(Действующий) Распоряжение Департамента культурного наследия г. Москвы от 23 августа...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Распоряжение Департамента культурного наследия г. Москвы от 23 августа 2012 г. N 813 "О согласии с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы"

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе", постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. N 671-ПП "Об утверждении Положения о порядке включения выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения":
1. Согласиться с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы, выполненным аттестованным экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы А.Л. Баталовым (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. N 135), содержащим:
вывод об обоснованности включения выявленного объекта культурного наследия по адресу: Лесная ул., д. 20, стр. 1, 3, 4, 5, 6 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения с наименованием "Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?); - Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко; - Большой вагонный сарай, 1909 г.; - Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г.; - Вагонный сарай с котельной, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко; - Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г.; - Ограда, 1908 г.", а также предложения эксперта по предмету охраны, территории памятника и режиму использования земель в границах его территории;
вывод о необоснованности включения выявленного объекта культурного наследия "Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) - Жилой дом, 1874 г., 1885-1895 гг., 1900 г., инж. Н.А. Сытенко, 1930-е гг." по адресу: Лесная ул., д. 20, стр. 2 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника или ансамбля) и о его отнесении к исторически ценным градоформирующим объектам с наименованием "Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) - Жилой дом, 1874 г., 1885-1895 гг., 1900 г., инж. Н.А. Сытенко, 1930-е гг.", а также описание особенностей объекта, послуживших основанием для включения его в Городской реестр недвижимого культурного наследия и подлежащих обязательному сохранению (прилагается к распоряжению).
2. Подготовить и внести на утверждение в установленном порядке в Правительство Москвы проект решения о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
3. Внести соответствующие изменения в Городской реестр недвижимого культурного наследия и Историко-культурный опорный план города Москвы.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы А.А. Емельянова.
Руководитель
А.В. Кибовский

Акт
государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия
"Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко; Жилой дом, 1874 г., 1885-1895 гг., 1900 г., инж. Н.А. Сытенко, 1930-е гг.; Большой вагонный сарай, 1909 г.; Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г.; Вагонный сарай с котельной, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко; Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г.; Ограда, 1908 г."
Адрес: г. Москва, Лесная ул., д. 20, стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6

"24 февраля 2011 г." "г. Москва"
Дата начала проведения экспертизы:
07 декабря 2010 г.
Дата окончания (оформления Заключения) экспертизы:
24 февраля 2011 г.

Сведения об эксперте

Общество с ограниченной ответственностью "АРТ-Реставрация" (ООО "АРТ-Реставрация"), 125993, Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, корп. 9, офис 612, ИНН: 7701745639.
Фамилия, имя, отчествоБаталов Андрей Леонидович
Образованиевысшее
Специальностьархитектор
Ученая степень (звание)доктор искусствоведения, профессор
Стаж работы33 года
Место работы и должностьзаместитель генерального директора по науке ФГУ "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"
Реквизиты аттестацииПриказ Росохранкультуры от 10 декабря 2010 г. N 448

Сведения о заказчике экспертизы

Департамент культурного наследия города Москвы, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 19, ОГРН 1027700151170.

Цель экспертизы

Обоснование принятия решения о целесообразности включения, либо отказа от включения рассматриваемого объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия, определение категории его историко-культурного значения.

Объект экспертизы

Выявленный объект культурного наследия: "Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?) - Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко; - Жилой дом, 1874 г., 1885-1895 гг., 1900 г., инж. Н.А. Сытенко, 1930-е гг.; - Большой вагонный сарай, 1909 г.; - Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г.; - Вагонный сарай с котельной, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко; - Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г.; - Ограда, 1908 г.", по адресу: г. Москва, Лесная ул., д. 20, стр. 1, 2, 3, 4, 5, 6.

Перечень материалов и документов, представленных заказчиком

1. Историко-культурный опорный план г. Москвы - 1 с., 2 экз.;
2. Альбом "Историко-архитектурный опорный план комплекса памятника промышленной архитектуры "Миусское трамвайное депо", квартал N 695, ул. Лесная д. 20, выполненный АОЗТ "АЛАТР", г. Москва, 1996 г.;
3. Протокол заседания Экспертной комиссии по недвижимым объектам наследия и их территориям при Комитете по культурному наследию города Москвы N 222 от 19 декабря 2007 г.

Сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы

Обстоятельства, повлиявшие на процесс проведения и результаты экспертизы, отсутствуют.

Факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований

Согласно современному административно-территориальному делению рассматриваемый объект "Ансамбль Миусского трамвайного депо, 1874 г., 1908-1910 гг., 1930-е гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко, инж. В.Г. Шухов (?); - Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко; - Жилой дом, 1874 г., 1885-1895 гг., 1900 г., инж. Н.А. Сытенко, 1930-е гг.; - Большой вагонный сарай, 1909 г.; - Мастерская, 1874 г., 1880-е гг., 1926 г.; - Вагонный сарай с котельной, 1903-1909 гг., 1910-1911 гг., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейнинг, инж. Н.А. Сытенко; - Кладовая с проходной, 1874 г., 1910 г., 1926 г.; - Ограда, 1908 г." расположен в Тверском районе Центрального административного округа города Москвы, на территории квартала, ограниченного улицей Лесной, 1-й и 2-й Миусскими улицами и Миусским переулком.
Историю района, в котором расположено рассматриваемое домовладение, можно проследить, начиная с XVII в., когда здесь располагалась Тверская слобода ямщиков. В первой половине XVIII в. на рассматриваемой территории располагалась Миусская (позже Бутырская) застава Камер-Коллежского вала, проведенного вокруг Москвы в 1742 г., от которой до Новодмитровской слободы, доходившей тогда лишь до Весковского переулка, простиралось обширное Миусское поле.
В конце XVIII в. пустырь Миусского поля был приспособлен под продажу лесных материалов - в "Историческом и топографическом описании Москвы" 1787 г. упоминается "торговая площадь, на которой торгуют разным лесом, в коей лавок деревянных 38". Вплоть до начала 1870-х гг. на данной территории и прилегающей к ней местности был расположен обширный "Лесной ряд" - склады и рынки строительного леса, часть территории была занята огородами, принадлежавшими членам Тверского-Ямского общества, образованного на территории Тверской слободы ямщиков. В 1812 г. Лесной ряд сгорел. Название Миусская (Миуская, Миюская) площадь вновь появляется на послепожарных картах Москвы с 1818 г.
К концу XIX в. город решил отдать обширную площадь под застройку, и в 1860-х гг. городские землемеры распланировали ее, проложив несколько улиц и переулков, которые стали называться Миусскими под различными номерами, оставив лишь в центре небольшую площадку для сквера.
Рассматриваемый участок изначально имел форму неправильного многоугольника. Изначально с северо-восточной стороны к нему примыкало владение крестьянина А. Евстегнеева, в 1876*(1) г., вошедшее в основное домовладение.
Согласно архивным источникам в 1870-е годы на территории депо находились деревянные конюшни и кузнечные мастерские, а также жилые казармы для рабочих и конторское здание. Застройка участка осуществлялась по проекту архитектора Н.А. Тютюнова. Планировка депо 1870-х годов практически сохранилась до наших дней.
В 1880-1890-е годы перестраивается здание конюшни, а в 1909 году правление 1-го общества конно-железных дорог полностью перестраивает комплекс депо. Все деревянные постройки были снесены, а на их месте возведены каменные вагонные сараи, казармы, контора и ремонтные мастерские. Таким образом, планировка депо 1870-х годов была сохранена, и на ее основе в 1909-1910 годах сложилась современная объемно-пространственная композиция комплекса.
К 1909*(2) году правление I-го общества конно-железных дорог полностью перестраивает комплекс депо, с этого периода оно именуется Миусским парком московского городского электрического трамвая. Все деревянные постройки сносятся, а на их месте возводятся каменные вагонные "сараи", казармы, контора, мастерские. В южной части домовладения с отступом от красной линии современной 2-й Миусской улицы ставится двухэтажный каменный жилой дом. В период 1909-1914 гг. к зданиям проводится канализация.
Также в период 1909-1910 гг. окончательно застраивается территория Миусской площади, прилегающая к домовладению с юго-восточной стороны.
К 1915 г. площадь была застроена зданиями высших и средних учебных заведений, превратившись в уникальный культурный центр на тогдашней рабочей окраине города.
В 1909-1923*(3) гг., вагонные "сараи" в восточной части двора были объединены в единое строение. Комплекс приобрел объемно-планировочную структуру, которая, сохранилась до настоящего времени. В дальнейшем изменения касались внутренней перепланировки строений рассматриваемого участка.
В конце в 1920-х*(4) годов Миусский трамвайный парк переименован в трамвайный парк им. Петра Щепетильникова Московской кольцевой железной дороги, затем он был переустроен под троллейбусный парк, каким сохранился до настоящего времени.
В 1950-1960 гг. на территории двора появились небольшие строения служебного характера адаптированные к основному комплексу.
В 1980-х гг. в некоторых зданиях, в том числе в зданиях вагонного сарая с котельной и кладовой с проходной была произведена частичная замена перекрытий. В период 1990-2000-х гг. значительных изменений пространственно-планировочной структуры домовладения не происходит.
В настоящее время на данной территории располагается 4-й троллейбусный парк имени П.М. Щепетильникова.
К настоящему времени комплекс зданий, построенных в 1909-1910 годах для депо конно-железной дороги, включает: 1) административно-жилой корпус, формирующий линию застройки участка со стороны Лесной улицы; 2) жилой дом, расположенный со стороны 2-й Миусской улицы с отступом от ее красной линии; 3) большой вагонный сарай, занимающий самую значительную часть владения и выходящий одним из фасадов на 1-ю Миусскую улицу; 4) мастерскую, поставленную в центре участка; 5) вагонный сарай с котельной, фиксирующий линию границу комплекса по 1- му Миусскому переулку; 6) кладовую с проходной, поставленную по красной линии улицы Лесная.

