(Действующий) ГОСТ Р ИСО 21500-2014 Руководство по проектному менеджменту...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- поведенческие компетенции, определяющие способность руководителя строить отношения с участниками проекта;
- контекстные компетенции, связанные с управлением проектом в рамках определенной организационной среды и внешнего окружения.
Повышение компетентности специалистов может осуществляться посредством тренингов, коучинга и наставничества, проводимых в рамках организации или за ее пределами.

3.10 Жизненный цикл проекта

Проекты, как правило, подразделяют на фазы, состав и содержание которых определяется потребностями управления и контроля. Фазы жизненного цикла выполняют в логической последовательности, имеющей начало и окончание, и используют входные данные для получения результатов. Для эффективного проектного менеджмента на протяжении всего его жизненного цикла, в рамках каждой фазы следует выполнить определенный набор действий. Фазы позволяют разделить проект на несколько обособленно управляемых элементов, совокупность которых составляет жизненный цикл проекта.
Жизненный цикл проекта охватывает период времени от начала проекта до его планового окончания или досрочного прекращения. Границами фаз жизненного цикла проекта обычно являются точки принятия решений, состав которых может зависеть от организационного окружения проекта. Точки принятия решений облегчают руководство проектом. На момент окончания последней фазы жизненного цикла проекта должны быть получены все результаты.
В целях менеджмента проекта на протяжении его жизненного цикла процессы проектного менеджмента должны использоваться как для проекта в целом, так и для его отдельных фаз командой проекта или подпроектов.

3.11 Проектные ограничения

Существует несколько типов ограничений и, поскольку ограничения часто являются взаимозависимыми, менеджер проекта должен соблюдать баланс между различными ограничениями. Результаты проекта должны соответствовать предъявляемым требованиям, и должны быть увязаны с установленными ограничениями, касающимися содержания проекта, качества, графика и затрат. Ограничения взаимосвязаны так, что изменения одного из них могут повлечь за собой изменения других. Таким образом, ограничения могут влиять на решения, принимаемые в рамках процессов проектного менеджмента.
Достижение согласия между ключевыми заинтересованными лицами проекта относительно существующих ограничений создает основу для успешного выполнения проекта.
Ограничения могут быть установлены на различные параметры проекта, такие как:
- длительность или целевая дата окончания проекта;
- доступность бюджета проекта;
- доступность таких ресурсов проекта, как человеческие ресурсы, площади, оборудование, материалы, инструменты и другие ресурсы, необходимые для выполнения проекта в соответствии с существующими требованиями;
- факторы, связанные с обеспечением безопасности труда;
- допустимый уровень риска проекта;
- потенциальные социальные и экологические последствия проекта;
- законы, законодательные акты и другие регламентирующие документы.

3.12 Взаимосвязь процессов и ключевых понятий проектного менеджмента

Проектный менеджмент осуществляется посредством реализации процессов с использованием понятий (концептов) и компетенций, описанных в 3.1-3.11. Каждый процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных действий и задач. Процессы проектного менеджмента делятся на три основных типа:
- процессы проектного менеджмента, присущие только проектному менеджменту и определяющие, как должны управляться работы проекта;
- процессы создания продукта, которые не являются уникальными для проектного менеджмента и направлены на определение требований и создание конкретного продукта, услуги или результата. Состав таких процессов зависит от того, каковы конкретные желаемые результаты;
- поддерживающие (обеспечивающие) процессы, не являющиеся уникальными для проектного менеджмента, способствующие выполнению процессов проектного менеджмента с точки зрения логистики, финансов, бухгалтерского учета и обеспечения безопасности.
Настоящий стандарт описывает только процессы проектного менеджмента. При этом следует отметить, что на протяжении жизненного цикла проекта процессы, ориентированные на продукт, и поддерживающие процессы зачастую перекрываются и взаимодействуют с процессами проектного менеджмента.

