Действующий
таблицы 5 для соответствующих видов испытаний при наличии таких требований.
7.6.1 Скорость и режимы движения при определении отдельных оценочных показателей должны соответствовать требованиям
7.6.4; для ТС с ручным управлением КП выбирают наивысшую передачу, допускающую в соответствии с РЭ заданный режим движения; для ТС с автоматическим управлением КП выбирают автоматический режим движения, если иное не регламентировано РЭ для заданного режима движения.
7.6.2 При определении общей работоспособности и эксплуатационной безопасности - скорость движения должна быть максимально допустимая согласно РЭ для конкретных дорожных условий с учетом положений
7.6.3 Объем пробеговых испытаний для оценки общей работоспособности ТС должен составлять не менее 8000 км с распределением пробега по видам дорог в соответствии с дорожными условиями типовых маршрутов перевозок района размещения. Пробег ТС до места проведения испытаний и обратно по решению ИЛ может быть засчитан в объем испытаний, если он выполнен в условиях, соответствующих
ПДД, отвечать условиям безопасного движения и проведения работ в соответствующих дорожно-климатических условиях.
7.6.4 Во всех случаях скорость и режимы движения должны соответствовать требованиям
7.7.1 Оценка соответствия ТС требованиям настоящего стандарта проводится в объеме и в соответствии с положениями
- рабочие (ежедневные) протоколы, содержащие сведения о дорожно-климатических условиях (температура воздуха, наличие осадков, тип и состояние дорожного полотна, маршрут движения и т.п.) и о состоянии объекта испытаний (способ, время пуска двигателя, объем пробега по видам дорог, нагрузка, сведения о заправках и замечаниях в процессе обслуживания и работы и т.п.);
- акты технической экспертизы при нарушении работоспособности объекта и замены (ремонта) неисправных компонентов (при необходимости);
Рабочие (ежедневные) протоколы, акты и протоколы испытаний в отношении оценки отдельных показателей оформляют по формам, принятым в ИЛ, проводящей испытания.
Объект регламентации | Оцениваемый показатель (свойство) | Методы испытаний |
1 Транспортное средство в целом | Общая работоспособность и эксплуатационная безопасность при внешних температурах в диапазоне рабочих и предельных рабочих температур | В процессе пробеговых испытаний |
Наличие информации в РЭ (в дополнение к РЭ) об особенностях эксплуатации ТС в зимний период | Экспертиза ТД | |
Оснащение медицинской аптечкой со средствами от обморожения кожного покрова | Проверка комплектности. Экспертная оценка | |
Окраска в цвета, контрастные к белому | Экспертная оценка по ГОСТ 12.4.026 | |
2 Тормозные системы | Оснащение устройствами, предотвращающими попадание в пневматическую тормозную систему (пневматическую часть пневмогидравлической тормозной системы) влаги и масла из компрессора и замерзание в ней конденсата | Экспертиза конструкции. Проверка работоспособности при пробеговых испытаниях |
3 Двигатель. Система пуска | Оснащение средствами утепления и облегчения пуска; возможность установки средств предпускового подогрева; время подготовки холодного двигателя к принятию нагрузки | 1 Экспертная оценка конструкции (в отношении комплектации)2 Пуск двигателя в соответствии с РЭ при (75 3) % заряженности АБ при нижних значениях рабочих температур внешней среды, установленных для соответствующего типа ТС |
4 Система питания | Возможность забора воздуха в двигатель из верхней зоны | Экспертная оценка конструкции |
Достаточность запаса топлива для пробега не менее чем на 600 км | Расчет по среднему эксплуатационному расходу в процессе пробеговых испытаний | |
Наличие и достаточность средств, обеспечивающих работу двигателя при температуре топлива в топливном баке ниже температуры помутнения | Экспертиза конструкции. Проверка работоспособности при пробеговых испытаниях | |
Работоспособность двигателя без ограничения крутящего момента при температурах внешней среды ниже предела работоспособности системы снижения токсичности | Экспертиза ТД. Проверка работоспособности при пробеговых испытаниях | |
