Действующий
Нормы отвода земель для автомобильных дорог разработаны институтом «Союздорпроект» Минтрансстроя с участием Гипродорнии Минавтодора РСФСР и Гипролестранса Минлеспрома СССР.
Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР) | Строительные нормы | СН 467-74 |
Нормы отвода земель для автомобильных дорог |
1. Настоящие нормы устанавливают ширину полос отвода земель для вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общей сети, а также подъездных дорог промышленных, сельскохозяйственных и лесозаготовительных предприятий.
Примечания.
1. Полосы и участки земель для размещения автомобильных дорог необходимы для бессрочного (постоянного) пользования; полосы и участки земель для размещения временных сооружений на период строительства дорог - для временного краткосрочного пользования.
2. Полосы земель для автомобильных дорог следует отводить участками в соответствии с очередностью строительства, предусмотренной проектом.
1. Полосы и участки земель для размещения автомобильных дорог необходимы для бессрочного (постоянного) пользования; полосы и участки земель для размещения временных сооружений на период строительства дорог - для временного краткосрочного пользования.
2. Полосы земель для автомобильных дорог следует отводить участками в соответствии с очередностью строительства, предусмотренной проектом.
Внесены Минтрансстроем | Утверждены Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства 19 декабря 1974 г. № 248 | Срок введения в действие 1 июля 1975 г |
2. При выборе, отводе и использовании земель для автомобильных дорог должны соблюдаться Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основные положения по восстановлению земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ, утвержденные ГКНТ СССР, Госстроем СССР, Минсельхозом СССР и Гослесхозом СССР 30 июня 1971 года, и другие соответствующие нормативные акты.
3. Ширину полос и размеры участков земель, отводимых для автомобильных дорог в бессрочное (постоянное) пользование, в зависимости от категории дорог, количества полос движения, высоты насыпей или глубины выемок, наличия или отсутствия боковых резервов, принятых в проекте заложений откосов насыпей и выемок, и других условий устанавливают:
Высота насыпи, м | Ширина полос земель для автомобильных дорог I категории с восьмиполосным движением, м | |||||||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % | на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше | |||||||||
С заложением откосов земляного полотна | ||||||||||
постоянным | переменной крутизны | постоянным | переменной крутизны | |||||||
1:4 | 1:3 | 1:2 | 1:1,75 и 1:2 | 1: 1,5 и 1:1,75 | 1:4 | 1:3 | 1:2 | 1:1.5 и 1:2 | 1:1,5 и 1:1,75 | |
1 | 61 81 | 58 76 | 54 72 | 54 72 | 53 71 | 81 91 | 72 79 | 66 73 | 64 71 | 63 70 |
1.5 | 65 115 | 61 109 | 56 101 | 55 100 | 54 98 | 83 101 | 73 90 | 66 82 | 65 81 | 63 79 |
2 | 61 155 | 57 144 | 53 134 | 52 131 | 51 127 | 86 105 | 74 99 | 66 91 | 65 90 | 63 88 |
3 | - | - | 57 | 55 | 54 | - | - | 69 | 66 | 63 |
4 | - | - | 61 | 59 | 57 | - | - | 73 | 70 | 66 |
5 | - | - | 65 | 62 | 60 | - | - | 77 | 73 | 69 |
6 | - | - | 69 | 66 | 63 | - | - | 81 | 77 | 72 |
7 | - | - | 73 | 70 | 66 | - | - | 85 | 81 | 76 |
8 | - | - | 77 | 74 | 70 | - | - | - | - | - |
9 | - | - | 81 | 78 | 73 | - | - | - | - | - |
10 | - | - | 85 | 82 | 77 | - | - | - | - | - |
11 | - | - | 89 | 86 | 80 | - | - | - | - | - |
12 | - | - | 93 | 90 | 84 | - | - | - | - | - |
Высота насыпи, м | Ширина полос земель для автомобильных дорог I категории с шестиполосным движением, м | |||||||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % | на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше | |||||||||
С заложением откосов земляного полотна | ||||||||||
постоянным | переменной крутизны | постоянным | переменной крутизны | |||||||
1:4 | 1:3 | 1:2 | 1:1,75 и 1:2 | 1:1,5 и 1:1,75 | 1:4 | 1:3 | 1:2 | 1:1.5 и 1:2 | 1:1,5 и 1:1,75 | |
1 | 52 69 | 50 66 | 47 62 | 46 61 | 45 60 | 70 80 | 62 70 | 57 63 | 55 60 | 54 59 |
1.5 | 56 101 | 53 95 | 49 89 | 48 85 | 47 84 | 72 90 | 64 80 | 57 70 | 56 69 | 54 67 |
2 | 53 135 | 49 125 | 45 114 | 44 111 | 43 109 | 74 100 | 65 90 | 57 80 | 57 78 | 55 76 |
3 | - | - | 49 | 48 | 46 | - | - | 61 | 56 | 56 |
4 | - | - | 53 | 51 | 49 | - | - | 65 | 60 | 58 |
5 | - | - | 57 | 54 | 52 | - | - | 69 | 64 | 61 |
6 | - | - | 61 | 58 | 55 | - | - | 73 | 68 | 64 |
7 | - | - | 65 | 62 | 58 | - | - | 77 | 72 | 68 |
8 | - | - | 69 | 66 | 62 | - | - | 81 | 76 | 71 |
9 | - | - | 73 | 70 | 66 | - | - | - | - | - |
10 | - | - | 77 | 74 | 69 | - | - | - | - | - |
11 | - | - | 81 | 78 | 72 | - | - | - | - | - |
12 | - | - | 85 | 82 | 76 | - | - | - | - | - |
Высота насыпи, м | Ширина полос земель для автомобильных дорог I категории с четырехполосным движением, м | |||||||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % | на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше | |||||||||
С заложением откосов земляного полотна | ||||||||||
постоянным | переменной крутизны | постоянным | переменной крутизны | |||||||
1:4 | 1:3 | 1:2 | 1:1,75 и 1:2 | 1:1,5 и 1:1,75 | 1:4 | 1:3 | 1:2 | 1:1.5 и 1:2 | 1:1,5 и 1:1,75 | |
1 | 46 58 | 43 55 | 39 51 | 32 50 | 38 49 | 59 68 | 54 62 | 48 54 | 46 52 | 45 50 |
1.5 | 50 86 | 46 80 | 41 73 | 40 70 | 39 69 | 61 77 | 55 70 | 48 62 | 47 60 | 46 58 |
2 | 46 116 | 42 106 | 38 95 | 37 92 | 36 90 | 65 89 | 57 79 | 51 72 | 49 69 | 49 67 |
3 | - | - | 42 | 40 | 39 | - | - | 51 | 50 | 47 |
4 | - | - | 46 | 44 | 42 | - | - | 55 | 53 | 50 |
5 | - | - | 50 | 47 | 45 | - | - | 59 | 57 | 54 |
6 | - | - | 54 | 51 | 48 | - | - | 63 | 61 | 57 |
7 | - | - | 58 | 55 | 52 | - | - | 67 | 65 | 61 |
8 | - | - | 62 | 59 | 55 | - | - | 71 | 69 | 64 |
