(Действующий) Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. N 723...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
ПК 2.5. Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.
ПК 2.6. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.
ПК 2.7. Изучать спрос покупателей.
5.2.3. Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями.
ПК 3.1. Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.
ПК 3.2. Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
ПК 3.3. Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.
ПК 3.4. Оформлять документы по кассовым операциям.
ПК 3.5. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.

VI. Требования к структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общепрофессионального;
профессионального
и разделов:
физическая культура;
учебная практика;
производственная практика;
промежуточная аттестация;
государственная итоговая аттестация.
6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.
Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.
Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Объем часов на дисциплину "Безопасность жизнедеятельности" составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы - 70 процентов от общего объема времени, отведенного на указанную дисциплину.
6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Таблица 2
Индекс
Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося
(час./нед.)
В т.ч. часов обязательных учебных занятий
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК)
Коды формируемых компетенций
Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел "Физическая культура"
866
576
ОП.00Общепрофессиональный учебный цикл
230
160
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:применять правила делового этикета;поддерживать деловую репутацию;соблюдать требования культуры речи при устном, письменном обращении;пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;выполнять нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;налаживать контакты с партнерами;организовывать рабочее место;знать:этику деловых отношений;основы деловой культуры в устной и письменной форме;нормы и правила поведения и общения в деловой профессиональной обстановке;основные правила этикета;основы психологии производственных отношений;основы управления и конфликтологии.ОП.01. Основы деловой культурыОК1 - 7 ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1 - 3.4
уметь:ориентироваться в операциях бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;знать:сущность и содержание бухгалтерского учета в коммерческих организациях;основные правила и методы ведения бухгалтерского учета;виды бухгалтерских счетов;учет хозяйственных операций.ОП.02. Основы бухгалтерского учетаОК 1 - 6ПК 1.4ПК 2.1 - 2.3ПК 2.5ПК 3.4
уметь:устанавливать вид и тип организации торговли по идентифицирующим признакам;определять критерии конкурентоспособности на основе покупательского спроса;применять правила торгового обслуживания и правила торговли в профессиональной деятельности;знать:услуги розничной торговли, их классификацию и качество;виды розничной торговой сети и их характеристику;типизацию и специализацию розничной торговой сети;особенности технологических планировок организаций торговли;основы маркетинговой деятельности и менеджмента в торговле;основы товароснабжения в торговле;основные виды тары и тароматериалов, особенности тарооборота;технологию приемки, хранения, подготовки товаров к продаже, размещения и выкладки;правила торгового обслуживания и торговли товарами;требования к обслуживающему персоналу;нормативную документацию по защите прав потребителей.ОП.03. Организация и технология розничной торговлиОК 1 - 2ОК 5ПК 1.1 - 1.2ПК 2.1ПК 2.3ПК 3.2 - 3.4
уметь:соблюдать санитарные правила для организаций торговли;соблюдать санитарно-эпидемиологические требования;знать:нормативно-правовую базу санитарно-эпидемиологических требований по организации торговли;требования к личной гигиене персонала.ОП.04. Санитария и гигиенаОК 7ПК 1.1 - 1.3ПК 2.1 - 2.5ПК 3.3
уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения; применять первичные средства пожаротушения;ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;оказывать первую помощь;знать:принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;основы военной службы и обороны государства;задачи и основные мероприятия гражданской обороны;способы защиты населения от оружия массового поражения; меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;порядок и правила оказания первой помощи.
