(Действующий) Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 17...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 17 августа 2016 г. N 01/2608 "Об утверждении Концепции "Образовательный технопарк "ТЕМП"

В целях актуализации инновационных аспектов образовательного проекта "ТЕМП", а также выстраивания региональной политики в направлении реализации мер по развитию научно-образовательной и творческой среды в образовательных организациях Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию "Образовательный технопарк "ТЕМП".
2. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность, при создании образовательных технопарков руководствоваться утвержденной Концепцией.
3. Управлению воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся (Анфалова И.В.), Управлению начального, основного, среднего общего образования (Тюрина Е.А.) в срок до 30 декабря 2016 года разработать комплекс мер по реализации Концепции.
4. Контроль исполнения приказа возложить на первого заместителя Министра образования и науки Челябинской области Коузову Е.А.
Министр
А.И. Кузнецов

Концепция
"Образовательный технопарк "ТЕМП"

Актуальность концепции
"Образовательный технопарк "ТЕМП"

Инновационный характер социально-экономического развития как России в целом, так и отдельных регионов во многом определяется подготовкой квалифицированных кадров для всех отраслей экономики. Система образования призвана обеспечить качественную подготовку подобных специалистов. Причем это относится не только к профессиональному образованию, но и общему образованию, и дополнительному образованию детей. Именно на этих уровнях может осуществляться формирование готовности у обучающихся к выбору наукоемких профессий и специальностей, востребованных современной экономикой. Таким образом, современная задача инновационного социально-экономического развития нашего государства состоит в интеграции образования, науки и производства. Наиболее удачной формой такой интеграции являются технологические парки (далее - технопарки). Они позволяют объединить научную составляющую в виде технологических разработок, производственную составляющую в виде внедрения этих разработок в массовое производство, образовательную составляющую в виде целенаправленной и качественной подготовки будущих квалифицированных кадров, обеспечивающих научное проектирование технологических разработок и их внедрение в производство.
В настоящее время эксперты называют достаточно большое количество причин, указывающих на необходимость активного участия государства в развитии инновационных процессов и, соответственно, поддержки технопаркового движения. Среди наиболее убедительных причин можно было назвать следующие:
- государственный уровень управления по своей ответственности значительно превосходит ответственность иных интегративных образований; он обладает долгосрочным и объемным видением;
- у государства имеются широкие возможности для формирования инновационного климата, определения правовых рамок и норм активизации деятельности технопарков; более того, у государства имеются возможности для определения преференций для наиболее активных и результативных участников технопаркового движения;
- перспективной оказывается роль государства в освоении и распространении наиболее значимых инновационных продуктов деятельности технопарков; это особенно важно, когда инновационные продукты имеют межотраслевой характер или большой срок окупаемости, что может останавливать бизнес-сообщество и промышленников в части содействия внедрению такой продукции в производство;
- подготовка кадрового потенциала (специалистов для наукоемких и высокотехнологичных производств) традиционно находится в сфере интересов и компетенций государства;
- непревзойденной остается роль государства в осуществлении защиты интеллектуальной собственности как инновационных продуктов деятельности технопарков; в нашей стране и за рубежом значительны функции государства в регламентации использования интеллектуальной собственности.
Отметим, что идея государственной поддержки технопаркового движения получила распространение в связи с наметившимися тенденциями реформирования системы государственного управления и повышением роли в ней экономических методов. Международная ассоциация технологических парков рассматривает технопарк как организацию, управляемую специалистами, главной целью которых является увеличение благосостояния местного сообщества посредством продвижения инновационной культуры, а также состязательности инновационного бизнеса и научных организаций. Для достижения этих целей технопарк стимулирует и управляет потоками знаний и технологий между университетами, научно-исследовательскими институтами, компаниями и рынками. Он упрощает создание и рост инновационным компаниям с помощью инкубационных процессов и процессов выведения новых компаний из существующих (spin-off processes). Технопарк помимо высококачественных площадей обеспечивает другие услуги*(1).
Указанные обстоятельства актуализируют необходимость учета отечественного и зарубежного опыта в осуществлении мер государственной поддержки деятельности технопарков вообще и в частности подготовки высококвалифицированных кадров для наукоемких и высокотехнологичных производств. Так в развитии идеи "технопарков" четко прослеживаются два этапа. Первый этап связан с шестидесятыми годами XX века, когда стали создаваться "научные парки" на их "родине" в США и появились их первоначальные формы в западноевропейских странах - Великобритании, Франции, ФРГ. Второй этап условно датируется восьмидесятыми годами XX века. В начале восьмидесятых годов прошлого века стало формироваться второе поколение "научных парков" в США и Западной Европе, появились "научные парки" и в странах, где их ранее не было (например, в Японии и других азиатских странах), многообразие "парков" пополнилось новыми их разновидностями. "Научные парки" можно условно свести к двум типам - технопарки и технополисы. Выделяют следующие подвиды технопарков - технологические инкубаторы, научные/исследовательские парки, технологические ареалы, существенные признаки которых отражены на рисунке 1.