5 Система выпуска | Направление выпуска отработавших газов | Экспертная оценка конструкции |
6 Обитаемое помещение (кабина, салон, отделение для перевозки людей) | Эффективность теплоизоляции кабины/кузова (коэффициент теплопередачи) | Определение коэффициента теплопередачи методом внутреннего нагрева (приложение В) |
Эффективность системы отопления | В соответствии с ГОСТ 30593 | |
Обеспечение защиты остекления от обмерзания | Сопоставление контуров нормативной зоны В нормативного поля обзора П по ГОСТ 33988 с контурами очищаемых зон ветрового стекла и стекол боковых окон, с последующим расчетом % очищаемой площади;в различных режимах движения при пробеговых испытаниях. | |
Для боковых открывающихся окон - возможность их открывания | Экспертная оценка при пробеговых испытаниях | |
Наличие салонного пылевого фильтра | Экспертная оценка конструкции | |
Комплектация устройством обогрева подушки сиденья | Экспертиза конструкции. Проверка работоспособности при пробеговых испытаниях | |
Оснащение системой кондиционирования | В соответствии с ГОСТ 30593 с учетом требований 7.2.1 настоящего стандарта | |
Наличие резервной (аварийной) системы отопления | В соответствии с ГОСТ 30593 | |
Наличие места (полок, отделений) для утепленной верхней одежды и обуви водителя (экипажа) и предметов первой необходимости | Экспертная оценка конструкции, оценка удобства и достаточности при пробеговых испытаниях | |
Конструкция ограждений рабочего места (кабины) водителя | Экспертная оценка конструкции | |
7 Электрооборудование, освещение, сигнализация | Обеспечение подзаряда АБ в режиме движения "зима - ночь - шоссе - туман" | Контроль заряда и состояния АБ при пробеговых испытаниях (см. 7.6) в соответствии с РЭ на АБ |
Достаточность средств для обеспечения теплового режима АБ в соответствии с РЭ на АБ | Экспертиза ТД и конструкции; контроль температурного режима АБ при пробеговых испытаниях | |
Оснащение дополнительными средствами освещения и световой сигнализации | Экспертиза конструкции с учетом положений приложения Б, проверка и оценка работоспособности при пробеговых испытаниях. | |
Наличие дополнительного звукового сигнала или звукового сигнала повышенной мощности | Экспертиза ТД и конструкции | |
8 Трансмиссия | Оснащение механизмами блокировки (или устройствами аналогичного действия) дифференциалов главных передач ведущих неуправляемых мостов | Экспертиза конструкции. Проверка работоспособности при пробеговых испытаниях |
9 Эвакопригодность | Оснащение передним сцепным устройством (возможность установки без подготовительных операций) | Экспертиза конструкции. Проверка работоспособности при пробеговых испытаниях |
10 Удобство обслуживания (ежедневное обслуживание, мелкий ремонт в дороге) | Удобство и безопасность доступа к подкапотному пространству и обслуживания двигателя | Экспертиза конструкции. Оценка удобства пользования при обслуживании ТС в процессе пробеговых испытаний |
11 Дополнительная комплектация | Наличие и достаточность мест для размещения шанцевого инструмента, противооткатных упоров, цепей противоскольжения, троса, емкостей для резервного запаса технических жидкостей и т.п., надежность фиксирующих устройств | Экспертиза конструкции. Оценка достаточности, надежности фиксирующих устройств и удобства пользования в процессе пробеговых испытаний |
- для ТС климатических исполнений У и УТ, если установленные для них нижние значения рабочих и предельных рабочих температур, а также территории размещения соответствуют указанным в таблице 1 настоящего стандарта;
- для ТС, вид климатического исполнения или территория размещения которых являются единственными, и в течение не менее трех лет не планируется выпуск в обращение ТС аналогичного типа другого климатического исполнения или для другой территории размещения;
- для ТС климатического исполнения У*, если установленные для них нижние значения рабочих и предельных рабочих температур не превышают минус 35 °С.