32
ОП.05. Безопасность жизнедеятельностиОК 1 - 7ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.5ПК 3.1 - 3.4
П.00Профессиональный учебный цикл
484
376
ПМ.00Профессиональные модули
484
376
ПМ.01Продажа непродовольственных товаровВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:обслуживания покупателей, продажи различных групп непродовольственных товаров;уметь:идентифицировать товары различных товарных групп (текстильных, обувных, пушно-меховых, овчинно-шубных, хозяйственных, галантерейных, ювелирных, парфюмерно-косметических, культурно-бытового назначения);оценивать качество по органолептическим показателям;консультировать о свойствах и правилах эксплуатации товаров;расшифровывать маркировку, клеймение и символы по уходу;идентифицировать отдельные виды мебели для торговых организаций;производить подготовку к работе весоизмерительного оборудования;производить взвешивание товаров отдельных товарных групп;знать:факторы, формирующие и сохраняющие потребительские свойства товаров различных товарных групп;классификацию и ассортимент различных товарных групп непродовольственных товаров;показатели качества, дефекты, градации качества, упаковку, маркировку и хранение непродовольственных товаров, назначение, классификацию мебели для торговых организаций и требования, предъявляемые к ней;назначение, классификацию торгового инвентаря;назначение и классификацию систем защиты товаров, порядок их использования;устройство и правила эксплуатации весоизмерительного оборудования;закон о защите прав потребителей;правила охраны труда.МДК.01.01. Розничная торговля непродовольственными товарамиОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.4
ПМ.02Продажа продовольственных товаровВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:обслуживания покупателей и продажи различных групп продовольственных товаров;уметь:идентифицировать различные группы, подгруппы и виды продовольственных товаров (зерновых, плодово-овощных, кондитерских, вкусовых, молочных, яичных, пищевых жиров, мясных и рыбных);устанавливать градации качества пищевых продуктов;оценивать качество по органолептическим показателям;распознавать дефекты пищевых продуктов;создавать оптимальные условия хранения продовольственных товаров;рассчитывать энергетическую ценность продуктов;производить подготовку измерительного, механического, технологического контрольно-кассового оборудования;использовать в технологическом процессе измерительное, механическое, технологическое контрольно-кассовое оборудование;знать:классификацию групп, подгрупп и видов продовольственных товаров;особенности пищевой ценности пищевых продуктов;ассортимент и товароведные характеристики основных групп продовольственных товаров;показатели качества различных групп продовольственных товаров;дефекты продуктов;особенности маркировки, упаковки и хранения отдельных групп продовольственных товаров.классификацию, назначение отдельных видов торгового оборудования;технические требования, предъявляемые к торговому оборудованию;устройство и принципы работы оборудования;типовые правила эксплуатации оборудования;нормативно-технологическую документацию по техническому обслуживанию оборудования;Закон о защите прав потребителей;правила охраны труда.МДК.02.01. Розничная торговля продовольственными товарамиОК 1 - 8ПК 2.1 - 2.7
ПМ.03Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателямиВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:иметь практический опыт:эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и обслуживания покупателей;уметь:осуществлять подготовку ККТ различных видов;работать на ККТ различных видов: автономных, пассивных системных, активных системных (компьютеризированных кассовых машинах - POS терминалах), фискальных регистраторах;устранять мелкие неисправности при работе на ККТ;распознавать платежеспособность государственных денежных знаков;осуществлять заключительные операции при работе на ККТ;оформлять документы по кассовым операциям;соблюдать правила техники безопасности;знать:документы, регламентирующие применение ККТ;правила расчетов и обслуживания покупателей;типовые правила обслуживания эксплуатации ККТ и правила регистрации;классификацию устройства ККТ;основные режимы ККТ;особенности технического обслуживания ККТ;признаки платежеспособности государственных денежных знаков, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, отличительные признаки платежных средств безналичного расчета;правила оформления документов по кассовым операциям.МДК.03.01. Эксплуатация контрольно-кассовой техникиОК 1 - 8ПК 3.1 - 3.5
ФК.00Физическая культураВ результате освоения раздела "Физическая культура" обучающийся должен:уметь:использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;знать:о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;основы здорового образа жизни.
80
40
ОК 1 - 8
Вариативная часть учебных циклов ППКРС(определяется образовательной организацией)
216
144
-
Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел "Физическая культура", и вариативной части ППКРС
1080
720
УП.00Учебная практика
19 нед.
684
ОК 1 - 8ПК 1.1 - 1.4ПК 2.1 - 2.7ПК 3.1 - 3.5
ПП.00Производственная практика
ПА.00Промежуточная аттестация
1 нед.
ГИА.00Государственная итоговая аттестация
1 нед.
Таблица 3
Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43 недели, в том числе:
Обучение по учебным циклам и разделу "Физическая культура"20 нед.
Учебная практика19 нед.
Производственная практика
Промежуточная аттестация1 нед.
Государственная итоговая аттестация1 нед
Каникулы2 нед.
Итого43 нед.

VII. Требования к условиям реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ФГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по ОК 016-94 (исходя из рекомендуемого перечня их возможных сочетаний согласно п. 3.2. ФГОС СПО), и с учетом соответствующей примерной ППКРС.
Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой(ым) квалификации(ям), определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ППКРС образовательная организация:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;
обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС СПО;
обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;
обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"*(3).
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.
7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.
7.7. По дисциплине "Физическая культура" могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.
7.9. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС. В этом случае ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.
Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, увеличивается на 82 недели из расчета: