(Действующий) Постановление Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 N...

Докипедия убедительно просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Вы только попробуйте! Технология, автоматически генерируемых обратных ссылок на источник информации, доставит удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Правительства
Челябинской области
от 22 октября 2013 г. N 349-П

Государственная программа Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы

Паспорт государственной программы Челябинской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы

Ответственный исполнитель государственной программы
-
Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области
Соисполнители государственной программы
-
Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области
Подпрограммы государственной программы
-
"Подготовка земельных участков для освоения в целях жилищного строительства";
"Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры";
"Мероприятия по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания";
"Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий";
"Развитие системы ипотечного жилищного кредитования";
"Ипотечное кредитование молодых учителей в Челябинской области"
"Оказание государственной поддержки гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, в результате которых они не могут реализовать права на оплаченные жилые помещения"
"Благоустройство населенных пунктов Челябинской области"
Программно-целевые инструменты государственной программы
-
отсутствуют
Основные цели государственной программы
-
повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан
Основные задачи государственной программы
-
обеспечение условий для развития массового строительства жилья, в том числе путем вовлечения в оборот земельных участков в целях жилищного строительства и обеспечения земельных участков объектами инженерно-технического обеспечения и дорожной инфраструктуры;
повышение доступности жилья и уровня обеспеченности населения жильем путем увеличения объемов жилищного строительства и развития финансово-кредитных институтов рынка жилья;
повышение доступности жилищных кредитов, в том числе ипотечных, для населения путем предоставления социальных выплат на оплату первоначального взноса или погашение части затрат по жилищным кредитам, взятым на приобретение (строительство) жилья;
абзацы четвертый - одиннадцатый утратили силу с 16 ноября 2015 года.
расселение аварийного жилищного фонда;
предоставление государственной поддержки на приобретение жилья отдельным категориям граждан;
предоставление государственной поддержки нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам, включенным в реестр участников долевого строительства многоквартирных домов (обманутых дольщиков) на территории Челябинской области;
государственная поддержка развития коммунальной инфраструктуры, в том числе создание условий для привлечения средств инвесторов в целях финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры;
развитие газификации населенных пунктов Челябинской области;
повышение уровня благоустройства населенных пунктов Челябинской области
Целевые индикаторы и показатели государственной программы
-
обеспечение объема ввода в эксплуатацию жилья, в том числе по стандартам эконом-класса;
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Челябинской области (рост уровня обеспеченности жильем граждан);
абзац третий утратил силу с 16 ноября 2015 года.
снижение коэффициента доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек);
увеличение доли семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, от общего количества семей;
количество молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства;
увеличение количества предоставленных ипотечных жилищных кредитов (займов);
абзацы восьмой - девятый утратили силу с 16 ноября 2015 года.
строительство, модернизация и капитальный ремонт инженерных сетей;
строительство газораспределительных сетей
количество социальных выплат, предоставленных гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, в результате которых они не могут реализовать права на оплаченные жилые помещения;
увеличение количества земельных участков, предоставленных для жилищного строительства;
обеспечение земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, объектами инженерно-технического обеспечения и дорожной инфраструктуры;
строительство новых источников теплоснабжения с использованием средств инвесторов;
количество домов (квартир), получивших возможность подключения к природному газу;
снижение объема жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов);
количество молодых учителей, получивших свидетельства о праве на получение социальной выплаты на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту (займу) на приобретение жилого помещения;
количество социальных выплат, предоставленных гражданам на погашение части жилищного кредита (займа), взятого на приобретение (строительство) жилых помещений;
доля семей, улучшивших жилищные условия с помощью государственной поддержки, от общего числа семей, признанных участниками подпрограмм государственной программы;
благоустройство дворовых территорий;
благоустройство общественных территорий;
благоустройство мест массового отдыха населения (городских парков);
приведение правил благоустройства муниципальных образований Челябинской области, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения более 1000 человек, в соответствие с методическими рекомендациями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
представление в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации информации о реализованных в 2017 году проектах по благоустройству общественных территорий;
Этапы и сроки реализации государственной программы
-
срок реализации: 2014 - 2020 годы, в том числе:
первый этап: 2014 - 2016 годы;
второй этап: 2017 - 2018 годы;
третий этап: 2019 - 2020 годы
Объемы бюджетных ассигнований государственной программы
-
объем финансирования государственной программы в 2014 - 2020 годах составляет 12079,9124191 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 1349,454272 млн. рублей;
средства областного бюджета - 6437,990489 млн. рублей;
средства местных бюджетов - 937,1078851 млн. рублей;
внебюджетные источники - 3355,359773 млн. рублей.
Объем финансирования государственной программы в 2014 году - 2231,65564 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 71,08518 млн. рублей;
средства областного бюджета - 1320,15894 млн. рублей;
средства местных бюджетов - 237,23264 млн. рублей;
внебюджетные источники - 603,17888 млн. рублей.
