(Утративший силу) Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 мая 2007 г. N 355 "Об утверждении и введении в действие Методических указаний по проверке выполнения Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"

Приказываю:
Утвердить и ввести в действие с 25 июля 2007 г. прилагаемые Методические указания по проверке выполнения Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (РД-07-08-2007).
Руководитель
К.Б. Пуликовский

Руководящие документы РД-07-08-2007
Методические указания по проверке выполнения основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 мая 2007 г. N 355)

Зарегистрировано Федеральной службой
по экологическому, технологическому
и атомному надзору от 25 мая 2007 г.
Регистрационный N 436
Введены в действие с 25 июля 2007 г.

I. Общие положения

1. Методические указания по проверке выполнения Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401.
2. Методические указания распространяют свое действие и являются обязательными для работников центрального аппарата и межрегиональных территориальных округов по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Служба), на которых возлагаются организация и непосредственное выполнение проверок, предусмотренных настоящим документом.
3. Методические указания конкретизируют требования к работникам центрального аппарата и территориальных органов Службы (на этапе подготовки к проведению инспекции и на этапе проведения инспекции деятельности организаций) по проверке учета и контроля РВ и РАО в организации.
4. В названиях глав Методических указаний приведены в кавычках наименования соответствующих разделов Основных правил учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации НП-067-05, (далее - Правила)*.
5. Перечень сокращений, используемых в Методических указаниях, и их расшифровка приведены в приложении N 1.
6. Термины, используемые в Методических указаниях, и их определения приведены в приложении N 2.

II. Проверка требований, содержащихся в разделе 2 "Общие положения"

7. С целью проверки применения принципов учета и контроля РВ и РАО на практике работникам центрального аппарата и территориальных органов Службы необходимо:
По п. 2.2:
Проверить, что принципы учета и контроля, изложенные в подпунктах 2.2.1.-2.2.8., с надлежащей полнотой отражены в соответствующих документах (инструкциях) организации, по этим вопросам ведется инструктаж работников. Проверку практического применения указанных принципов необходимо провести путем выборочной или полной проверки оперативного учета и отчетности.
По п. 2.2.3:
Определить факт наличия РВ и РАО во время инвентаризации путем проведения измерений.
Проверить наличие методик выполнения измерений (далее - МВИ), аттестованных в установленном порядке для определения факта наличия РВ и РАО и зарегистрированных в Федеральном реестре методик выполнения измерений;
По п.п. 2.2.4 - 2.2.6:
Проверить наличие разработанной с учетом характера деятельности организации системы учетных и отчетных документов (журналы, накладные, требования и т.д.), в соответствии с которой:
- учетные документы содержат данные по каждому виду РВ и РАО, включая количество РВ и РАО в организации и изменения количеств РВ и РАО в организации.
- исправление ошибочно сделанных записей в учетной документации (учетных данных) производится внесением новой записи за новым номером с сохранением ошибочно сделанной записи с отметкой ее как ошибочной, а не исправлением записи;
- исправление отчетных данных осуществляется только путем представления новых отчетных документов.
По п.п. 2.2.7- 2.2.8:
Проверить наличие и реализацию документально закрепленного порядка, обеспечивающего:
- своевременную регистрацию РВ и РАО;
- проведение внутреннего административного контроля с целью своевременного выявления и незамедлительного исправления ошибок при проведении учета и устранения причин их возникновения.
По п.п. 2.3 -2.5:
Проверить наличие документов, устанавливающих порядок учета и проверки наличия РВ и РАО на основе отнесения их к соответствующим группам, предусмотренным Правилами, т.е.:
- к группе ЗРИ с активностью, превышающей значения, установленные приложением N 1 к Правилам;
- к группе ОРИ на основе одного радионуклида или смесей радионуклидов с удельной активностью, превышающей значения, установленные приложением N 1 к Правилам;
- к ядерным материалам и тритию (кроме ядерных материалов, находящихся в ЗРИ), в количествах, подлежащих учету в системе учета и контроля РВ и РАО и не подлежащих учету в системе учета и контроля ядерных материалов.
- к другим группам, перечисленным в соответствующих подпунктах пунктов 2.3-2.5 Правил.
Необходимо учитывать, что инспектируемая организация может иметь широкий спектр РВ и РАО, а также ядерные материалы и, соответственно, может иметь две системы учета и контроля - ядерных материалов и радиоактивных веществ. И наоборот, может иметь узкую номенклатуру РВ (например, единственный ЗРИ в составе технологической или медицинской облучательной установки). С учетом этого должен строиться круг проверяемых вопросов.
Специальный вопрос, который может представлять особую сложность - проверка достоверности "пограничных" количественных критериев, в этом случае искусственно может занижаться количество ядерных материалов, чтобы они не подпадали под государственный учет и контроль ядерных материалов как ядерные материалы.
Формула для пересчета активности радиоактивного вещества в его массу приведена в приложении N 3.
8. Проверка наличия ЗРИ технически трудно осуществима. В большинстве случаев невозможно провести визуальную идентификацию самого ЗРИ по соображениям радиационной безопасности. Основное внимание должно быть уделено косвенным методам подтверждения наличия ЗРИ, включая использование УИВ.

III. Проверка требований, содержащихся в разделе 3 "Требования к учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации"

9. По п. 3.1.1 необходимо:
Проверить:
- что в организации имеется организационно-распорядительный документ о создании структурного подразделения, осуществляющего учет и контроль РВ и РАО;
- что в положении о структурном подразделении, осуществляющем учет и контроль РВ и РАО, отражены его функции по предоставлению информации в систему государственного учета и контроля РВ и РАО;
- наличие приказов организации о назначении в подразделениях организации, осуществляющих обращение с РВ и РАО, должностных лиц, ответственных за учет и контроль РВ и РАО в подразделениях;
- что в должностных инструкциях ответственных за учет и контроль РВ и РАО в подразделениях отражены их обязанности по своевременному предоставлению информации в структурное подразделение, осуществляющее учет и контроль РВ и РАО.
10. По п. 3.1.5 необходимо проверить, что в организации имеется инструкция по учету и контролю РВ и РАО, утвержденная руководителем организации, и ее срок действия не истек. В ней должны быть определены: