(Действующий) Межгосударственный стандарт ГОСТ 968-68 "Пиломатериалы авиационные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Межгосударственный стандарт ГОСТ 968-68 "Пиломатериалы авиационные (бруски и доски). Технические условия" (утв. постановлением Комитета стандартов, мер и измерительных приборов при СМ СССР от 30 мая 1968 г.)

Sawn timber (bars and boards) for aircraft. Specifications

Дата введения 1 января 1970 г.
Взамен ГОСТ 968-49
Настоящий стандарт распространяется на выпиленные из авиационных кряжей пиломатериалы хвойных и лиственных пород, поставляемые для выработки деревянных заготовок и деталей, применяемых в самолетостроении, вертолетостроении, в производстве авиационных винтов и лыж.

1. Типы и размеры

1.1. Авиационные пиломатериалы разделяют на обрезные, необрезные, доски и бруски.
Термины и определения - по ГОСТ 18288.
Бруски выпиливают по сбегу.
1.2. Номинальные размеры по толщине и ширине пиломатериалов - по ГОСТ 24454, по длине - от 1,5 м и более с градацией 0,1 м.
1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. N 2).
1.3. (Исключен, Изм. N 2).
1.4. Номинальные размеры авиационных пиломатериалов по толщине и ширине установлены для древесины влажностью 20%. При влажности древесины более или менее 20% фактические размеры толщины и ширины должны быть более или менее номинальных размеров на соответствующую величину усушки по ГОСТ 6782.1 - для пиломатериалов хвойных пород и ГОСТ 6782.2 - для пиломатериалов лиственных пород.
1.5. Предельные отклонения от номинальных размеров по толщине и ширине пиломатериалов - по ГОСТ 24454, по длине - +- 20 мм.
1.4, 1.5. (Измененная редакция, Изм. N 2).