Объем финансирования государственной программы в 2015 году - 1632,4412671 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 35,77598 млн. рублей;
средства областного бюджета - 1295,223809 млн. рублей;
средства местных бюджетов - 46,9152451 млн. рублей;
внебюджетные источники - 254,526233 млн. рублей.
Объем финансирования государственной программы в 2016 году - 1112,50766 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 56,98898 млн. рублей;
средства областного бюджета - 691,96048 млн. рублей;
средства местных бюджетов - 59,16 млн. рублей;
внебюджетные источники - 304,3982 млн. рублей.
Объем финансирования государственной программы в 2017 году - 2632,292652 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 892,604132 млн. рублей;
средства областного бюджета - 1374,032060 млн. рублей;
средства местных бюджетов - 55,3 млн. рублей;
внебюджетные источники - 310,35646 млн. рублей.
Объем финансирования государственной программы в 2018 году - 1008,0576 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 59,0 млн. рублей;
средства областного бюджета - 578,3076 млн. рублей;
средства местных бюджетов - 55,75 млн. рублей;
внебюджетные источники - 315,0 млн. рублей.
Объем финансирования государственной программы в 2019 году - 1008,0576 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 59,0 млн. рублей;
средства областного бюджета - 578,3076 млн. рублей;
средства местных бюджетов - 55,75 млн. рублей;
внебюджетные источники - 315,0 млн. рублей.
Объем финансирования государственной программы в 2020 году - 2454,9 млн. рублей, в том числе:
средства федерального бюджета - 175,0 млн. рублей;
средства областного бюджета - 600,0 млн. рублей;
средства местных бюджетов - 427,0 млн. рублей;
внебюджетные источники - 1252,9 млн. рублей.
Объемы финансирования мероприятий государственной программы ежегодно уточняются при формировании бюджетов на очередной финансовый год
Ожидаемые результаты реализации государственной программы
-
достижение средней обеспеченности общей площадью жилья на уровне 27,1 кв. метра на человека к 2020 году;
снижение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности "строительство" (в процентах к уровню 2012 года) на 20 процентов к 2020 году;
ввод в 2014 - 2020 годах в эксплуатацию 4,387 млн. кв. метров жилья по стандартам эконом-класса;
ввод в 2014 - 2020 годах в эксплуатацию 11,302 млн. кв. метров жилья, в том числе 0,583 кв. метра жилья на человека в год к 2020 году;
коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) - 2,5 года в 2020 году;
доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, до 50 процентов от общего количества семей в 2020 году;
количество молодых семей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, - 2310;
количество молодых учителей, получивших свидетельство о праве на получение социальной выплаты на оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту (займу) на приобретение жилого помещения, - 244;
увеличение количества предоставленных ипотечных жилищных кредитов до 42,4 тыс. штук к 2020 году;
абзацы десятый - одиннадцатый утратили силу с 16 ноября 2015 года.
строительство, модернизация и капитальный ремонт 292,8 километра инженерных сетей;
строительство 39 новых теплоисточников с использованием средств инвесторов;
строительство 922,4 километра газораспределительных сетей;
количество домов (квартир), получивших возможность подключения к природному газу, - 30491 квартира (дом)
увеличение доли семей, улучшивших жилищные условия с помощью государственной поддержки, от общего числа семей, признанных участниками подпрограмм государственной программы, к 2020 году до 12 процентов;
предоставление для жилищного строительства земельных участков площадью 2469,7 гектара;
обеспечение земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, объектами инженерно-технического обеспечения - 6 объектов;
снижение объема жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и жилищного фонда с высоким уровнем износа (более 70 процентов) на 357,55 тыс. кв. метров;
предоставление в 2014 - 2020 годах гражданам социальных выплат на погашение части жилищного кредита (займа), взятого на приобретение (строительство) жилых помещений, - 117 единиц;
предоставление в 2014 - 2020 годах гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, в результате которых они не могут реализовать права на оплаченные жилые помещения, социальных выплат - 9 единиц;
разработка проектно-сметной документации в целях обеспечения объектов туристического кластера "Синегорье" объектами инженерно-технического обеспечения и дорожной инфраструктуры - 12 объектов
благоустройство 260 дворовых территорий многоквартирных домов;
благоустройство 43 общественных территорий населенных пунктов;
благоустройство 1 места массового отдыха населения (городского парка);
приведение правил благоустройства муниципальных образований Челябинской области, в состав которых входят населенные пункты с численностью населения более 1000 человек, в соответствие с методическими рекомендациями Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 100 процентах муниципальных образований Челябинской области;
представление в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации информации о двух реализованных в 2017 году проектах по благоустройству общественных территорий

Раздел I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

1. Наличие для граждан возможности улучшения жилищных условий является важным показателем повышения благосостояния населения Челябинской области, предпосылкой социальной и экономической стабильности государства, поэтому решение жилищной проблемы является одним из приоритетов государственной политики в Российской Федерации и Челябинской области.
