(Действующий) Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ"Об особенностях...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
11. С момента принятия решения, указанного в части 9 настоящей статьи, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на безвозмездно передаваемое недвижимое имущество прекращается и возникает право собственности Российской Федерации. В случае, если право собственности на недвижимое имущество, безвозмездно передаваемое в порядке, установленном настоящей частью, ранее было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, орган исполнительной власти, принявший решение о безвозмездной передаче недвижимого имущества, в недельный срок со дня принятия такого решения обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о государственной регистрации прекращения, перехода права собственности. К указанному в настоящей части заявлению прикладывается копия решения о безвозмездной передаче недвижимого имущества. Направление заявления о государственной регистрации прекращения, перехода права собственности федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, либо соответствующим органом местного самоуправления, выдача ими доверенностей на совершение указанных действий не требуются.
12. В случае необходимости использования для размещения объекта федерального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного государственному или муниципальному унитарному предприятию либо государственному или муниципальному учреждению, орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, вправе осуществить на основании утвержденной документации по планировке территории раздел указанного земельного участка, обеспечить выполнение кадастровых работ, постановку образованных в результате такого раздела земельных участков на государственный кадастровый учет и принять решение о прекращении права на земельный участок, образованный в результате такого раздела и необходимый для размещения данного объекта федерального значения. При этом согласие правообладателей земельного участка и доверенность на осуществление указанных действий не требуются.
13. Допускается принятие решений, указанных в настоящей статье, в отношении объектов недвижимого имущества, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
14. Допускается принятие решений, указанных в настоящей статье, в отношении земельных участков, подлежащих образованию и не поставленных на государственный кадастровый учет.
15. В случаях образования земельных участков в целях прекращения прав или безвозмездной передачи образуемых земельных участков допускается перераспределение земельных участков и смежных с ними земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земель, находящихся в государственной собственности.
16. К правоотношениям, предусмотренным настоящей статьей, применяются нормы, содержащиеся в настоящем Федеральном законе и устанавливающие особенности образования земельных участков, а также сноса объектов недвижимого имущества при осуществлении изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества.

Статья 13. Возмещение правообладателям стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных его изъятием

1. В случаях изъятия земельного участка и (или) иных объектов недвижимого имущества, необходимых для размещения объекта регионального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, возмещение стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
2. В случае изъятия земельного участка в интересах лица, которым в последующем будет осуществляться строительство объекта федерального значения или регионального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, за счет внебюджетных средств, возмещение стоимости изымаемого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием, осуществляется за счет средств указанного лица.
3. При отсутствии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на земельный участок, который подлежит изъятию для размещения объекта федерального значения или регионального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории и на котором расположено здание или сооружение, права на которые зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием этого земельного участка правообладателю, правообладателям расположенных на этом земельном участке здания или сооружения, определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для определения убытков, причиненных изъятием арендатору земельного участка, переданного в аренду на сорок девять лет, исходя из минимальной площади земельного участка, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом образование изымаемого земельного участка не требуется, рыночная стоимость указанного земельного участка не определяется и не возмещается.
4. Не подлежат возмещению рыночная стоимость изымаемого недвижимого имущества и также убытки, причиненные изъятием этого имущества и явившиеся следствием:
1) строительства, реконструкции и иных улучшений недвижимого имущества, произведенных после принятия решения об изъятии соответствующего земельного участка, за исключением случаев, если такие улучшения должны были быть произведены для текущего содержания недвижимого имущества или предотвращения либо устранения последствий аварий;
2) строительства, реконструкции и иных улучшений недвижимого имущества, произведенных вопреки установленному виду разрешенного использования изымаемого земельного участка или решению о резервировании земель;
3) сделок, заключенных после принятия решения об изъятии недвижимого имущества и имеющих своей целью исключительно увеличение размера убытков, причиненных изъятием, а также иных сделок, заключенных правообладателем изымаемого имущества после принятия решения об изъятии недвижимого имущества, и (или) действий правообладателя изымаемого недвижимого имущества, совершенных после принятия указанного решения, если такие сделки и (или) действия влекут за собой увеличение размера убытков, причиненных изъятием.
