(Действующий) Распоряжение от 26 января 2016 года N 80-р "Об утверждении Стратегии...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
В сфере холодного водоснабжения целью государственной политики является обеспечение всех граждан России независимо от их благосостояния качественной питьевой водой в количестве, необходимом для удовлетворения базовых бытовых потребностей человека.
Целью государственной политики в сфере водоотведения является снижение антропогенного воздействия на окружающую среду за счет очистки сточных вод населенных пунктов и утилизации осадка сточных вод.
В отношении всех организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации, будут применяться долгосрочные тарифы. При этом реформирование регулирования отношений в сфере водоотведения будет осуществляться в условиях, исключающих неопределенность в части обязанностей абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, по нормированию сбрасываемых ими сточных вод и соблюдению установленных нормативов в том числе путем установки локальных очистных сооружений, а также по реализации одного из ключевых международных принципов, в соответствии с которым за загрязнение объектов окружающей среды (в указанном случае - за загрязнение, образующееся в результате сброса сточных вод) платить должен сам загрязнитель.
Развитие централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется на основании схем водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов.
Для повышения качества инвестиционного планирования предусматривается разработка справочников о наиболее эффективных технологиях в сфере водоснабжения и водоотведения.
Планируется доработка нормативно-правовой базы в сфере водоотведения, регулирующей сбросы сточных вод и отношения между организациями, осуществляющими водоотведение, и их промышленными абонентами.
Учитывая, что обеспечение водоснабжения и водоотведения в малых населенных пунктах (численностью менее 250 тыс. человек) во многих случаях нерентабельно и требует установления тарифов, недоступных для населения, организациям, осуществляющим водоснабжение и водоотведение в таких населенных пунктах, будет оказываться государственная поддержка. В целях повышения инвестиционной привлекательности указанных организаций необходимо проработать возможные механизмы поддержки и стимулировать их консолидацию (объединение) на уровне субъектов Российской Федерации.
Реализация этих мер позволит:
увеличить объем подачи качественной питьевой воды, соответствующей санитарно-эпидемиологическим нормам;
увеличить долю сточных вод, проходящих очистку на биологических очистных сооружениях, отвечающих установленным требованиям;
снизить технологические потери воды и сточных вод при их транспортировке по сетям;
снизить количество аварий и чрезвычайных ситуаций на системах холодного водоснабжения и водоотведения (исключение составляют ситуации природного характера).
В целях совершенствования государственной политики в сфере тарифного регулирования целесообразно проработать вопрос о реализации принципа "снижение издержек в обмен на тариф". В частности, предлагается в целях развития конкуренции проектов (технологий) при утверждении инвестиционных программ проработать вопрос о возможности осуществления закупок товаров, работ и услуг, необходимых для реализации указанных инвестиционных программ преимущественно конкурентными способами, а также вопрос о порядке определения и применения референтных цен на товары, работы и услуги, приобретаемые для нужд регулируемой организации.
Горячее водоснабжение
В сфере горячего водоснабжения целью государственной политики является обеспечение населения горячей водой, температура которой предусмотрена санитарно-эпидемиологическими нормами, при минимальных расходах и потерях холодной воды и тепловой энергии.
Для достижения этой цели необходимо отказаться от использования открытых систем централизованного теплоснабжения и горячего водоснабжения, снизить потери воды и тепловой энергии в многоквартирных домах при обеспечении горячего водоснабжения.
Применение открытых систем горячего водоснабжения из-за добавления в воду технологических присадок не позволяет обеспечить соответствие горячей воды санитарным нормам и правилам. В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" в статью 29 Федерального закона "О теплоснабжении" внесены изменения, согласно которым запрещено подключение новых потребителей к централизованным открытым системам теплоснабжения для нужд горячего водоснабжения путем отбора теплоносителя, а с 1 января 2022 года - использование всех таких систем.
Одновременно предусматривается поэтапный переход от использования открытых систем теплоснабжения и горячего водоснабжения к использованию закрытых систем теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Снижение потерь воды и тепловой энергии в многоквартирных домах достигается в том числе за счет модернизации и реконструкции внутридомовых инженерных систем (обеспечение циркуляции горячей воды, утепление стояков, устранение несанкционированных врезок и др.).
Реализация этих мероприятий планируется в рамках программ повышения энергосбережения и повышения энергетической эффективности и программ капитального ремонта многоквартирных домов, а также в рамках энергосервисных договоров. Вместе с тем необходимо отметить, что работы по энергосервисным договорам должны проводиться при обязательном наличии приборов учета энергетического ресурса. Учитывая высокую стоимость таких программ, их реализация потребует государственной поддержки.