С 2004 года начался новый этап государственной жилищной политики, направленной на повышение доступности жилья для населения. Был принят пакет федеральных законов, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации, которые сформировали законодательную базу для проведения институциональных изменений в жилищной сфере.
Новые направления государственной жилищной политики нашли отражение в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Основными инструментами реализации приоритетного национального проекта стали федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы и федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Кроме того, различные программы в жилищной сфере реализуются государственными институтами развития, в том числе открытым акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее именуется - ОАО "АИЖК"), Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее именуется - Фонд "РЖС"), Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее именуется - Фонд ЖКХ).
Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных барьеров. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора. Кардинально изменилась ситуация с предоставлением земельных участков для жилищного строительства.
Основными задачами государственной политики в жилищной сфере являются создание необходимых условий для эффективной реализации гражданами возможностей по улучшению своих жилищных условий, а также оказание содействия в обеспечении жильем тех категорий граждан, которые не могут этого сделать самостоятельно. Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем граждан Российской Федерации" в Челябинской области на 2014 - 2020 годы (далее именуется - государственная программа) продолжает реализацию задач, осуществленных в рамках областных целевых программ "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 16.11.2010 г. N 250-П "Об областной целевой программе "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области на 2011 - 2015 годы" (далее именуется - областная целевая программа), и "Развитие жилищного строительства в Челябинской области на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Челябинской области от 02.08.2011 г. N 267-П "Об областной целевой программе "Развитие жилищного строительства в Челябинской области на 2011 - 2015 годы" (далее именуется - областная целевая программа "Развитие жилищного строительства в Челябинской области на 2011 - 2015 годы").
2. Реализация государственной программы предусматривает формирование рынка доступного жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем.
Государственная программа разработана в соответствии с задачами, обозначенными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" (далее именуется - Указ), отражает стратегические цели, принципы и механизмы государственной политики, направленные на обеспечение массового строительства жилья для всех категорий граждан.
В рамках реализации государственной программы планируется отработать комплексный подход при строительстве жилья эконом-класса с учетом поддержки как спроса, так и предложения жилья эконом-класса на жилищном рынке, что будет способствовать увеличению объемов ввода жилья эконом-класса, снижению его стоимости и увеличению количества граждан, способных самостоятельно улучшить свои жилищные условия.
3. За период с 2011 года по первое полугодие 2013 года в результате реализации мероприятий областной целевой программы:
1) продолжалась работа по усовершенствованию законодательства Челябинской области, направленная на создание правовых условий развития рынка доступного жилья;
2) осуществлялось реформирование жилищно-коммунального хозяйства, направленное на создание эффективного механизма управления и снижение издержек по предоставлению коммунальных услуг населению;
3) повысилась эффективность работы жилищно-коммунального комплекса, что, в первую очередь, связано с постепенным переводом данного сектора экономики на режим безубыточного функционирования при переориентации бюджетных субсидий от дотирования производителей жилищно-коммунальных услуг к адресному субсидированию малоимущих семей.
4. Объем жилищного фонда в Челябинской области по состоянию на 1 января 2013 года доставляет 82714,1 тыс. кв. метров, в том числе:
67475,2 тыс. кв. метров - в городах и поселках городского типа;
15238,9 тыс. кв. метров - в сельской местности.
Количество жилых единиц (квартир и индивидуальных жилых домов) составляет 1586,6 тысячи. Большая часть жилищного фонда находится в частной собственности, доля которого за последние 20 лет увеличилась в два раза и составила в 2012 году 92,5 процента жилищного фонда Челябинской области. Жилищная обеспеченность составляет 455 единиц на 1000 человек. В то же время средняя обеспеченность населения жилой площадью пока составляет 23,8 кв. метра на человека.
Абзац пятый утратил силу с 16 ноября 2015 года. - Постановление Правительства Челябинской области от 16.11.2015 N 568-П.
В период реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Челябинской области за 2005 - 2012 годы и первое полугодие 2013 года в Челябинской области введено в эксплуатацию более 11441 тыс. кв. метров жилья, что составляет 13,8 процента от всего имеющегося на сегодняшний день жилищного фонда Челябинской области.
При этом строительство жилья в рамках областной целевой программы позволило в период 2011 года - первого полугодия 2013 года улучшить жилищные условия более чем 4650 семьям, снести более 239 тыс. кв. метров жилья, признанного непригодным для проживания.
Абзац восьмой утратил силу с 16 ноября 2015 года. - Постановление Правительства Челябинской области от 16.11.2015 N 568-П.