9 | - | - | 66 | 63 | 59 | - | - | - | - | - |
10 | - | - | 70 | 67 | 62 | - | - | - | - | - |
11 | - | - | 74 | 71 | 65 | - | - | - | - | - |
12 | - | - | 78 | 75 | 69 | - | - | - | - | - |
Высота насыпи, м | Ширина полос земель для автомобильных дорог II категории с двухполосным движением, м | |||||||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % | на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше | |||||||||
С заложением откосов земляного полотна | ||||||||||
постоянным | переменной крутизны | постоянным | переменной крутизны | |||||||
1:4 | 1:3 | 1:2 | 1:1,75 и 1:2 | 1:1,5 и 1:1,75 | 1:4 | 1:3 | 1:2 | 1:1.5 и 1:2 | 1:1,5 и 1:1,75 | |
1 | 34 43 | 30 37 | 27 33 | 26 32 | 25 31 | 42 52 | 36 41 | 33 38 | 33 38 | 32 37 |
1.5 | 38 61 | 33 54 | 29 47 | 28 45 | 27 44 | 46 59 | 37 47 | 35 43 | 35 43 | 33 41 |
2 | 33 75 | 29 67 | 25 59 | 24 56 | 23 54 | 51 70 | 39 57 | 38 52 | 36 50 | 35 49 |
3 | - | - | 29 | 28 | 26 | - | - | 38 | 36 | 34 |
4 | - | - | 33 | 31 | 29 | - | - | 42 | 40 | 37 |
5 | - | - | 37 | 35 | 32 | - | - | 46 | 44 | 40 |
6 | - | - | 41 | 38 | 35 | - | - | 52 | 48 | 44 |
7 | - | - | 45 | 42 | 39 | - | - | 54 | 52 | 47 |
8 | - | - | 49 | 46 | 42 | - | - | 58 | 56 | 51 |
9 | - | - | 53 | 50 | 46 | - | - | 62 | 60 | 54 |
10 | - | - | 57 | 54 | 49 | - | - | - | - | - |
11 | - | - | 61 | 58 | 53 | - | - | - | - | - |
12 | - | - | 65 | 62 | 56 | - | - | - | - | - |
Высота насыпи, м | Ширина полос земель для автомобильных дорог III категории с двухполосным движением, м | |||||||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % | на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше | |||||||||
С заложением откосов земляного полотна | ||||||||||
постоянным | переменной крутизны | постоянным | переменной крутизны | |||||||
1:4 | 1:3 | 1:2 | 1:1,75 и 1:2 | 1: 1,5 и 1:1,75 | 1:4 | 1:3 | 1:2 | 1:1.5 и 1:2 | 1:1,5 и 1:1,75 | |
1 | 31 40 | 27 35 | 24 31 | 23 29 | 22 26 | 39 42 | 33 38 | 30 34 | 29 33 | 28 33 |
1.5 | 35 57 | 30 50 | 26 43 | 24 40 | 24 39 | 43 53 | 36 45 | 32 41 | 31 39 | 30 38 |
2 | 30 70 | 26 64 | 22 58 | 21 54 | 20 51 | 48 63 | 36 50 | 34 46 | 33 45 | 31 43 |
3 | - | - | 26 | 25 | 23 | - | - | 35 | 33 | 32 |
4 | - | - | 30 | 28 | 26 | - | - | 39 | 37 | 35 |
5 | - | - | 34 | 32 | 29 | - | - | 43 | 41 | 38 |
6 | - | - | 38 | 35 | 32 | - | - | 47 | 45 | 41 |
7 | - | - | 42 | 39 | 36 | - | - | 52 | 49 | 45 |
8 | - | - | 46 | 43 | 39 | - | - | 56 | 53 | 48 |
9 | - | - | 50 | 47 | 43 | - | - | 60 | 56 | 52 |
10 | - | - | 54 | 51 | 47 | - | - | - | - | - |
11 | - | - | 58 | 55 | 50 | - | - | - | - | - |
12 | - | - | 62 | 59 | 53 | - | - | - | - | - |
Высота насыпи, м | Ширина полос земель для автомобильных дорог IV категории с двухполосным, движением. | |||||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % | на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше | |||||||
