(Действующий) Межгосударственный стандарт ГОСТ 17.2.3.02-2014 "Правила установления...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
3.3 При определении нормативов ПДВ применяются методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, в том числе методы сводных расчетов для территорий городских и иных поселений и их частей с учетом транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов (далее - метод сводных расчетов).
3.3.1 При применении методов сводных расчетов нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) для каждого j-го загрязняющего вещества (ЗВ), поступающего в атмосферу от хозяйствующего объекта, устанавливаются исходя из требования непревышения концентраций этого j-го ЗВ , создаваемых выбросами рассматриваемого хозяйствующего субъекта в атмосферном воздухе, квот концентраций, установленных для хозяйствующего субъекта:
, (1)
где (х, у) - координаты произвольной точки местности в зоне влияния выбросов хозяйствующего субъекта;
- значение квоты концентрации, которая может создаваться выбросами j-го ЗВ от рассматриваемого объекта в точке с координатами (х, у), определенное с помощью рекомендованной к применению методологии определения допустимых вкладов объектов в загрязнение атмосферного воздуха на основе сводных расчетов загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта.
Выполнение условия (1) для действующих хозяйствующих субъектов проверяется вне территорий существующих для них санитарно-защитных зон (СЗЗ), а для хозяйствующих субъектов, расположенных в сложившейся жилой застройке, - на границе ближайшей жилой застройки и зон массового отдыха населения, на территориях размещения организаций здравоохранения длительного пребывания больных и центров реабилитации.
3.3.2 До внедрения в данном городе (населенном пункте) системы сводных расчетов загрязнения атмосферы и определения допустимых вкладов (квот концентраций) при нормировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для каждого j-го загрязняющего вещества, поступающего в атмосферу от объекта, проверяется условие
, (2)
где или ; (2.1)
;
- суммарная концентрация j-го загрязняющего вещества с учетом фона, в долях ПДК;
- концентрация j-го загрязняющего вещества, создаваемая выбросами предприятия, в долях ПДК;
- приземная концентрация j-го ЗВ, создаваемая выбросом рассматриваемого объекта, рассчитанная по утвержденной в установленном порядке методики, ;
- предельно допустимая концентрация рассматриваемого j-го вещества в атмосферном воздухе населенных мест, соответствующая максимальной разовой концентрации или ОБУВ - ориентировочно безопасному уровню воздействия ;
- среднесуточная предельно допустимая концентрация рассматриваемого j-го вещества в атмосферном воздухе населенных мест ;
, - максимальная разовая и среднесуточная предельно допустимая концентрация рассматриваемого j-го вредного вещества в атмосферном воздухе для определенного вида экологической системы (лесные насаждения, растительность, сельскохозяйственные угодья разных видов, почвы и т.д.), ;
(в долях ) - учитываемая фоновая концентрация j-го вещества, создаваемая выбросами других хозяйствующих объектов, а также передвижными средствами, эксплуатируемыми вне промышленных территорий.
Значения должны быть отнесены к тому же временному интервалу осреднения, что и .
Примечание - Для мест массового отдыха населения, территории размещения организаций здравоохранения длительного пребывания больных и центров реабилитации, к которым предъявляются повышенные экологические требования, количественный критерий, указанный в формуле (2), заменяется на 0,8.
К местам массового отдыха населения следует относить территории, выделенные в генпланах городов, схемах районной планировки и развития пригородной зоны, решениях органов местного самоуправления для организации курортных зон, размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, баз туризма, дачных и садово-огородных участков, организованного отдыха населения (городские пляжи, парки, спортивные базы и их сооружения на открытом воздухе).
3.3.3 Выполнение условий (1) и (2) достаточно проверять в пределах зоны влияния выбросов в атмосферу рассматриваемого j-го ЗВ от хозяйствующего субъекта. К зоне влияния выбросов определенного j-го ЗВ относятся все территории, расположенные внутри внешней границы этой зоны влияния, которая определяется как замкнутая линия на местности, вне которой для любой точки местности в течение всего времени выброса рассматриваемого j-го ЗВ выполняется условие
. (3)

4 Определение нормативов выбросов

4.1 Нормативы выбросов конкретного хозяйствующего субъекта устанавливаются для условий его нормального функционирования с учетом перспективы развития.
Для хозяйствующих субъектов - это условия регламента загрузки оборудования и его эксплуатации, а также нормального состояния систем и устройств вентиляции и пылегазоочистного оборудования.
4.2 Нормативы ПДВ (ВСВ) устанавливают для каждого конкретного стационарного источника загрязнения атмосферы (ИЗА) и хозяйствующего субъекта в целом (а также его отдельных производственных территорий).
Устанавливаемые нормативы ПДВ (ВСВ) для ЗВ характеризуются следующими величинами:
- максимальное разовое значение, г/с;
- валовое значение, т/год.
4.2.1 Максимальные разовые значения (г/с) ПДВ (ВСВ) ЗВ.
Для отдельного ИЗА этот норматив характеризует выброс ЗВ за одну секунду, полученный осреднением за 20-минутный интервал времени работы источника, в течение которого из этого ИЗА может выбрасываться наибольшая допустимая масса ЗВ.
Величина ПДВ (ВСВ) в г/с для хозяйствующего субъекта в целом определяется как выброс ЗВ за одну секунду, полученный осреднением за 20-минутный интервал времени, в течение которого может выбрасываться наибольшая допустимая масса ЗВ из совокупности одновременно работающих источников данного хозяйствующего субъекта.
4.2.2 Годовые (т/год) значения ПДВ (ВСВ) ЗВ.
