(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 29-76 "Технические указания по...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Ведомственные строительные нормы ВСН 29-76 "Технические указания по оценке и повышению технико-эксплуатационных качеств дорожных одежд и земляного полотна автомобильных дорог" (утв. Министерством строительства и эксплуатации автомобильных дорог РСФСР 28 октября 1976 г.)

Срок введения 1 января 1978 г.

1. Основные положения о важнейших технико-эксплуатационных качествах дорожных одежд и земляного полотна автомобильных дорог

1.1. Основные технико-эксплуатационные качества дорожных одежд и земляного полотна

1.1.1. Каждая автомобильная дорога должна обеспечивать в пределах заданного срока службы бесперебойный, круглогодичный, безопасный и удобный проезд автомобилей с установленными скоростями и нагрузками.
1.1.2. Необходимые условия движения по дороге предопределяются еще на стадии ее проектирования и строительства. В процессе эксплуатации дороги под действием движения и природно-климатических факторов состояние земляного полотна и дорожных одежд изменяется. В связи с этим важно своевременно и правильно оценить их состояние и на основе этого принять необходимые меры по приведению в соответствие с требованиями автомобильного движения.
1.1.3. Основными технико-эксплуатационными качествами дорожных одежд и земляного полотна, которые характеризуют их состояние, являются (рис. 1.1) ровность покрытия проезжей части, прочность дорожной конструкции, шероховатость покрытия проезжей части, деформативность обочин, устойчивость откосов земляного полотна. Все эти качества необходимо рассматривать в комплексе, поскольку ухудшение какого-либо из них, как правило, оказывает влияние на условия движения.
844 × 825 пикс.     Открыть в новом окне

1.2. Требования к технико-эксплуатационным качествам дорожных одежд и земляного полотна