С заложением откосов земляного полотна | ||||||||
постоянным | переменной крутизны | постоянным | переменной крутизны | |||||
1:3 | 1:2 | 1:1,75 и 1:2 | 1: 1,5 и 1:1,75 | 1:3 | 1:2 | 1:1.75 и 1:2 | 1:1,5 и 1:1,75 | |
1 | 25 33 | 22 29 | 21 28 | 20 27 | 30 36 | 29 34 | 29 34 | 28 33 |
1.5 | 28 48 | 24 41 | 23 39 | 22 37 | 33 44 | 31 42 | 30 39 | 29 37 |
2 | 24 60 | 20 54 | 19 51 | 18 48 | 37 51 | 33 46 | 32 44 | 30 49 |
3 | - | 24 | 23 | 21 | - | 35 | 33 | 30 |
4 | - | 28 | 26 | 24 | - | 39 | 37 | 34 |
5 | - | 32 | 30 | 27 | - | 43 | 41 | 37 |
6 | - | 36 | 34 | 31 | - | 47 | 45 | 41 |
7 | - | 40 | 38 | 34 | - | 49 | 48 | 45 |
8 | - | 44 | 42 | 38 | - | 53 | 51 | 47 |
9 | - | 48 | 46 | 41 | - | 57 | 54 | 49 |
10 | - | 52 | 50 | 45 | - | - | - | - |
11 | - | 56 | 53 | 48 | - | - | - | - |
12 | - | 60 | 57 | 51 | - | - | - | - |
Высота насыпи, м | Ширина полос земель для автомобильных дорог V категории с однополосным движением, м | |||||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % | на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше | |||||||
С заложением откосов земляного полотна | ||||||||
постоянным | переменной крутизны | постоянным | переменной крутизны | |||||
1:3 | 1:2 | 1:1,75 и 1:2 | 1: 1,5 и 1:1,75 | 1:3 | 1:2 | 1:1.75 и 1:2 | 1:1,5 и 1:1,75 | |
1 | 23 32 | 21 28 | 19 26 | 18 25 | 18 34 | 27 32 | 27 32 | 26 30 |
1.5 | 26 46 | 22 39 | 21 36 | 20 34 | 31 48 | 28 38 | 28 37 | 26 35 |
2 | 22 57 | 18 51 | 17 48 | 16 45 | 35 50 | 29 43 | 28 41 | 27 39 |
3 | - | 22 | 20 | 19 | - | 33 | 30 | 29 |
4 | - | 26 | 24 | 22 | - | 37 | 34 | 31 |
5 | - | 30 | 27 | 25 | - | 41 | 38 | 35 |
6 | - | 34 | 31 | 28 | - | 45 | 42 | 38 |
7 | - | 38 | 35 | 32 | - | 48 | 45 | 42 |
8 | - | 42 | 39 | 35 | - | 52 | 48 | 45 |
9 | - | 46 | 43 | 39 | - | 56 | 52 | 48 |
10 | - | 50 | 47 | 42 | - | - | - | - |
11 | - | 54 | 51 | 46 | - | - | - | - |
12 | - | 58 | 55 | 49 | - | - | - | - |
Глубина выемки, м | Ширина полос земель для автомобильных дорог I категории с восьмиполосным движением, м | |||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % | на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше | |||||
С заложением откосов земляного полотна | ||||||
1:2 | 1:1,75 | 1: 1,5 | 1:2 | 1:1.75 | 1:1,5 | |
1 | 57 | 56 | 55 | 73 | 71 | 70 |
2 | 61 | 59 | 58 | 73 | 71 | 70 |
3 | 65 | 63 | 61 | 75 | 75 | 72 |
4 | 69 | 67 | 64 | 80 | 78 | 75 |
5 | 73 | 70 | 67 | 85 | 82 | 78 |
6 | 77 | 74 | 70 | 90 | 86 | 81 |
7 | 81 | 78 | 73 | - | - | 84 |
8 | 85 | 81 | 76 | - | - | - |
9 | 89 | 84 | 79 | - | - | - |
10 | 93 | 87 | 82 | - | - | - |
11 | 97 | 91 | 85 | - | - | - |
12 | 101 | 94 | 88 | - | - | - |
Глубина выемки, м | Ширина полос земель для автомобильных дорог I категории с шестиполосным движением, м | |||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % | на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше | |||||