Для обеспечения содействия развитию жилищного и иного строительства, иному развитию территорий, развитию объектов инфраструктуры на основании Федерального закона от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" создан Фонд "РЖС".
За время работы Фонда "РЖС" общая площадь земельных участков, вовлеченных в оборот в Челябинской области, составила 1,9 тыс. гектаров.
Достижение указанных показателей свидетельствует о том, что в Фонде "РЖС" создан устойчивый механизм:
вовлечения в оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
предоставления земельных участков Фонда "РЖС" на аукционах для целей жилищного строительства, в том числе комплексного освоения в целях жилищного строительства, а также для строительства объектов по производству строительных материалов, изделий, конструкций и иного развития территории;
мониторинга освоения земельных участков Фонда "РЖС", представленных на аукционах, и контроля выполнения условий договоров аренды победителями аукционов, проводимых Фондом "РЖС";
содействия в подключении объектов капитального строительства, возводимых на земельных участках Фонда "РЖС", к инженерной инфраструктуре;
содействия развитию промышленности строительных материалов и технологий, а также моно- и многоотраслевых кластеров;
содействия разработке проектной документации малоэтажных жилых домов и документации по планировке территории.
Удалось обеспечить законодательные и экономические условия для ускоренного развития ипотечного жилищного кредитования. Существенную роль в развитии ипотечного жилищного кредитования в Челябинской области сыграло ОАО "АИЖК". Благодаря его деятельности средние и мелкие региональные банки получили доступ к долгосрочным финансовым ресурсам, что позволило повысить конкуренцию между банками и доступность кредитов для населения.
Динамика процентных ставок в Челябинской области определялась в основном внешними факторами. По итогам 2008 года средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам, выданным в рублях, составляла 12,9 процента. В 2009 году под действием мирового финансового кризиса она резко выросла и составила 14,3 процента. В 2010 - 2011 годах рынок активно восстанавливался - по итогам 2012 года ставка по выданным ипотечным кредитам опустилась до уровня 12,4 процента, а объем выдаваемых ипотечных кредитов превысил докризисный уровень и составил 27,55 млрд. рублей.
Значительные объемы средств областного бюджета направлены на софинансирование расходных обязательств, предусмотренных федеральным законодательством, по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан.
В настоящее время основным инструментом содействия молодым семьям в обеспечении жильем является подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы, действовавшей до 9 сентября 2015 года - федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы"). В течение 2006 - 2013 годов с использованием мер государственной поддержки улучшили жилищные условия 6396 молодых семей. Соответствующая подпрограмма "Оказание молодым семьям государственной поддержки для улучшения жилищных условий", входящая в состав настоящей государственной программы, предусматривает обеспечение жильем еще 2315 молодых семей. Однако уже сегодня количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание стать участниками подпрограммы, составляет 4002 семьи (по состоянию на 1 января 2013 года), интерес к подпрограмме с каждым годом растет. Если на 1 января 2011 года органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области признаны нуждающимися в жилых помещениях в целях участия в подпрограмме 8572 семьи, то на 1 января 2013 года - 9710 семей. Таким образом, существующие механизмы реализации настоящей государственной программы обеспечивают доступ к мерам государственной поддержки лишь небольшой части молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
(в ред. Постановлений Правительства Челябинской области от 16.11.2015 N 568-П, от 30.12.2015 N 723-П, от 18.05.2016 N 233-П)
Важной проблемой является предоставление жилья малоимущим гражданам по договорам социального найма. Обязательства по предоставлению жилья социального использования по состоянию на конец 2012 года имеются перед 57 тыс. семей. Основной проблемой в этой сфере является отсутствие финансовых возможностей у органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области по строительству и приобретению жилья для предоставления по договорам социального найма.
Принятие Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее именуется - Закон о Фонде ЖКХ) позволило в регионе обеспечить масштабное переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Программы Фонда ЖКХ являются в настоящее время основным механизмом, обеспечивающим переселение граждан из аварийного жилья.
Тем не менее конечные цели реформы - обеспечение нормативного качества жилищно-коммунальных услуг и нормативной надежности систем коммунальной инфраструктуры, повышение энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизация затрат на производство коммунальных ресурсов и затрат по эксплуатации жилищного фонда - на сегодняшний день не достигнуты.
Объекты коммунальной инфраструктуры находятся в изношенном состоянии. В результате накопленного износа растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов.
Абзацы двадцать седьмой - тридцать восьмой утратили силу с 16 ноября 2015 года. - Постановление Правительства Челябинской области от 16.11.2015 N 568-П.
5. Проблемы развития жилищного строительства в Челябинской области и основные направления их решения
Анализ современного состояния жилищной и жилищно-коммунальной сфер показывает, что:
реально преимуществами рынка жилья для улучшения жилищных условий пока может воспользоваться лишь незначительная часть семей с наиболее высокими доходами;