приложении Г. Для климатической маркировки, наносимой на табличку изготовителя, данные параметры не нормируются.
8.3 Размерные параметры и варианты цветового оформления знака климатической маркировки, наносимого на внешние панели кузова, приведены в Климатический район (представительный пункт/пункт с экстремальными климатическими условиями) | Обозначение по ГОСТ 16350 | Границы климатического района | Основные температурные характеристики климатических районов *** | |||
Зимний период | Летний период | |||||
Абсолютный минимум, °С | Среднемесячная температура в январе, °С | Абсолютный максимум, °С | Среднемесячная температура в июле, °С | |||
Очень холодный (Оймякон/Якутск, Сусуман) | I1 | С северо-востока и северо-запада: истоки р. Танюгер - п. Певек - побережье Северного Ледовитого океана от п. Певек до устья р. Пясина - устье р. Енисей - истоки р. Турухан.С юго-запада и юго-востока: истоки р. Турухан - устье р. Чуня - истоки рек Таймура и Илимпея - истоки р. Нюя - устье р. Витим - р. Витим до г. Бодайбо - п. Чара - п. Бол. Хатыми - п. Нелькан - п. Палатка - устье р. Танюгер | Минус 71 | От минус 50 до минус 30 | 38 | От 2 до 18 |
Холодный (Тында/Салехард, Надым) | I2 | С северо-востока и северо-запада: побережье Северного Ледовитого океана от мыса Дежнева до границы климатического района I1 - юго-восточная и юго-западная границы климатического района I1 до побережья Северного Ледовитого океана - вдоль побережья Северного Ледовитого океана до границы Ненецкого национального округа.С юго-запада и юго-востока: - восточная граница Ненецкого национального округа до границы Республики Коми - северная граница Республики Коми до р. Адзьва - р. Адзьва до р. Уса - р. Уса до р. Печоры - р. Печора до устья р. Нерица - истоки р. Вымь - р. Вымь.С юго-запада и юго-востока: р. Вычегда от устья р. Вымь до устья р. Вишер - устье р. Шугор - р. Шугор - устье р. Хулга - р. Ляпин - р. Северная Сосьва до р. Обь - р. Обь до устья р. Иртыш - р. Иртыш до границы Ханты-Мансийского национального округа - граница Ханты-Мансийского национального округа - южная граница Томской обл. до р. Шегарка - р. Шегарка до р. Обь - р. Обь до устья р. Чулым - р. Чулым до устья р. Кемчуг - п. Шиткино * - п. Устье-Ордынский * - п. Нижне-Ангарск * - восточный берег озера Байкал до устья р. Баргузин - г. Нерчинский завод * - вдоль Государственной границы РФ до с. Кумара - г. Свободный - р. Зея - устье р. Селемджа - р. Селемджа до г. Токур * - г. Удское * - линия, отстоящая на 50 км от побережья Охотского моря - Каменское * - Хаилино * - линия, отстоящая на 50 км от побережья Берингова моря | Минус 60 | От минус 32 до минус 15 | 33 | От 2 до 25 |
Умеренно-холодный (Улан-Удэ/Тюмень) | II4 | Территория I. С северо-востока и северо-запада: от г. Нерчинский завод - юго-восточная и юго-западная границы климатического района l2 до побережья Северного Ледовитого океана - вдоль побережья Северного Ледовитого океана до п. Тобседа.С юго-запада и юго-востока: до п. Тобседа - с. Вожгора - г. Сыктывкар - восточная граница Кировской обл. - восточная граница Удмуртской Республики - г. Уфа - п. Темир Эмбарек *, Республика Казахстан (РК) - с. Нура * (РК) - п. Улутау (РК) - г. Каражал * (РК) - восточное предгорье хребта Тарабагатай - вдоль хребта Тарабагатай до Государственной границы РК - вдоль Государственной границы РК до Государственной границы с РФ - вдоль Государственной границы РФ до г. Нерчинский завод.Территория II. С северо-востока и северо-запада: г. Токур - вдоль юго-восточной границы района l2 до с. Кумара.С юго-запада и юго-востока: с. Кумара - вдоль Государственной границы РФ до границы между Хабаровским и Приморским Краем - вдоль границы между Хабаровским и Приморским Краем до линии, отстоящей на 50 км от побережья Татарского пролива - вдоль линии, отстоящей на 50 км от побережья Татарского Пролива и Охотского моря до г. Токур.Территория III. Территория полуострова Камчатка за исключением 50-километровой береговой зоны | Минус 51 | От минус 30 до минус 15 | 40 | От 6 до 25 |
