(Действующий) Распоряжение от 26 января 2016 года N 80-р "Об утверждении Стратегии...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Целью государственной политики в сфере ликвидации аварийного жилищного фонда является создание постоянно действующей системы реновации жилищного фонда, основанной на принципах государственной поддержки социально незащищенных категорий граждан и реализации прав собственников при переселении из аварийного жилищного фонда.
Для достижения поставленной цели необходимо завершить переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, а также создать новые механизмы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года.
Площадь аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года и требующего расселения до 1 сентября 2017 года, составляет 11,4 млн.кв.м.
В 2014 году плановый показатель был выполнен на 113 процентов - расселено 2,96 млн.кв.м аварийного жилищного фонда, в новые квартиры переехали 191 тыс. человек.
Эффективное решение поставленной задачи обеспечивается за счет реализованных в 2014 году следующих мер:
утверждены четкие показатели общей площади и количество граждан, подлежащих переселению, для каждого субъекта Российской Федерации;
создана сквозная система контроля и мониторинга реализации программ переселения - с момента подачи регионом заявки в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и до переселения;
снижен уровень долевого финансирования расходов со стороны субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
оптимизирован порядок и условия предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;
усилена ответственность субъектов Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
В целях повышения эффективности ликвидации аварийного жилищного фонда планируется:
усилить контроль за качеством жилья, строящегося в рамках программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, путем:
введения обязательного наличия допуска саморегулируемой организации при осуществлении проектирования и строительства многоквартирных домов с количеством этажей не более чем 3 этажа (малоэтажное строительство);
введения экспертизы проектной документации и государственного строительного надзора в отношении объектов малоэтажного жилья, строящихся в рамках государственных и муниципальных контрактов;
установления субсидиарной ответственности саморегулируемой организации по обязательствам своих членов, возникшим вследствие ненадлежащего исполнения государственных и (или) муниципальных контрактов на осуществление инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выявления несоответствия разработанной проектной (сметной) документации установленным требованиям;
утверждения и применения унифицированных типовых государственных (муниципальных) контрактов на выполнение работ по строительству многоквартирного дома и на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений путем участия соответствующего муниципального образования в долевом строительстве многоквартирного дома;
усилить контроль за безусловным достижением субъектами Российской Федерации целевых показателей реализации программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе увеличить количество выездных проверок;
усилить контроль за обеспечением со стороны субъектов Российской Федерации уровня софинансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья.
В целях решения задачи переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, будут созданы новые механизмы переселения. Долгосрочный прогноз темпов выбытия из эксплуатации жилищного фонда показывает, что до 2035 года будут признаны аварийными многоквартирные дома площадью около 100 млн.кв.м, на расселение которых потребуется более 4 трлн. рублей (в текущих ценах строительства жилья - около 33 тыс. рублей за кв.м).
Важнейшим вопросом, который необходимо решить в рамках реализации новых механизмов переселения граждан из аварийного жилищного фонда, является вопрос создания системы достоверного учета аварийного жилищного фонда и формирования соответствующего реестра на федеральном уровне.
Кроме того, будет разработана и внедрена в эксплуатацию система формирования реестра аварийного жилищного фонда, в рамках которой будет обеспечено получение на системной основе актуальной и достоверной информации о состоянии жилищного фонда. Отдельным вопросом в этой части является проведение ревизии и формирование актуального реестра аварийного жилищного фонда в целях его восстановления. Будет проработана новая целевая модель переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года.
Предлагается целевая модель переселения граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающая безусловное обеспечение жильем граждан, у которых нет иного жилого помещения для проживания.
Кроме того, в рамках реализации Стратегии необходимо проработать вопрос о государственной поддержке мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с использованием ресурсов единого института развития в жилищной сфере, в том числе проработать вопросы условий предоставления средств (платность (безвозмездность), возвратность (невозвратность), процентная ставка и др.).
В краткосрочной перспективе (до 2020 года) разработанные механизмы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года, должны обеспечивать недопущение его роста.

4. Модернизация объектов жилищно-коммунального хозяйства

В целях модернизации и повышения энергетической эффективности объектов жилищно-коммунального хозяйства будут решены следующие задачи:
обеспечение благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства;
ликвидация неэффективного управления объектами жилищно-коммунального хозяйства, осуществляемого унитарными предприятиями;
внедрение новых механизмов государственной поддержки развития и модернизации коммунальной инфраструктуры, в том числе учитывающих специфику реализации инвестиционных проектов модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства в "малых городах";
переход на использование наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве, создании) объектов коммунальной инфраструктуры;
принятие и реализация мер, направленных на повышение платежной дисциплины и ответственности неплательщиков, в том числе посредством проработки вопросов введения прямых договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов (предоставлению коммунальных услуг) между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений в многоквартирном доме, по развитию систем расчетов за жилищно-коммунальные услуги, в том числе посредством совершенствования правового регулирования деятельности расчетных центров, развития сервисов дистанционной оплаты;
переход на долгосрочное тарифное регулирование в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в том числе в условиях действия требования об обязательном учете при формировании тарифа гарантирующей организации, оказывающей услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, расчетной предпринимательской прибыли в размере 5 процентов (за исключением унитарных предприятий, для которых этот размер может быть установлен на более низком уровне);
обеспечение работы механизма долгосрочного регулирования совокупного платежа гражданина за коммунальные услуги, исключающего необоснованный рост платы граждан за коммунальные услуги и обеспечивающего предсказуемость для регулируемых организаций и частного инвестора принятия на федеральном уровне решений, ограничивающих размер устанавливаемых в регионе тарифов;
совершенствование механизма выявления и оформления прав на бесхозяйные объекты жилищно-коммунального хозяйства, в том числе стимулирование к этой деятельности органов местного самоуправления, на территории которых выявляются такие объекты.