Реализация этих мер позволит:
снизить технологические потери горячей воды при их транспортировке по сетям;
снизить количество аварий и чрезвычайных ситуаций на системах горячего водоснабжения (исключение составляют ситуации природного характера).
В целях совершенствования государственной политики в сфере тарифного регулирования целесообразно проработать вопрос о реализации принципа "снижение издержек в обмен на тариф". В частности, предлагается в целях развития конкуренции проектов (технологий) при утверждении инвестиционных программ проработать вопрос о возможности осуществления закупок товаров, работ, услуг, необходимых для реализации указанных инвестиционных программ преимущественно конкурентными способами, а также проработать вопрос порядка определения и применения референтных цен на товары, работы, услуги, приобретаемые для нужд регулируемой организации.
Теплоснабжение
В сфере теплоснабжения целью государственной политики является обеспечение надежного и качественного теплоснабжения, достигаемого за счет эффективности производства, передачи и распределения (потребления) тепловой энергии.
Основой системы государственного регулирования в сфере теплоснабжения являются Федеральный закон "О теплоснабжении" и принятые в его исполнение нормативные правовые акты.
Развитие систем теплоснабжения поселений осуществляется на принципах эффективной загрузки мощностей на основании схем теплоснабжения, которые должны соответствовать документам территориального планирования поселений.
Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения" установлены правовые основы введения долгосрочного тарифного регулирования в сфере теплоснабжения.
Будут определены на долгосрочный период регулирования, составляющий не менее 3 лет, показатели надежности, качества и энергоэффективности организаций, осуществляющих теплоснабжение, и сформированы долгосрочные инвестиционные программы. В отношении всех организаций, осуществляющих теплоснабжение, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации, будут применяться долгосрочные тарифы.
В целях создания экономических стимулов для эффективного функционирования и развития централизованных систем теплоснабжения будут осуществлены меры, направленные на:
повышение уровня удовлетворенности потребителей тепловой энергии качеством и стоимостью товаров и услуг в сфере теплоснабжения, в том числе через совершенствование ценообразования и усиление ответственности теплоснабжающих организаций за обеспечение надежного и качественного теплоснабжения потребителей со встречным повышением ответственности потребителей тепловой энергии за выполнение договорных обязательств;
реализацию теплоснабжающими организациями мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и надежности энергопринимающих объектов потребителей тепловой энергии;
предотвращение прогрессирующего физического и морального износа основных производственных фондов в сфере теплоснабжения;
стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере теплоснабжения;
обеспечение эффективного стратегического развития и технического управления системами теплоснабжения;
стимулирование развития эффективных источников тепловой энергии и тепловых сетей (в том числе на основе местных возобновляемых источников энергии);
повышение управляемости систем теплоснабжения;
проработку предложений о переходе в сфере теплоснабжения к учету привлекаемых заемных средств исходя из ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации;
скорейшее внесение изменений, направленных на возможность нормативного закрепления размера гарантированной предпринимательской прибыли при расчете тарифов на тепловую энергию.
Оценка реализации указанных мер осуществляется с использованием следующих показателей:
уровень технологических потерь тепловой энергии при транспортировке по сетям;
количество аварий и чрезвычайных ситуаций на системах теплоснабжения (исключение составляют ситуации природного характера);
удельный расход топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии.
Важнейшими целями в сфере теплоснабжения являются:
модернизация тепловых сетей с переходом на независимые схемы теплоснабжения, со снижением температуры теплоносителя до 100 градусов Цельсия и ниже, а также с оптимизацией гидравлических режимов. При регулировании тарифов на транспортировку тепловой энергии планируется широкое применение методов сравнительного анализа, которые в долгосрочной перспективе позволят перейти к нормированию расходов на транспортировку тепловой энергии;
загрузка наиболее эффективных источников тепловой энергии и вывод из эксплуатации менее эффективных источников (в том числе на основании схем теплоснабжения).
Кроме того, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года N 1949-р, которым утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Внедрение целевой модели рынка тепловой энергии", в 2015 году осуществлена разработка нормативных правовых актов, направленных на формирование новой модели рынка тепловой энергии.
Одним из возможных вариантов регулирования рынка тепловой энергии является метод расчета "альтернативной котельной".
Установление цены производства тепловой энергии при использовании такого метода предполагается на уровне, не превышающем стоимости тепловой энергии, производимой современной и технологически эффективной котельной.