Действующий
Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 12 июля 2017 г. N 232-СФ "О реализации мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции"
Заслушав информацию Министра промышленности и торговли Российской Федерации о реализации мер по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.
Незаконный оборот промышленной продукции является острейшей проблемой, затрагивающей интересы всего общества и препятствующей развитию как отдельных отраслей экономики, так и промышленности в целом.
Высокая доля нелегальной продукции в общем обороте промышленной продукции отрицательно сказывается на ее качестве, приводит к ощутимым потерям бюджетной системы Российской Федерации в виде недополученных таможенных и налоговых платежей и снижает инвестиционную привлекательность национальной экономики.
В ряде отраслей вопрос незаконного оборота промышленной продукции стоит особенно остро. Это пищевая, легкая, фармацевтическая и медицинская, топливная, автомобильная, химическая промышленность, индустрия детских товаров и машиностроение.
Сложившаяся ситуация вызвана недостаточной эффективностью осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, функционирования судебной системы, наличием высоких коррупционных рисков, низким уровнем предпринимательской этики, низким уровнем доходов основной массы населения и, как следствие, низким уровнем покупательской способности, неразвитостью общественного контроля.
Функции государственного регулирования и надзора за соблюдением законодательства в сфере производства и оборота товаров, в том числе на приграничных территориях, в Российской Федерации осуществляются более чем двадцатью государственными органами. Среди них Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, таможенные органы Российской Федерации, прокуратура Российской Федерации и другие.
В целях совершенствования государственного управления в этой сфере и проведения более системной политики по защите внутреннего рынка Указом Президента Российской Федерации от 23 января 2015 года N 31 "О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции" образована Государственная комиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции (далее - Государственная комиссия), основными задачами которой являются координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, а также мониторинг и оценка ситуации в этой сфере.
В рамках деятельности Государственной комиссии подготовлена Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2016 года N 2592-р.
Ведется работа по совершенствованию законодательства в данной сфере, внедрению систем мониторинга движения товаров, координации усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, предпринимательского сообщества и потребителей по противодействию незаконному обороту промышленной продукции.
Немаловажная роль в вопросах противодействия незаконному обороту промышленной продукции отведена международному сотрудничеству. В связи с созданием Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) любые решения государств - членов ЕАЭС должны реализовываться в условиях единого экономического пространства. С учетом отсутствия границ внутри ЕАЭС и свободного движения товаров каждый участник ЕАЭС является гарантом защиты общего рынка.
По примеру Государственной комиссии аналогичные структуры действуют в Республике Армения, Республике Белоруссия и Республике Казахстан. Подписаны совместные заявления о взаимодействии в этой сфере с Республикой Армения и Республикой Белоруссия. 26 мая 2017 года на заседании Совета глав правительств Содружества Независимых Государств в городе Казани подписано Соглашение о сотрудничестве в сфере противодействия производству и распространению контрафактной продукции.
Ведется большая работа по формированию единой системы мониторинга ситуации в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации, которая должна быть выстроена как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Проводимый Государственной комиссией анализ выявил, что ужесточение ответственности за незаконный оборот промышленной продукции не всегда позволяет достичь ожидаемого превентивного результата. Наиболее эффективными в этом случае являются совершенствование механизмов выявления и привлечения к ответственности виновных лиц, внедрение в приоритетном порядке именно системных мер по снижению объемов незаконного оборота промышленной продукции, в частности маркировка товаров контрольными (идентификационными) знаками.
Государственная комиссия для достижения поставленных задач использует результаты работы автономной некоммерческой организации "Российская система качества".
Однако, несмотря на отмеченные положительные тенденции, значительного сокращения объемов незаконного оборота промышленной продукции не произошло, а по ряду направлений отмечается его рост.
N 125667-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств для ветеринарного применения";
N 126869-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (в части усиления защиты прав потребителей, приобретающих товары (услуги) через Интернет);
N 206545-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части ответственности за совершение правонарушений в сфере выпуска и обращения топлива на рынке".
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия незаконному обороту товаров легкой промышленности;
5) ускорить подготовку проектов федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в
введение дифференцированного подхода к регулированию алкогольной отрасли в части установления требований к участникам рынка, предусмотрев в том числе дифференциацию размера государственной пошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции;
создать единый реестр надежных производителей моторных топлив, соответствующих требованиям технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", и организаций, осуществляющих их хранение и реализацию;
усилить контроль за деятельностью грузополучателей нефтяного сырья, не включенных в реестр проектируемых, строящихся, реконструируемых и введенных в эксплуатацию нефтеперерабатывающих заводов, расположенных на территории Российской Федерации, ведение которого осуществляет Министерство энергетики Российской Федерации, и государственный реестр опасных производственных объектов, ведение которого осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
ввести обязательную отчетность по объемам закупки, хранения и отпуска автомобильного топлива для всех предприятий мелкооптовой (нефтебазы) и розничной (автозаправочные станции) торговли нефтепродуктами вне зависимости от численности сотрудников;
Федеральный закон "О техническом регулировании" в части введения определения понятия "нотификация" и наделения Правительства Российской Федерации полномочием по утверждению порядка проведения нотификации органов по оценке соответствия сертифицируемой продукции;
12) реализовать комплекс мер по внедрению процедуры нотификации органов по оценке соответствия, выполняющих работы по подтверждению соответствия продукции, в том числе подготовить предложения по внесению изменений в