Жаркий сухой (Туркестан, Шымкент/Элиста, Астрахань) | II11 | С северо-востока и северо-запада: Южная граница климатического района II4 от Государственной границы РК до п. Темир Эмбарек (РК) - с. Жанаказан (РК) - вдоль 50-й параллели до Государственной границы с РФ - Государственной границы РФ - до границы Актюбинской обл. - вдоль границы Актюбинской обл. до границы с Республикой Калмыкия - вдоль западной границы Республики Калмыкия до западного побережья Каспийского моря.С юго-запада и юго-востока: вдоль западного побережья Каспийского моря от границы Республики Калмыкия до Государственной границы с РК - вдоль Государственной границы РК до хребта Тарабагатай | Минус 43 | От минус 4 до минус 15 | 45 | От 25 до 30 |
Средняя Азия (Сусамыр, Нарын, Ош/Бишкек) | (I + IIA) | Территория в пределах Государственной границы Кыргызской Республики | Минус 38 | От 0 до минус 20 | 42 | От 0 до 28 |
Умеренный ** (Мурманск, Волгоград/Москва) | II5 | Территории государств - членов Евразийского экономического союза, не входящие в вышеперечисленные районы | Минус 43 | От минус 4 до минус 15 | 41 | От 8 до 25 |
ГОСТ 16350. | * В состав рассматриваемого климатического района не входит. ** В состав данного климатического района включены отдельные территории других климатических районов (умеренно теплый, умеренно теплый влажный, умеренно теплый с мягкой зимой и др.), которые ввиду их относительно незначительной площади в рамках настоящего стандарта отдельно не рассматриваются. *** Приведены справочные значения температур с учетом актуальных материалов, имеющихся на момент разработки стандарта, которые могут отличаться от значений, приведенных в
Перечень
сертификационных показателей, которые могут изменяться относительно показателей базового транспортного средства, и условия возможности реализации таких изменений для обеспечения соответствия транспортных средств в исполнении ХЛ и УХЛ техническим требованиям для условий размещения в районах I1, l2
Таблица Б.1 - Перечень сертификационных показателей, которые могут изменяться относительно показателей базового ТС в базовой комплектации, и условия возможности реализации таких изменений для обеспечения соответствия ТС в исполнении ХЛ и УХЛ техническим требованиям для условий размещения в районах I1, l2
Наименование (тип) основных изменений конструкции | Обозначение нормативного документа, наименование изменяемого показателя | Условия допустимости применения * |
1 Изменение трасс впускного и выпускного трактов (пункты 3 и 4 таблицы 1) | Правила [4], [5], [6] (изменение сопротивления на впуске, объема системы выпуска и противодавления на выпуске) | Допускается по согласованию с изготовителем, или при условии сохранения (не уменьшения) площади поперечного сечения воздуховода |
2 Установка двойного остекления и/или применение прозрачной пленки на стеклах с целью устранения обмерзания;установка ограждений кабины (для ТС категорий М2, М3 классы А, I и II) | Правила [7], ГОСТ 33988 (нарушение установки ветрового стекла, ухудшение углов видимости и коэффициента светопропускания стекол);Правила [8] (возможное ухудшение видимости через зеркала заднего вида) | Допускается. Применяемые дополнительные стекла должны иметь маркировку знаком официального утверждения типа по Правилам [7] |
3 Установка фары-искателя | Не предусмотрена Правилами [2] | Допускается установка фары-искателя: при наличии отдельного выключателя (не скомбинированного с выключателями других световых приборов) и контрольного светового и/или звукового сигнала; |