С заложением откосов земляного полотна | ||||||
1:2 | 1:1,75 | 1:1,5 | 1:2 | 1:1.75 | 1:1,5 | |
1 | 49 | 48 | 47 | 60 | 59 | 57 |
2 | 53 | 52 | 50 | 65 | 63 | 61 |
3 | 58 | 56 | 53 | 69 | 66 | 64 |
4 | 62 | 59 | 56 | 74 | 70 | 67 |
5 | 66 | 62 | 59 | 78 | 73 | 70 |
6 | 70 | 66 | 63 | 83 | 77 | 73 |
7 | 74 | 70 | 66 | - | 81 | 77 |
8 | 78 | 73 | 69 | - | - | - |
9 | 83 | 77 | 72 | - | - | - |
10 | 87 | 80 | 75 | - | - | - |
11 | 91 | 83 | 78 | - | - | - |
12 | 95 | 87 | 81 | - | - | - |
Глубина выемки, м | Ширина полос земель для автомобильных дорог I категории с четырехполосным движением, м | |||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % | на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше | |||||
С заложением откосов земляного полотна | ||||||
1:2 | 1:1,75 | 1: 1,5 | 1:2 | 1:1.75 | 1:1,5 | |
1 | 42 | 41 | 40 | 51 | 50 | 43 |
2 | 46 | 44 | 43 | 55 | 54 | 52 |
3 | 50 | 48 | 46 | 60 | 57 | 55 |
4 | 54 | 52 | 49 | 64 | 61 | 58 |
5 | 58 | 56 | 52 | 68 | 64 | 61 |
6 | 62 | 59 | 55 | 72 | 68 | 64 |
7 | 66 | 62 | 58 | 76 | 72 | 67 |
8 | 70 | 66 | 61 | - | - | - |
9 | 74 | 69 | 64 | - | - | - |
10 | 78 | 73 | 67 | - | - | - |
11 | 82 | 76 | 70 | - | - | - |
12 | 86 | 79 | 73 | - | - | - |
Глубина выемки, м | Ширина полос земель для автомобильных дорог II категории с двухполосным движением, м | |||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % | на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше | |||||
С заложением откосов земляного полотна | ||||||
1:2 | 1:1,75 | 1: 1,5 | 1:2 | 1:1.75 | 1:1,5 | |
1 | 29 | 28 | 27 | 39 | 38 | 37 |
2 | 33 | 32 | 30 | 43 | 42 | 40 |
3 | 37 | 35 | 33 | 47 | 45 | 43 |
4 | 41 | 39 | 36 | 51 | 49 | 46 |
5 | 45 | 42 | 39 | 55 | 52 | 49 |
6 | 49 | 46 | 42 | 59 | 56 | 52 |
7 | 53 | 49 | 45 | 63 | 59 | 55 |
8 | 57 | 53 | 48 | 67 | 63 | 58 |
9 | 61 | 56 | 51 | - | 66 | 61 |
10 | 65 | 60 | 54 | - | - | - |
11 | 69 | 63 | 57 | - | - | - |
12 | 73 | 67 | 60 | - | - | - |
Глубина выемки, м | Ширина полос земель для автомобильных дорог 1 категории с восьми полосным, движением. | |||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % | на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше | |||||
С заложением откосов земляного полотна | ||||||
1:2 | 1:1,75 | 1: 1,5 | 1:2 | 1:1.75 | 1:1,5 | |
1 | 26 | 25 | 24 | 35 | 34 | 33 |
2 | 30 | 29 | 27 | 39 | 38 | 36 |
3 | 34 | 32 | 30 | 43 | 41 | 39 |
4 | 38 | 36 | 33 | 47 | 45 | 42 |
5 | 42 | 39 | 36 | 51 | 48 | 45 |
6 | 46 | 43 | 39 | 55 | 52 | 48 |
7 | 50 | 46 | 42 | 59 | 55 | 51 |
8 | 54 | 50 | 45 | - | 59 | 54 |
9 | 58 | 53 | 48 | - | - | - |
10 | 62 | 57 | 51 | - | - | - |
11 | 66 | 60 | 54 | - | - | - |
12 | 70 | 64 | 57 | - | - | - |
Глубина выемки, м | Ширина полос земель для автомобильных дорог IV категории с двухполосным, движением, м | |||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % | на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше | |||||