2. Технические требования

2.1. Пиломатериалы должны изготовляться из древесины следующих пород: сосны, ели обыкновенной, аянской и сибирской, кедра сибирского и корейского, пихты кавказской и европейской, лиственницы сибирской и даурской, дуба, бука, ясеня обыкновенного и маньчжурского, липы, березы желтой и черной.
2.2. По качеству древесины авиапиломатериалы разделяют на два сорта: первый и второй.
2.3. Бруски длиной от 1,5 до 1,9 м, а также бруски с поперечным сечением 32x40 и 40 x 40 мм относят к брускам второго сорта.
2.4. Доски, из которых выходит больше половины брусков длиной менее 2 м, относят ко второму сорту.
2.5. Авиационной считают древесину, отвечающую по качеству требованиям пп. 2.6 и 2.7.
2.6. В брусках и авиационных частях досок не допускаются пороки древесины, превышающие нормы, установленные в табл. 1.
Таблица 1
Пороки древесины по ГОСТ 2140
Нормы допускаемых пороков древесины в пиломатериалах
первого сорта
второго сорта
1. Сучки:Допускаются в пиломатериалах лиственных пород размером до 5 мм, без ограничения
а) глазки
б) сучки сросшиеся здоровыеНе допускаютсяДопускаются:
в буковых пиломатериалах размером до 5 мм без ограничения;
в пиломатериалах всех пород размером до 10 мм в количестве не более одного в среднем на 1 м длины
Примечания:
1. Размер сучка определяют расстоянием между касательными к контуру сучка, проведенными параллельно продольной оси пиломатериала.
2. Для хвойных и лиственных пород, кроме дуба и ясеня, количество пиломатериалов второго сорта с сучками не должно превышать 25%, а для дуба и ясеня - 50% общего количества сдаваемой партии пиломатериалов данной породы.
2. Химические окраскиДопускаются в виде пятен и полос, если они не сопровождаются грибными поражениями
3. Трещины усушкиДопускаются только торцовые радиальные длиной до 5 см в пиломатериалах длиной до 3 м и длиной до 10 см в пиломатериалах длиной свыше 3 м.
4. Наклон волокон
а) тангентальныйДопускается отклонение волокон от прямого направления в %, не более:
5
7
б) радиальныйДопускаются перерезанные годовые слои при условии, что они отклоняются от прямого направления не более чем на 5%.
Примечание. В древесине, применяемой в вертолетостроении, радиальный наклон волокон не допускается.
5. Свилеватость:Допускается при высоте волны в мм, не более:
а) волнистая
в пиломатериалах хвойных пород:
3
5
в пиломатериалах лиственных пород:
4
Без ограничения
б) путанаяДопускается местная длиной до 15 см в количестве не более одного участка на всю длину авиационной части пиломатериала.
Примечания:
1. В древесине, применяемой в вертолетостроении, свилеватость не допускается.
2. Волнистая свилеватость измеряется величиной стрелы прогиба годовых слоев на радиальной или близкой к ней поверхности
6. Завиток одностороннийДопускается в брусках при распространении завитка не более чем на 1/2 толщины бруска и при расположении его у обрезных кромок без ограничения количества шириной полосы с перерезанными годовыми слоями в % от ширины бруска, не более:
в брусках хвойных пород
10
15
в брусках лиственных пород
15
20
В досках завитки допускаются из расчета выпиловки из них брусков, удовлетворяющих требованиям настоящего стандарта.
7. Местная креньДопускается в пиломатериалах хвойных пород размером не более:
1/2
1/10
ширины авиационной части пиломатериала
8. Внутренняя заболонь
Допускается только в пиломатериалах из ясеня обыкновенного и сосны
9. Ложное ядро и пятнистостьНе допускаютсяДопускаются в пиломатериалах из бука и желтой березы без признаков загнивания (белых выцветов) при условии сушки стерилизующим режимом
10. ЗасмолокДопускается в пиломатериалах хвойных пород в виде полос, пятен и прожилок при условии, что они не сопровождаются выделениями смолы.
11. КармашкиДопускаются в пиломатериалах хвойных пород односторонние глубиной до 2 мм и длиной в мм, не более:
15
40
количеством не более 2 шт. в среднем на 1 м длины авиационной части пиломатериала.
В древесине, применяемой в вертолетостроении, смоляные кармашки не допускаются.
Примечания:
1. Пороки древесины, не упомянутые в настоящем стандарте, в брусках и авиационных частях досок не допускаются.
2. В неавиационной части пиломатериалов пороки допускаются в пределах норм, установленных ГОСТ 8486 и ГОСТ 2695. Гнили и цветные окраски грибного происхождения не допускаются.
3. На необрезных кромках пиломатериала допускаются пороки при глубине залегания не более 5 мм, кроме повреждений грибного происхождения.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).
2.7. Макроструктуры и физико-механические показатели древесины брусков и авиационных частей досок должны соответствовать указанным в табл. 2.
Таблица 2
Древесная породаМесто произрастания
Группа
Показатели макроструктуры
Физико-механические показатели
Процент поздней древесины, не менее
Число годовых слоев в 1 см
Плотность в кг/м3 при влажности 15%, не менее
Предел прочности при сжатии вдоль волокон, МПа, при влажности 15%, не менее
Ударная вязкость 10(5) Дж/м2, не менее
СоснаВсе районы СССР
1
25
от 5 до 20
510
40
0,14
2
20
от 3 до 25
470
35
0,13
Ель обыкновенная аянская и сибирскаяВсе районы СССР
1
30
от 7 до 20
480
40
0,14
2
25
от 7 до 20
430
35
0,13
Пихта кавказская и европейскаяКавказ и Украинская ССР
1
-
от 8 до 25
460
43
0,14
2
-
от 8 до 25
440
38
0,13
Лиственница сибирская и даурскаяВосточная Сибирь и Свердловская область
1
35
от 5 до 20
700
50
0,15
2
20
от 3 до 30
640
42
0,13
Кедр сибирский и корейскийВсе районы СССР
2
20
от 7 до 20
450
32
0,12
Ясень обыкновенныйЕвропейская часть СССР
1
-
от 1 до 5
700
45
0,22
2
-
от 1 до 7
660
40
0,20
Ясень маньчжурскийДальний Восток
1
-
от 1 до 6
640
40
Не нормируется
2
-
от 1 до 9
600
35
ДубЕвропейская часть СССР
1
-
от 1 до 7
680
45
0,17
2
-
от 1 до 10
640
40
0,15
БукВсе районы СССР
-
-
660
45
0,19
2
-
-
640
40
0,17
ЛипаВсе районы СССР
2
-
-
440
28
Не нормируется
Береза желтая и чернаяДальний Восток
1
-
-
720
50
Не нормируется
2
-
-
700
45
Примечание. Группа 1 - древесина с повышенными механическими свойствами для самолетостроения, вертолетостроения, винтов и лыж; группа 2 (основная) - древесина для самолетостроения и вертолетостроения, винтов и лыж.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.8. Влажность древесины пиломатериалов не должна превышать 22%.
Примечание. Для лесозаводов, не имеющих сушильных камер, поставка пиломатериалов в период с 1 ноября по 1 марта допускается с неограниченной влажностью, за исключением пиломатериалов, поставляемых в районы и из районов Средней Азии, Кавказа и Приморского края.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.9. Доски по качеству считают кондиционными, если выход из них авиационной древесины, т.е. брусков размерами по длине и ширине, указанными в п.1.2, составляет не менее 30% площади узкой пласти.
2.10. Полностью авиационными пиломатериалы считают в том случае, когда древесина всего объема пиломатериала, а в дубе, ясене маньчжурском и лиственнице - ядровой части является авиационной. Древесина брусков должна быть полностью авиационной, за исключением односторонне-обрезных брусков, на кромках которых допускаются пороки в соответствии с примечанием 3 табл. 1.
2.11. Угол наклона годовых слоев в авиационных пиломатериалах толщиной 40 мм и более не нормируется, а в авиационных пиломатериалах толщиной до 32 мм включительно должен быть не менее 15°.
Угол наклона годовых слоев в авиационных пиломатериалах, применяемых в вертолетостроении, должен быть в пределах: для сосны 30-75° и для ясеня 10-75°.
2.12. Непараллельность пластей и кромок в обрезных пиломатериалах, а также пластей в необрезных пиломатериалах допускается в пределах отклонений от номинальных размеров, установленных ГОСТ 24454.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
2.13. Продольная покоробленность по обрезной пласти и кромке по длине пиломатериалов допускается со стрелой прогиба:
1 мм на 1 м длины - для 1-го сорта;
2 мм на 1 м длины - для 2-го сорта.
На необрезных кромках допускается односторонняя кривизна, со стрелой прогиба до 1,0% от длины, на которой она наблюдается, для хвойных и до 2,0% - для лиственных пород.
Разносторонняя кривизна, поперечная и винтовая покоробленность в пиломатериалах не допускаются.
2.14. Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов Rm_max не должен быть более 1250 мкм по ГОСТ 7016.