Для отдельного ИЗА этот норматив характеризует наибольший допустимый суммарный годовой выброс ЗВ при условии соблюдения технологических ограничений на источники выделения (агрегаты, устройства и т.д.), от которых рассматриваемый ИЗА отводит ЗВ.
Для хозяйствующего субъекта в целом годовое значение ПДВ каждого ЗВ определяется как наибольший допустимый суммарный годовой выброс ЗВ от всех ИЗА хозяйствующего субъекта при условии соблюдения технологических ограничений как на все источники выделения (агрегаты, устройства и т.д.) хозяйствующего субъекта, так и на работу хозяйствующего субъекта в целом.
4.3 При проведении работ по нормированию выбросов следует учитывать передовые достижения науки и техники в области рационального и комплексного использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды и оценивать уровень экологичности имеющегося технологического оборудования и установок. При этом необходимо предусматривать внедрение более современных технологий и технических средств по сокращению выбросов в атмосферу загрязняющих веществ на основе технологических нормативов выбросов, характеризующих уровень экологичности применяемой технологии. Для тех производств, процессов, установок и т.д., для которых будут утверждены технические (или технологические) нормативы выбросов (ТНВ), нормативы ПДВ должны устанавливаться с учетом ТНВ, а нормативы ВСВ - при соблюдении ТНВ.
4.4 Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух или его отдельных производственных территорий с учетом всех источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, фонового загрязнения атмосферного воздуха и технических нормативов выбросов устанавливаются территориальными органами.
4.5 При разработке предпроектной и проектной документации на строительство новых объектов и реконструкцию (расширение) существующих следует также учитывать выбросы, давать оценку их воздействия на окружающую среду и предложения по нормативам ПДВ от источников, которые будут действовать после введения объекта в эксплуатацию, а также действуют только в период строительства нового или реконструкции существующего производства.
4.6 Для линейных объектов (автомобильные и железные дороги, прокладка трубопроводов и т.д.), на которых строительно-монтажные работы ведутся, как правило, с последовательным по определенным участкам продвижением от участка к участку, рекомендуется следующий порядок оценки воздействия на атмосферный воздух выбросов от используемой дорожно-строительной техники, оборудования и транспортных средств:
- выбирается один из однотипных участков ведения строительно-монтажных работ, наиболее близко расположенный к жилым зонам и (или) зонам, к которым предъявляются повышенные экологические требования, для которого оцениваются максимальные разовые выбросы и создаваемые ими приземные концентрации;
- для всех участков линейного объекта рассчитываются валовые выбросы за период строительно-монтажных работ.
4.7 Если хозяйствующий субъект выполняет работы не на одной производственной территории, а на объектах, расположенных в разных районах (местах) города (области), например окрасочные или сварочные работы, то можно рекомендовать, исходя из объемов выполненных работ за прошедшие 2-3 года и планов на последующие годы, провести расчеты приземных концентраций на примере одного из наиболее характерных объектов, расположенных наиболее близко к жилым зонам и (или) зонам, к которым предъявляются повышенные экологические требования, определив таким образом допустимый выброс (в г/с). Затем определить годовой (валовый) норматив ПДВ (в т/г) как сумму годовых выбросов (т/г) на всех площадках за рассматриваемый период. При расчете загрязнения атмосферы учитываются группы веществ, обладающих комбинированным вредным действием, когда все вещества, входящие в группу, присутствуют в выбросах предприятия.
4.8 Учет фонового загрязнения атмосферного воздуха по веществам, обладающим эффектом суммации, эффектом неполной суммации при совместном присутствии, выполняется в случаях, когда все вещества, входящие в рассматриваемую группу, присутствуют в выбросах промышленного предприятия в атмосферный воздух и не выполняется в случаях, когда хотя бы одно вещество, входящее в рассматриваемую группу, отсутствует в выбросах промышленного предприятия в атмосферный воздух или хотя бы по одному из веществ, входящих в рассматриваемую группу, приземная концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе, формируемая выбросами этого вещества от промышленного предприятия в атмосферном воздухе, не превышает 0,1 доли ПДК.
4.9 Нормативы ПДВ для конкретного стационарного источника выбросов и хозяйствующего субъекта устанавливаются для условий регламентной загрузки оборудования и его эксплуатации, а также нормального состояния систем и устройств вентиляции и пылегазоочистного оборудования.
При этом учитывается фактическая наибольшая загрузка оборудования за последние три года и возможности ее изменения в период действия устанавливаемых нормативов ПДВ.
4.10 Если хозяйствующий субъект имеет несколько стационарных источников, расположенных на разных производственных территориях, то данный хозяйствующий субъект вправе разрабатывать проект нормативов ПДВ отдельно по каждой производственной площадке или в целом для хозяйствующего субъекта с разработкой нормативов ПДВ по каждой из них.
4.11 Если в зоне влияния выбросов хозяйствующего субъекта отсутствуют территории (жилые зоны, зоны, к которым предъявляются повышенные экологические требования), для которых разработаны нормативы качества атмосферного воздуха, и наличие таких территорий не предусмотрено схемами территориального планирования любого уровня, то данному хозяйствующему субъекту устанавливаются нормативы выбросов без проведения расчетов рассеивания выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - расчеты рассеивания выбросов).
В этом случае если величины удельных выбросов соответствуют утвержденным техническим нормативам, то для данного хозяйствующего субъекта устанавливаются нормативы ПДВ.
4.12 Если выбросы какого-либо вещества для конкретного стационарного источника выбросов и хозяйствующего субъекта классифицируются как ВСВ, то в разрезе отдельных источников ВСВ устанавливаются только для тех источников, на которых планируются мероприятия, обеспечивающие достижение нормативов ПДВ по данному веществу; для остальных источников выброса этого вещества устанавливаются только нормативы ПДВ.