С заложением откосов земляного полотна | ||||||
1:2 | 1:1,75 | 1: 1,5 | 1:2 | 1:1.75 | 1:1,5 | |
1 | 24 | 23 | 22 | 36 | 35 | 33 |
2 | 28 | 27 | 25 | 40 | 38 | 36 |
3 | 32 | 30 | 28 | 44 | 42 | 39 |
4 | 36 | 34 | 31 | 48 | 45 | 42 |
5 | 40 | 37 | 34 | 52 | 49 | 45 |
6 | 44 | 41 | 37 | 56 | 52 | 48 |
7 | 48 | 44 | 40 | 59 | 55 | 51 |
8 | 52 | 48 | 43 | 63 | 59 | 54 |
9 | 56 | 51 | 46 | 67 | 62 | 57 |
10 | 60 | 55 | 49 | - | - | 60 |
11 | 64 | 58 | 52 | - | - | - |
12 | 68 | 62 | 55 | - | - | - |
Глубина выемки, м | Ширина полос земель для автомобильных дорог V категории с однополосным движением, м | |||||
на равнинной местности с поперечными уклонами от 0 до 9 % | на пересеченной местности с поперечными уклонами от 10 % и выше | |||||
С заложением откосов земляного полотна | ||||||
1:2 | 1:1,75 | 1: 1,5 | 1:2 | 1:1.75 | 1:1,5 | |
1 | 22 | 21 | 20 | 33 | 32 | 30 |
2 | 26 | 25 | 23 | 37 | 36 | 33 |
3 | 30 | 28 | 26 | 41 | 39 | 36 |
4 | 34 | 32 | 29 | 45 | 43 | 39 |
5 | 38 | 35 | 32 | 49 | 46 | 42 |
6 | 42 | 39 | 35 | 52 | 50 | 45 |
7 | 46 | 42 | 36 | 56 | 53 | 48 |
8 | 50 | 46 | 41 | 60 | 56 | 51 |
9 | 54 | 49 | 44 | - | 60 | 54 |
10 | 58 | 53 | 47 | - | - | - |
11 | 62 | 56 | 50 | - | - | - |
12 | 66 | 60 | 53 | - | - | - |
двусторонних кюветов при высоте насыпи до 1,5 м в условиях равнинной местности и до 2 м в условиях пересеченной местности либо односторонних кюветов, располагаемых с верховой стороны насыпей, при поперечном уклоне местности св. 9 %;
забанкетных канав и банкетов, располагаемых с верховой стороны выемки, при поперечном уклоне местности 1:10 и более;
предохранительных полос шириной 1 м с каждой стороны дороги, откладываемых от подошвы насыпи или бровки выемки, либо от внешней кромки откоса водоотводной канавы (кювета).
2. В табл. 1 - 7 при высотах насыпей до 2 м в числителе приведены нормы ширины полосы отвода земель при отсутствии боковых резервов, а в знаменателе - с учетом устройства боковых резервов, если они являются постоянным конструктивным элементом земляного полотна.
3. На участках, где проектом предусмотрено устройство дополнительных переходно-скоростных или грузовых полос движения, к ширине основной полосы отвода дороги, принимаемой по табл. 1 - 14, следует добавлять для переходно-скоростных полос 3,75 м и для грузовых 3,5 м на каждую дополнительную полосу.
4. В случаях, когда для промышленных автомобильных дорог категории III-п, а также лесовозных дорог категорий III-л и IV-л ширина полосы движения проезжей части (bn) устанавливается исходя из ширины d расчетного автомобиля по формуле bn = d + 1,7 м, нормативные ширины полос отвода земель, установленные в табл. 1 - 14, должны быть увеличены на разность bn - 3,5 м, - умноженную на количество полос движения.