(Действующий) Распоряжение от 26 января 2016 года N 80-р "Об утверждении Стратегии...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Распоряжение от 26 января 2016 года N 80-р "Об утверждении Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года"

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года.
2. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии, утвержденной настоящим распоряжением, при разработке региональных целевых программ и иных документов, в том числе правовых актов, в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 26 января 2016 года N 80-р

I. Введение

Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О стратегическом планировании в Российской Федерации", целевыми показателями и задачами, определенными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг".
Стратегия разработана в целях:
определения основных приоритетов, среднесрочных целей и задач государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
формирования у участников правоотношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства, инвесторов, потребителей ресурсов и жилищно-коммунальных услуг единых ориентиров и ожиданий относительно направлений и перспектив развития жилищно-коммунального хозяйства;
определения основных мер и мероприятий, направленных на достижение намеченных целей.
Реализация Стратегии зависит от макроэкономической конъюнктуры, включая динамику цен, процентных ставок по кредитам, уровня доходов населения, а также от социальных и политических факторов, региональных и местных социально-экономических условий и особенностей.
Ключевыми направлениями Стратегии являются:
формирование активных и ответственных собственников помещений в многоквартирных домах, обладающих всеми правами на принятие решений относительно своего дома и реальными возможностями реализации этих прав, а также определенным уровнем ответственности за принимаемые решения;
развитие предпринимательства, усиление конкурентной среды и привлечение частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства;
совершенствование системы отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах, управляющими организациями и ресуроснабжающими организациями;
повышение энергетической эффективности отрасли.
К сфере жилищно-коммунального хозяйства отнесены такие основные направления, как:
осуществление деятельности, направленной на улучшение условий проживания граждан в жилищном фонде, включающей в себя управление многоквартирными домами, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в том числе модернизацию лифтового оборудования, а также переселение граждан из аварийного жилищного фонда;
осуществление регулируемых видов деятельности в сфере поставки коммунальных ресурсов (предоставления коммунальных услуг) (вопросы электроснабжения и газоснабжения рассматриваются в иных документах стратегического планирования), включающих в себя холодное водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение, теплоснабжение, а также обращение с твердыми коммунальными отходами;
ведение государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, включающей в себя такие сферы, как социальная политика, кадровая политика, а также общественный контроль.
Стратегия в качестве приоритетов развития отрасли жилищно-коммунального хозяйства определяет:
предоставление качественных жилищно-коммунальных услуг потребителям в целях обеспечения гражданам комфортных условий проживания;
наличие баланса интересов различных участников сферы жилищно-коммунального хозяйства.
Права, законные интересы и обязанности всех участников сферы жилищно-коммунального хозяйства (ресурсоснабжающих организаций, потребителей, лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами или оказывающих услуги (выполняющих работы) по текущему содержанию общего имущества в многоквартирном доме) должны быть ясно сформулированы и обеспечивать учет и развитие интересов всех участников правоотношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Необходимо создать экономические предпосылки для стабильной деятельности каждого такого участника, позволяющие ему вести безубыточную деятельность при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;
обеспечение экологичности (охрана и защита окружающей среды, развитие и использование альтернативных источников энергии, бережное отношение к коммунальным ресурсам, повышение стандартов энергетической эффективности).
Стратегия является основой для разработки Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства до 2030 года.

II. Общая характеристика текущего состояния жилищно-коммунального хозяйства

Жилищно-коммунальное хозяйство - одна из базовых отраслей российской экономики, обеспечивающая население жизненно важными услугами, а промышленность - необходимой инженерной инфраструктурой. Годовой оборот в сфере жилищно-коммунального хозяйства превышает 4,1 трлн. рублей, это более 5,7 процента валового внутреннего продукта России.
По данным Федеральной службы государственной статистики, объем жилищного фонда в Российской Федерации составляет 3,3 млрд.кв.м, в том числе многоквартирных домов - 2,4 млрд.кв.м (что составляет 72 процента общего объема жилищного фонда).
Согласно опросу, проведенному в мае 2015 года, большинство граждан (55 процентов) считает несправедливой сумму, которую они платят за коммунальные услуги, 63 процента опрошенных назвали стоимость коммунальных услуг завышенной, при этом более других ощущают дороговизну жилищно-коммунальных услуг жители небольших городов с населением от 50 до 100 тыс. человек (75 процентов).
При этом 83 процента респондентов положительно относятся к установке приборов учета. В целях снижения общего платежа за потребленные коммунальные ресурсы подавляющее большинство опрошенных (71 процент) уже установили приборы учета потребления воды.
По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, только 62,1 процента населения в России потребляют качественную воду. В сфере водоснабжения до нормативного уровня очищается только 55,5 процента воды, подаваемой в сети, а в сфере водоотведения и очистки сточных вод до нормативного уровня очищается только 45 процентов сточных вод. Перебои с подачей горячей воды имеют 48 процентов населения, холодной воды - 42 процента населения, электроэнергии - 28 процентов населения.
Вместе с тем, по данным исследований, проведенных в мае 2015 года, уже более половины респондентов стали удовлетворительно оценивать качество коммунальных услуг, а 12 процентов опрошенных отметили улучшение их качества, преимущественно это жители малых городов (20 процентов) и сел (15 процентов).
Согласно опросу, проведенному Всероссийским центром изучения общественного мнения в 2015 году, наибольшая неудовлетворенность граждан связана с антисанитарным состоянием лестниц и нерегулярной уборкой подъезда (38 процентов), плохим состоянием крыш, стен и потолков (36 процентов), прогнившими и неисправными водопроводными и канализационными трубами (33 процента), антисанитарным состоянием подвалов (27 процентов), неисправностью дверей, оконных рам, балконов (24 процента), частыми поломками лифтов (11 процентов).
По экспертным оценкам, ежегодные инвестиционные потребности коммунального сектора составляют не менее 500 млрд. рублей (более 200 млрд. рублей - инвестиции в сферу теплоснабжения, более 100 млрд. рублей - инвестиции в сферу водоснабжения, более 100 млрд. рублей - инвестиции в сферу водоотведения).
При этом сфера жилищно-коммунального хозяйства имеет огромный потенциал повышения эффективности, который, по экспертным оценкам, достигает 40 процентов, но использовать его возможно только при условии притока инвестиций и применения наиболее эффективных технологий.

III. Основные приоритеты, цели и задачи государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Основными целями государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" являются повышение качества жизни населения путем повышения качества и надежности жилищно-коммунальных услуг, а также обеспечение их доступности для населения.
Приоритетами государственной политики в жилищно-коммунальной сфере являются:
повышение комфортности условий проживания, в том числе обеспечение доступности многоквартирных домов для инвалидов и других маломобильных групп населения;
модернизация и повышение энергоэффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства;
переход на принцип использования наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве) объектов коммунальной инфраструктуры и модернизации жилищного фонда.
Понятия качества и надежности жилищно-коммунальных услуг включают в себя безопасные и благоприятные условия проживания граждан в многоквартирных домах и жилых домах, бесперебойное предоставление услуг по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению и газоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с санитарными нормами и правилами и другими обязательными требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.