Необходимо отметить, что положения Стратегии распространяются на сферы электроснабжения и газоснабжения в части обеспечения потребителей качественными коммунальными ресурсами (услугами) по электроснабжению и газоснабжению, а также в части развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности в этих сферах. Иные вопросы развития электроснабжения и газоснабжения регулируются Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года N 1715-р, Стратегией развития электросетевого комплекса Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 511-р.
Указанный подход обусловлен тем, что эти сферы в отличие от сфер теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения не являются отраслями, деятельность которых связана преимущественно с обеспечением населения коммунальными ресурсами (услугами). Так, по данным Некоммерческого партнерства Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых компаний, доля потребления электрической энергии населением составляет 13-15 процентов, газа - 13 процентов. Эти сферы являются прежде всего инфраструктурными для всей экономики страны в целом, соответственно стратегия их развития в большей степени определяется не столько нуждами жилищно-коммунального хозяйства, сколько необходимостью обеспечения потребностей всех отраслей экономики и отдельных территорий.
В целях создания благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства обеспечено создание необходимой законодательной базы, основанной на переходе к долгосрочному инвестиционному планированию и тарифному регулированию, развитию концессионной модели государственно-частного партнерства.
В целом для создания условий для привлечения в сферу жилищно-коммунального хозяйства частных инвестиций приняты более 30 нормативных правовых актов (в том числе в рамках совершенствования законодательства о концессионных соглашениях).
Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в законодательство о концессионных соглашениях, о теплоснабжении, водоснабжении и водоотведении, предусматривающие создание правового механизма для привлечения частных инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, учитывающие в том числе такие особенности заключения соглашений на передачу в долгосрочную аренду или концессию объектов коммунальной инфраструктуры, как установление обязательных требований к собственникам, концессионерам и арендаторам в части необходимости достижения ими целевых показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов.
Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации":
введено требование, согласно которому частный оператор не сможет получить в эксплуатацию коммунальную инфраструктуру без принятия на себя обязательств по модернизации имущества за счет привлеченных средств. Обязательства определяются концедентом по результатам проведенного технического обследования передаваемых объектов, а также с учетом развития, предусмотренного схемами тепло-, водоснабжения и водоотведения;
расширен перечень существенных условий, которые должны содержаться в концессионном соглашении. К ним отнесены долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, расходы концессионера на создание и (или) реконструкцию объектов жилищно-коммунального хозяйства, являющихся предметом концессионного соглашения, значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов, а также порядок возмещения расходов концессионера.
Таким образом, при заключении концессионного соглашения определяются такие основные условия, как обязательства оператора по обеспечению качества услуг, за невыполнение которых предусматривается имущественная ответственность, а также прогнозная стоимость услуг (на срок действия концессионного соглашения).
При этом создаются условия для инвесторов, определяющие гарантии возврата вложенных ими средств, а также порядок возмещения указанных средств при досрочном расторжении концессионного соглашения.
Одновременно внесены изменения в отраслевое законодательство, синхронизирующие нормы Федерального закона "О концессионных соглашениях" и положения, касающиеся тарифного регулирования. Так, размер тарифа будет зависеть от обязательств по достижению качества предоставляемых потребителям услуг, установленных в инвестиционных и производственных программах организаций.
При этом утверждение инвестиционных программ будет происходить с учетом планов по развитию коммунальных систем, определенных в схемах тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.
Во исполнение Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были приняты нормативные правовые акты, предусматривающие:
уточнение рекомендуемой (примерной) формы концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, объектов, на которых осуществляется обращение с отходами производства и потребления, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, а также объектов социального обслуживания населения (постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 2015 года N 27 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации");
определение порядка предоставления антимонопольным органом (Федеральная антимонопольная служба) согласия на изменение условий концессионного соглашения (постановление Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 года N 368 "Об утверждении Правил предоставления антимонопольным органом согласия на изменение условий концессионного соглашения");
установление требований к форме и содержанию вычислительной программы, применяемой для расчета дисконтированной выручки участника конкурса на право заключения договора аренды или концессионного соглашения в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности (приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 октября 2013 года N 563);