Опыт зарубежных стран показывает, что в основе государственной поддержки технопарков лежит создание специальных программ для их устойчивого развития. Например, отличительной особенностью таких программ в США является предоставление прямых субсидий; практика налоговых и амортизационных льгот; создание венчурных фондов; разработка нормативных актов, стимулирующих деятельность технопарков; определение государственных заказов на создание инновационных продуктов.
1200 × 674 пикс.     Открыть в новом окне
Рис. 1. Существенные признаки технопарков
В западноевропейских странах технопарковое движение не является стихийным явлением, а представляет собой важную составляющую государственной научно-технической и научно-технологической политики. Технопарки там, как правило, создаются за счет средств правительств центрального, регионального и местного уровней. Широкую практику приобретает использованием фондов Европейского Союза на создание и поддержку технопарков. Но при этом основную часть технопарки получают из средств государственных бюджетов. Например, в странах ЕС установлены процентные соотношения участия государства и центральных фондов ЕС в поддержке технопарков.
В Японии технопарковые структуры с самого начала входили в стратегические цели государства. Поэтому развитие технопаркового движения там осуществляется в соответствии с четкими государственными программами и планами. Государство оказывает до 60% финансовой поддержки на создание технопарков. Помимо этого, в числе мер государственной поддержки выделяются: налоговые льготы; выделение займов и целевых дотаций; предоставление субсидий для участников технопаркового движения.
В качестве основного инструмента государственной поддержки технопарков в Китае экспертами называется общегосударственная научно-промышленная программа "Факел", которая направлена на индустриализацию и коммерциализацию интеллектуальноемких и высокотехнологичных производств. В функции китайского правительства входит поддержка создания современной материальной базы для осуществления опытных, научно-исследовательских и конструкторских разработок. В качестве действенных мер государственной поддержки технопарков в Китае также называются: ежегодные правительственные займы и инвестиции; налоговое стимулирование; правительственные научно-технические гранты.
Система государственной поддержки технопаркового движения в России сегодня находится на этапе своего становления. Такие выводы вытекают из анализа авторитетных научных исследований, проведенных в данной области. Например, специалисты говорят лишь об отдельных элементах такой поддержки, которые, как правило, проявляются в практике целевого финансирования приоритетных программ из федерального или регионального бюджета. Имеются также примеры применения практики льготного налогообложения, распространяющиеся на наукоемкие и высокотехнологичные предприятия.
В Российской Федерации технологические парки начали появляться во второй половине XX века, прежде всего, на базе образовательных организаций высшего образования. В частности, первым технопарком России считается Томский научно-технологический парк, открытый в 1990 году на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники. В 2015 году Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10 июня 2015 г. N 614-ст утвержден ГОСТ Р 56425-2015 "Технопарки. Требования". В настоящее время, существующие в Российской Федерации технопарки, имеют в основном структуру, отраженную на рисунке 2.
1200 × 640 пикс.     Открыть в новом окне
Рис. 2. Основные компоненты технопарков
На основе анализа научных публикаций применительно к условиям России при создании технологических парков возможно учитывать следующее:
- выбирая цель создания будущего технопарка, необходимо твердо определиться, что в данный момент важнее: "спасать" старые предприятия или помогать новым, возрождать народные промыслы или поднимать сельское хозяйство, иначе говоря - выстроить четкую систему приоритетов. В противном случае можно прогнозировать отсутствие результатов по любому из направлений;
- создание технопарков связано с проблемой подготовки специалистов. В тех территориях, где разрыв в социально-бытовых условиях между столицей и периферией невелик, не удалось привлечь из больших городов в периферийные районы высококлассных специалистов в области высоких технологий, организации производства, маркетинга.
Поэтому зарубежный опыт подсказывает, что необходимы усилия, чтобы не только удержать в родных местах выпускников местных вузов и организовать систему подготовки кадров специально для технополисов, но и попробовать хотя бы в местных масштабах взяться за перестройку системы образования, начиная со средней школы, нацелив ее на воспитание творчески мыслящих личностей. Технопарки тем самым помогают решить насущную социальную проблему "утечки мозгов" из периферийных районов.
Технопарки становятся одним из ведущих механизмов государственной политики в части объединения усилий государства и регионов для решения задач социально-экономического развития. Однако осуществляемая государственная поддержка технопаркового движения несбалансирована по территориальному признаку. В европейской части России приоритетными объектами государственной поддержки технопарков стали Москва и Московская область; в Сибири и на Дальнем Востоке - Томская и Новосибирская области; на Урале и Поволжье - Татарстан и Башкортостан.