4 Установка дополнительного звукового сигнала или сигнала повышенной мощности | Возможна несогласованность с требованиями Правил [9] | Допускается установка дополнительного пневматического или электропневматического сигнального прибора с уровнем звукового давления (от 112 до 120 дБ) |
5 Установка дополнительных обогревательных приборов | Изменение оценочных показателей по Правилам [10] | Допускается при выполнении правил монтажа, установленных изготовителем прибора и наличии подтверждения соответствия прибора требованиям Правил [10] |
6 Установка специальных устройств для буксировки (эвакуации) | Правила [11], [12] (травмобезопасность наружных выступов; передняя защита) | Допускается при условии подтверждения соответствия устанавливаемого буксирного устройства требованиям Правил [13] |
7 Окраска в цвета, контрастные к белому | ГОСТ 12.4.026 не предусмотрена спец. раскраска ТС специальных климатических исполнений | Окраска цветами, являющимися контрастными по отношению к белому по ГОСТ 12.4.026 |
8 Эксплуатационная технологичность (удобство ежедневного обслуживания, дозаправочных работ, мелкого ремонта в дороге и т.п.) | Правила [11], [12] (травмобезопасность наружных выступов; передняя защита) | Допускается перенос переднего бампера вперед относительно поперечной вертикальной плоскости, касательной к поверхности облицовки радиатора (или передней внешней панели кузова) на расстояние до 0,4 м для устройства площадки для выполнения регламентных работ, при необходимости с установкой убирающихся ступенек или ступенек на мягкой тросовой подвеске |
9 Дополнительное уплотнение аварийных люков, установка вторых стекол салона, организация мест для верхней одежды водителя и предметов первой необходимости | Правила [14] (для N), [15] (для М2, М3) | Допускается при выполнении следующих условий:- сохраняется доступ к аварийным выходам и не затрудняется их использование в нештатных ситуациях;- не затрудняется управление ТС и не ухудшается обзор с рабочего места водителя;- обеспечивается надежная фиксация твердых предметов (возимый комплект инструмента, емкости для масла и технических жидкостей, сменные детали и компоненты и т.п.) в транспортном положении |
10 Дополнительное уплотнение аварийных люков, установка вторых стекол салона, организация мест для верхней одежды водителя и предметов первой необходимости (продолжение) | - | Для ТС категорий N2 и N3 допускается использовать внутренний объем обтекателя кабины (при его наличии) с исполнением отверстия (люка), соединяющего полости кабины и обтекателя при выполнении хотя бы одного из следующих условий:- отверстие (люк) не затрагивает силовые элементы каркаса кабины;- официально подтверждено соответствие конструкции кабины вместе с обтекателем требованиям Правил [15];- конструкция загрузочного пространства обеспечивает защиту кабины в случае опрокидывания ТС;- имеется специальная силовая конструкция, ограничивающая деформацию кабины до безопасного уровня в случае опрокидывания ТС;- согласование с изготовителем ТС данного изменения конструкции |
* Приведенные условия действуют до разработки и введения в установленном порядке допустимых пределов изменений соответствующих сертификационных показателей при дооборудовании. |
Определение коэффициента теплопередачи ограждений обитаемого помещения транспортного средства методом внутреннего нагрева
S - расчетная площадь поверхности внутренних ограждений ОП, м2, которая определяется расчетным методом исходя из следующих условий:
- за расчетные длину и высоту ОП принимаются максимальные значения, измеренные в центральной вертикальной продольной плоскости сечения. Ширина ОП - максимальная измеренная на той же высоте от пола, на которой зарегистрирована расчетная длина ОП;
- форма всех панелей принимается плоской, никакие скругления формы кузова и выступы (например, основания сидений, туннели пола, короба, полки и т.п.) не учитывают.