"Административно-жилой корпус, 1874 г., 1909-1910 гг., 1932 г., арх. Н.К. Жуков, М.Н. Глейниг, инж. Н.А. Сытенко", стр. 1

Исследуемое строение построено в 1909-1910 годах на месте деревянных конюшен 1874 года. По всей видимости, в данный период возводится каменное одноэтажное нежилое здание, в котором также располагаются конюшни. К 1926 г. центральная часть здания числится как жилая. По плану 1928 г. в здании располагались гараж, служба распределения тока, мастерская и два жилых блока.
Последний строительный период относится к 1930-м гг., когда над основным, одноэтажным объемом здания был надстроен второй этаж, и в результате надстройки появились два трехэтажных объема, делящие здание горизонтально на три равные части. Сложившиеся в результате перестройки фасады зданий были адаптированы к исторической застройке комплекса. Перестроенное здание стало играть роль главного фасада комплекса со стороны Лесной улицы. Два трехэтажных объема с щипцовым завершением придавали ему симметричное построение, создающее репрезентативный образ сооружения.
Прямоугольные окна первого этажа правой части главного (северо-западного) оформлены полукруглыми арочными наличниками, создающими образ глухой аркады в первом этажа. Между первым и вторым этажом на протяжении всего фасада расположен междуэтажный карниз, состоящий из поребрика и орнамента, напоминающего бегунец. Окна второго этажа оформлены квадратными наличниками с замковыми камнями. Двухэтажные корпуса завершаются эклектичным по составу карнизом. Фасады трехэтажных объемов имеют на уровне двух этажей общее с двухэтажными корпусами решение. Они разделены лопатками на три прясла. На уровне третьего этажа лопатки соединенными архивольтами. В образованных арочных нишах на уровне третьего этажа помещены сдвоенные щелевидные окна. Под ними помещены орнаментальные фризы, перефразирующие мотив готической "плетенки". Карниз под щипцами включает мотив романской аркатуры, переработанный в формах эклектики.
Боковой северо-восточный фасад имеет более лаконичный декор. Окна первого этажа имеют рустованные наличники, окна второго этажа окна второго этажа обладают веерными клинчатыми перемычками. Юго-восточный фасад здания украшен междуэтажным профилированным и венчающим карнизами. Окна центральной и боковых частей здания с веерными клинчатыми перемычками. Южный фасад здания не имеет художественного оформления.