исполнением отверстия (люка), соединяющего полости кабины и обтекателя при выполнении хотя бы одного из следующих условий:- отверстие (люк) не затрагивает силовые элементы каркаса кабины;- официально подтверждено соответствие конструкции кабины вместе с обтекателем требованиям Правил [15];- конструкция загрузочного пространства обеспечивает защиту кабины в случае опрокидывания ТС;- имеется специальная силовая конструкция, ограничивающая деформацию кабины до безопасного уровня в случае опрокидывания ТС;- согласование с изготовителем ТС данного изменения конструкции
* Приведенные условия действуют до разработки и введения в установленном порядке допустимых пределов изменений соответствующих сертификационных показателей при дооборудовании.
Приложение В
(обязательное)

Определение коэффициента теплопередачи ограждений обитаемого помещения транспортного средства методом внутреннего нагрева

В.1 Испытания проводят в низкотемпературной испытательной камере, обеспечивающей создание, поддержание и регистрацию с периодичностью не более 30 мин в автоматическом режиме температур воздуха внутри камеры в течение всего периода испытаний.
В.2 На объект устанавливают первичные преобразователи (датчики) для измерения температур снаружи и внутри ОП (по углам, на расстоянии 100 мм от поверхности - по 8 точек внутри и снаружи, и в серединах панелей с максимальной длиной - по 4 точки внутри и снаружи).
В.3 Внутрь кузова помещают источник тепла (один - для ТС категорий N2 и N3, и два или три равномерно распределенных по длине салона - для ТС категории М2 и М3) с регулируемой теплопроизводительностью. Суммарная мощность источников тепла должна быть достаточной для разогрева воздуха внутри ОП до температуры от 0 °С до 5 °С.
В.4 Объект выдерживают (с включенными внутри источниками тепла) до стабилизации (изменение температуры не более  0,5 °С за 30 мин) средней температуры стенок кузова (полусумма средней внутренней и средней наружной температур по точкам измерений) при поддерживаемой температуре в камере в пределах минус (25,0   0,5) °С и скорости воздушного потока перед объектом 1   0,5 м/с.
В.5 По результатам испытаний вычисляют коэффициент теплопередачи K ( ) по формуле
166 × 111 пикс.     Открыть в новом окне
,
(В.1)
где W - суммарная мощность источников тепла, помещаемых при испытаниях внутрь ОП, Вт;
- разность между установившимися значениями средних температур внутри и снаружи кузова, °С;
S - расчетная площадь поверхности внутренних ограждений ОП, м2, которая определяется расчетным методом исходя из следующих условий:
- за расчетные длину и высоту ОП принимаются максимальные значения, измеренные в центральной вертикальной продольной плоскости сечения. Ширина ОП - максимальная измеренная на той же высоте от пола, на которой зарегистрирована расчетная длина ОП;
- форма всех панелей принимается плоской, никакие скругления формы кузова и выступы (например, основания сидений, туннели пола, короба, полки и т.п.) не учитывают.
Допускается применение иных методов определения расчетной площади поверхности внутренних ограждений ОП при условии подтверждения эквивалентности получаемых результатов.
Приложение Г
(обязательное)