На федеральном уровне отсутствуют нормативные основания, которые бы приводили в соответствие отношения субъектов и объектов инновационной деятельности, не сформирован эффективный понятийный аппарат, не определены однозначные критерии оценки деятельности технопарковых структур. Хотя на региональном уровне начинают приниматься нормативно-правовые акты, которые направлены на регулирование соответствующих отношений. Например, в региональных законах Кемеровской области, Воронежской области, Республики Дагестан и Республики Северная Осетия - Алания осуществляется уточнение содержание, характера и целей деятельности технопарков; определяются специальные условия для претендентов, рассчитывающих получить статус технопарка. Отличительными особенностями региональных законов о технопарках являются: регламенты присвоения статуса технопарка (в одних регионах это делают исполнительные органы, в других - специально созданная комиссия); срок действия присвоенного статуса (от 5 до 10 лет); формы государственной поддержки технопарков (в одних регионах прямо не указываются, в других регионах - определяется поддержка не только самому технопарку, но и его управляющей организации, а также его резидентам). Региональные законы "О технопарках" не исчерпывает нормативный потенциал государственной поддержки технопаркового движения. В отдельных субъектах, наряду с ними, существуют и другие нормативные основания. Так, в Челябинской области принят закон "О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области"; в Ростовской области - закон "О предоставлении денежных средств бюджета Ростовской области бизнес-инкубаторам, технопаркам и инновационно-технологическим центрам"; в Свердловской области - Постановление "О создании технопарков на земельных участках, находящихся в государственной собственности, расположенных на территории Свердловской области"; в Кемеровской области - закон "О налоговых льготах субъектам инвестиционной, инновационной и производственной деятельности, управляющим организациям технопарков, резидентам технопарков"; в республике Татарстан - Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан "О мерах по созданию республиканского инновационно-производственного технопарка "Идея".
Ценность такого подхода заключается в том, что в данных региональных нормативных актах определяются принципы сотрудничества, условия государственной поддержки и основные направления деятельности резидентов технопарков. В сущности, принятие региональных законов и постановлений преследует цель разграничения полномочий, отнесенных к компетенции региона и Российской Федерации.
Таким образом, анализ зарубежного и отечественного опыта создания и функционирования технопарков указывает на приоритетную роль государства в обеспечении эффективности их деятельности, повышении качества инноваций и инновационного продукта. При этом прилагаются усилия в части обеспечения содержательной сбалансированности мер государственной поддержки, которые, согласно последним проведенным исследованиям, включают меры организационно-правового, экономического и социально-психологического характера. Организационно-правовые меры государственной поддержки основываются на законодательной базе; они представлены разработкой и принятием законов, распоряжений, требований, уставных документов, правил и регламентов, инструкций и нормативно. Экономические меры государственной поддержки опираются на использование потенциала экономических стимулов, которые предполагают формирование заинтересованности и ответственности за принимаемые решения. Данные меры определяются государственными научно-техническими программами, а также созданием специальных фондов. В качестве косвенных экономических мер государственной поддержки используется налоговое и амортизационное регулирование, практики фондовой политики и политика протекционизма. Социально-психологические меры обнаруживаются в том, что, воздействуя на неэкономические интересы участников технопарков, повышать их заинтересованность и отдачу.
В последнее время в связи с пристальным вниманием государства к вопросам эффективного использования ресурсов и необходимостью превентивной работы по популяризации инженерных и технико-технологических специальностей идея создания технопарков трансформируется. Это выражается в вовлечении в данное движение образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, а также школ, детских садов и учреждений дополнительного образования детей. Так Президент Российской Федерации Владимир Путин одобрил проект создания сети детских технопарков, разработанный Агентством стратегических инициатив (далее - АСИ). В частности, в 2015 году на площадке Петербургского международного экономического форума состоялась презентация стратегической инициативы "Новая модель системы дополнительного образования детей", целью которой является объединение усилий крупного бизнеса, социальных предпринимателей и государства по созданию современных образовательных комплексов для детей. Соответственно применительно к системе образования имеет смысл говорить об образовательных технопарках, но в настоящее время нет единого понимания структуры и содержания данного понятия.

Раздел 1. Предпосылки создания образовательного технопарка "ТЕМП"

1.1. Основания создания образовательного технопарка "ТЕМП"

Концептуальными и нормативными основаниями создания образовательного технопарка "ТЕМП" в Челябинской области являются:
Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года*(2);
Закон Челябинской области "О стимулировании инновационной деятельности в Челябинской области"*(3);
государственная программа "Экономическое развитие и инновационная экономика Челябинской области" на 2016-2018 годы*(4);
государственная программа Челябинской области "Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в Челябинской области на 2015-2017 годы"*(5);
- государственная программа "Развитие образования в Челябинской области" на 2014-2017 гг.*(6);
положения об аккредитации инновационных технопарков, осуществляющих деятельность на территории Челябинской области*(7);
- Концепция промышленной политики Челябинской области на период до 2020 года*(8);
- Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области "ТЕМП"*(9);
- Концепция профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 гг.*(10);