4 Процессы проектного менеджмента

4.1 Применение процессов проектного менеджмента

Настоящий стандарт определяет состав процессов проектного менеджмента, которые рекомендуется применять на протяжении проекта в целом и/или на протяжении его отдельных фаз. Процессы проектного менеджмента могут применяться в любой организации. Проектный менеджмент требует высокой согласованности и, следовательно, для обеспечения успеха проекта необходимо, чтобы для каждого из используемых процессов были обеспечены взаимосвязи с другими процессами. Для полного определения и удовлетворения требований заинтересованных сторон и достижения соглашения относительно целей проекта может потребоваться повторение отдельных процессов.
Руководителям проектов и другим заинтересованным лицам рекомендуется внимательно изучить процессы, описанные в подразделе 4.3 настоящего стандарта, и применять их должным образом для реализации потребностей проектов и организаций.
Описанные в подразделе 4.3 процессы не должны применяться без изменений ко всем проектам или фазам жизненного цикла проекта. Руководитель должен корректировать состав процессов управления конкретным проектом или фазой, отбирая подходящие процессы и условия их реализации. Такая адаптация должна выполняться в соответствии с существующими политиками организации.
Для успешной реализации проекта необходимо выполнить следующие действия:
- выбрать из перечня, представленного в подразделе 4.3, те процессы, которые необходимы для достижения целей проекта;
- использовать определенный подход к формированию и изменению требований к продукту проекта и планов для достижения целей проекта и удовлетворения предъявляемых к проекту требований;
- учесть требования спонсора проекта, заказчика и других заинтересованных лиц;
- определить границы содержания проекта и управлять им в пределах, определяемых ограничениями, для получения результатов проекта, учитывая риски проекта и потребности в ресурсах;
- обеспечивать исполнение обязательств всеми участниками проекта, включая заказчика и куратора проекта.
Настоящий стандарт описывает суть процессов проектного менеджмента в контексте целей, которым они служат, интеграции процессов, взаимодействия в рамках процессов, основных входов и выходов. Ради краткости в данном стандарте не приведены источники всех основных исходных данных и назначение основных выходных данных.

4.2 Управленческие и предметные группы процессов

4.2.1 Общие положения
Процессы проектного менеджмента можно классифицировать двумя способами, как принадлежащие к определенным группам процессов с точки зрения проектного менеджмента (см. 4.2.2) или к группам, построенным на принадлежности к определенному предмету управления (см. 4.2.3). Оба подхода отражены в таблице 1. Описание отдельных процессов приведено в подразделе 4.3. Процесс отображается в составе той управленческой и предметной группы, к которой относится основная часть связанной с процессом деятельности.
Таблица 1 - Классификация процессов проектного менеджмента по управленческим и предметным группам
Предметная группа
Управленческая группа
Инициирование
Планирование
Исполнение
Контроль
Завершение
Интеграция 4.3.2 Разработка Устава проекта 4.3.3 Разработка планов проекта 4.3.4 Руководство проектной деятельностью 4.3.5 Контроль проектной деятельности4.3.6 Контроль изменений 4.3.7 Завершение проекта или фазы4.3.8 Сохранение накопленного опыта
Заинтересованные стороны 4.3.9 Определение состава заинтересованных лиц 4.3.10 Руководство заинтересованными лицами проекта
Содержание 4.3.11 Определение содержания4.3.12 Определение структуры декомпозиции работ WBS4.3.13 Определение работ/операций4.3.14 Управление содержанием проекта
Ресурсы 4.3.15 Формирование команды проекта 4.3.16 Оценка ресурсов проекта4.3.17 Определение организационной структуры проекта 4.3.18 Развитие команды проекта 4.3.19 Управление ресурсами проекта4.3.20 Управление командой проекта
Сроки 4.3.21 Определение последовательности работ4.3.22 Оценка длительности работ4.3.23 Разработка расписания4.3.24 Контроль расписания
Стоимость 4.3.25 Оценка затрат4.3.26 Составление бюджета4.3.27 Контроль затрат
Риски 4.3.28 Идентификация рисков4.3.29 Оценка рисков4.3.30 Реагирование на риски 4.3.31 Управление рисками
Качество 4.3.32 Планирование качества4.3.33 Обеспечение качества 4.3.34 Контроль качества
Закупки 4.3.35 Планирование закупок4.3.36 Выбор поставщиков 4.3.37 Управление контрактами
Коммуникации 4.3.38 Планирование коммуникаций 4.3.39 Распространение информации 4.3.40 Управление коммуникациями
Примечание - В таблице процессы перечислены не в хронологическом порядке. Данная таблица приведена для указания связи между предметными и управленческими группами.
4.2.2 Управленческие группы процессов
4.2.2.1 Общие положения
Каждая управленческая группа содержит процессы, которые могут относиться к любому проекту или фазе проекта. Эти процессы, назначение и описание которых, а также входные и выходные данные приводятся в подразделе 4.3, являются взаимозависимыми. Процессы не зависят от прикладной области или конкретной отрасли. В приложении А показаны взаимосвязи между отдельными процессами в рамках управленческих групп с указанием привязки процессов к предметным группам, описанным в 4.2.3 настоящего стандарта.
Приложение А отображает не все возможные взаимосвязи процессов управления, а только одну из возможных логических последовательностей. Каждый из процессов может выполняться неоднократно.
4.2.2.2 Группа процессов инициирования
Процессы инициирования применяют для того, чтобы начать фазу проекта или сам проект, определить назначение проекта или его фазы, сформулировать задачи и предоставить руководителю проекта полномочия продолжать работы по проекту.
4.2.2.3 Группа процессов планирования
Процессы планирования применяют для детального планирования проекта и формирования базового плана, в соответствии с которым будут выполнены работы проекта и относительно которого будет проведена оценка исполнения.
4.2.2.4 Группа процессов исполнения