1.2.1. Показатели ровности покрытия эксплуатируемых дорог не должны превышать значений, приведенных в табл. 1.1 или 1.2. Данными этих таблиц следует руководствоваться при принятии решения о необходимости проведения работ по детальному обследованию.
Таблица 1.1
Типы покрытийИнтенсивность движения, авт./сут
До 500500-10001000-20002000-30003000-40004000-50005000-7000
Допускаемые значения ровности покрытия, см/км
Усовершенствованные капитальные->240240-175175-150150-140140-130<130
>11001100-880880-780780-735735-690<690
Усовершенствованные облегченные->300300-220220-200---
Переходные>400------
Примечания. 1. Допускаемые значения ровности выражены показателем толчкомера ТХК-2, установленного на автомобиле УАЗ-452, а в знаменателе первой строки - по прибору ПКРС-2.
2. Для дорог I категории допускаемые значения ровности покрытий при оценке с помощью прибора ПКРС-2 следует принимать не более 650 см/км, а при оценке с помощью толчкомера ТХК-2 не более 120 см/км.
Таблица 1.2
Типы покрытийИнтенсивность движения, авт./сут
До 500500-10001000-20002000-30003000-50005000-7000
Количество просветов под 3-метровой рейкой, превышающих указанные в СНнП III-Д.Б-73, %
Усовершенствованные капитальные-1212-99-77-66
Усовершенствованные облегченные-1010-77-6--
Переходные5-----
Примечание. Максимальный просвет под 3-метровой рейкой не должен превышать для усовершенствованных капитальных покрытий 10 мм, для облегченных - 14, для переходных - 30 мм.
1.2.2. Дорожная конструкция считается прочной, если она удовлетворяет следующим требованиям.
Для конструкций с покрытиями нежесткого типа:
отношение фактического модуля упругости конструкции к требуемому по условиям движения должно быть не меньше 1;
отношение наибольших нормальных напряжений растяжения при изгибе на нижних плоскостях конструктивных слоев , выполненных из материалов, способных сопротивляться растяжению, к их допускаемым значениям должно быть не более 1,
отношение наибольших сжимающих напряжений в земляном полотне от действия расчетной нагрузки на дорожное покрытие к напряжениям , обеспечивающим работу грунта в стадии линейной зависимости между напряжениями и деформациями, не должно превышать 0,75;
отношение суммы наибольших активных сдвигающих напряжений в земляном полотне от действия на покрытие расчетной нагрузки и напряжений от веса вышележащих слоев дорожной одежды к параметру прочности К' - С (К' - коэффициент запаса по ВСН 46-72; С - сцепление грунта) не должно превышать 0,75.
Для конструкций с покрытиями жесткого типа:
первый критерий прочности - отношение ( ) средней фактической прочности бетона на растяжение при изгибе на нижней плоскости бетонного покрытия к средней величине растягивающего напряжения при изгибе по той же плоскости должно быть не менее 1;
второй критерий прочности - отношение ( ) среднего фактического динамического модуля упругости конструкции к ее среднему требуемому динамическому модулю упругости должно быть не менее 1;
третий критерий прочности - отношение ( ) средней фактической прочности бетона на растяжение при изгибе на верхней плоскости бетонного покрытия к средней величине растягивающего напряжения при изгибе по той же плоскости должно быть не менее 1;
четвертый критерий прочности - отношение ( ) среднего критического сжимающего напряжения, при котором в несвязном материале основания и грунте земляного полотна отсутствуют зоны сдвигов, к среднему реактивному давлению, возникающему под покрытием, должно быть не менее 1.
1.2.3. Качество шероховатости оценивается коэффициентом продольного сцепления шин с покрытием. Для обеспечения безопасных условий движения на эксплуатируемых дорогах коэффициент сцепления должен быть не ниже допускаемых значений, приведенных в табл. 1.3.
Таблица 1.3
Условия движения*Значения коэффициента продольного сцепления на мокром покрытии при скорости 60 км/ч**
Легкие0,35
Затрудненные0,40
Опасные0,50
______________________________
* В соответствии со СНиП II-Д.5-72.
** Величины коэффициентов сцепления установлены применительно к динамометрическому прибору ПКРС-2. При использовании для определения коэффициента сцепления других приборов, в частности портативных, их показания должны быть приведены к показаниям прибора ПКРС-2. Покрытия автомобильных дорог I категории должны иметь шероховатую поверхность, обеспечивающую на всем протяжении значения коэффициентов сцепления, соответствующие опасным участкам дорог.
Величины коэффициентов сцепления извлечены из "Инструкции по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий" ВСН 93-73. М., "Транспорт", 1973.
1.2.4. Состояние обочин автомобильных дорог должно способствовать улучшению условий движения транспортных средств по дороге, повышению устойчивости земляного полотна и прочности дорожной конструкции. К состоянию обочин предъявляются следующие требования:
поверхность обочин должна быть укреплена в соответствии со СНиП II-Д.5-72 и "Рекомендациями по укреплению обочин автомобильных дорог" (Гипродорнии, 1975);
модуль деформации обочин должен соответствовать режиму и количеству наездов на них автомобилей и быть в расчетный период года не ниже 250 ;
поверхность обочины на ширине 0,50-0,75 м от кромки проезжей части должна иметь коэффициент сцепления не ниже его значений на покрытии.
1.2.5. Откосы земляного полотна должны быть устойчивыми и не иметь деформаций, ухудшающих состояние земляного полотна, обочин и дорожной конструкции. Коэффициент запаса устойчивости откосов, представляющий собой отношение сопротивляемости грунта сдвигу к действующим сдвигающим напряжениям, должен быть нe менее значений, представленных в табл. 1.4.
Таблица 1.4
Вид деформацииВид устойчивостиМетод расчета, по которому принят коэффициент запасаМинимальное значение коэффициента запаса К_зап
Оползание поверхностного слоя откосов и сплывыЦНИИС Минтрансстрой СССР1,50
Размыв откосовМестная устойчивостьТо же1,00
Механическая суффозияВСН 01-66 МЭиЭ СССР1,00
Обрушение откосов со срезом и вращением, скол при просадке, скольжение откосов, оползень-сдвигОбщая устойчивостьКруглоцилиндрических поверхностей: Маслова - Берера1,30
Г.М. Шахунянца1,25
F_p H.Н. Маслова1,00
Выдавливание основания насыпейПо максимальному углу отклонения1,00
1.2.6. Наряду с перечисленными основными технико-эксплуатационными качествами дорожных одежд и земляного полотна немаловажную роль в процессе службы дороги играет износостойкость покрытия. Под износостойкостью следует понимать сопротивляемость покрытия истиранию, а также нарушению целостности его поверхности в виде шелушения, выкрашивания и выбоин. Уменьшение толщины покрытий в результате износа не должно превышать:
Цементобетонных покрытийне нормируется
Асфальтобетонных покрытий1,5 мм/год
Щебеночных и гравийных, обработанныхорганическими вяжущими3 мм/год
Щебеночных и гравийных, не обработанныхвяжущими13 мм/год

2. Способы оценки технико-эксплуатационного состояния дорожных одежд и земляного полотна

2.1. Порядок оценки

2.1.1. Работы по оценке технико-эксплуатационного состояния дорожных одежд и земляного полотна проводятся в три этапа: предварительные обследования; подготовка к детальным обследованиям; детальные обследования.
2.1.2. Предварительные обследования на дороге проводятся с целью выявления участков для детального обследования, определения вида и количества дефектов проезжей части, обочин и откосов, оценки сцепных качеств дорожного покрытия.
2.1.3. Подготовка к детальным обследованиям проводится для того, чтобы изучить техническую документацию и проверить на участках, где предусматривается детальное обследование, соответствие земляного полотна требованиям строительных норм и правил по условиям водоотвода и возвышению низа дорожной одежды над поверхностью земли.