5. При расчете размера возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков стоимости изымаемого недвижимого имущества указанная стоимость определяется на день, предшествующий принятию решения об утверждении документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта федерального значения или регионального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, для целей размещения которого осуществляется изъятие недвижимого имущества, исходя из разрешенного использования земельных участков на день, предшествующий утверждению документации по планировке территории, предусматривающей размещение данного объекта.
6. В случае, если земельный участок предоставлен гражданину на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или ином ранее возникшем праве, не предусмотренном законодательством Российской Федерации, либо в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, при проведении оценки рыночной стоимости этих прав гражданина на земельный участок в целях его изъятия эти права оцениваются как право собственности. В случае, если к гражданину в порядке наследования или по иным основаниям перешло право собственности на здания, строения, сооружения, расположенные на таком земельном участке, при проведении оценки рыночной стоимости прав граждан на такие земельные участки в целях их изъятия эти права также оцениваются как право собственности.
7. В случае, если изымаемый земельный участок принадлежит юридическому лицу на праве постоянного (бессрочного) пользования или ином ранее возникшем праве, не предусмотренном законодательством Российской Федерации, при проведении оценки рыночной стоимости этого права оно оценивается как право арендатора объекта недвижимого имущества, переданного в аренду на сорок девять лет.
8. Оспаривание в суде решений органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций о предоставлении гражданам или юридическим лицам земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества, изымаемых для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, и (или) сделок, являющихся основаниями возникновения прав на такие земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, а также прав на такие земельные участки и (или) расположенные на них иные объекты недвижимого имущества, не является препятствием для принятия решений об изъятии соответствующих земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества или о прекращении прав на них в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и заключения соглашений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В предусмотренных настоящей частью случаях денежные средства, подлежащие уплате в счет возмещения убытков, возникающих в связи с изъятием земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, вносятся в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества, если иное не предусмотрено решением суда.
9. В случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, выплата денежных средств, внесенных в депозит нотариуса, осуществляется лицу, в отношении которого принято решение об изъятии недвижимого имущества, на основании вступившего в законную силу решения суда, подтверждающего права данного лица на изымаемое недвижимое имущество.
10. Если в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, вступившим в законную силу судебным актом права лица, в отношении которого принято решение об изъятии недвижимого имущества, на изымаемое недвижимое имущество не установлены либо на изымаемое недвижимое имущество установлены права иного лица, денежные средства с депозита нотариуса возвращаются без согласия лица, в пользу которого внесен депозит, во внесудебном порядке на основании запроса органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества, в течение пяти дней со дня поступления соответствующего запроса.
11. Денежные средства, подлежащие уплате в счет возмещения убытков, возникающих в связи с изъятием земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, перечисляются на расчетный счет, указанный лицом, у которого изымаются объекты недвижимого имущества. В случае, если реквизиты расчетного счета этим лицом не представлены, такие денежные средства вносятся в депозит нотариуса по месту нахождения изымаемого недвижимого имущества, если иное не предусмотрено судебным актом об изъятии недвижимого имущества.
12. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, должны предоставлять статистическую информацию, полученную на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оценочным организациям, с которыми органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, заключены договоры на проведение оценки изымаемых земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, и саморегулируемым организациям оценщиков, действующим в интересах указанных оценочных организаций (далее - заинтересованные оценочные организации), для определения рыночной стоимости земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, изымаемых для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, а также убытков, подлежащих возмещению правообладателям изымаемых объектов недвижимого имущества в связи с их изъятием.
13. Статистическая информация предоставляется по запросам заинтересованных оценочных организаций и должна содержать информацию об общем количестве сделок с недвижимым имуществом, прошедших государственную регистрацию и заключенных на определенной территории за определенный период, с указанием цены сделок и дат их совершения, а также обобщенную информацию о субъектах этих сделок без указания их персональных данных, данные о месте нахождения, площади и разрешенном использовании земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, информацию о средней цене приобретения прав на недвижимое имущество и другую подобную информацию, если предоставление такой информации не нарушает права и законные интересы правообладателей.
14. По запросу оценщика, осуществляющего на основании государственного контракта с органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, оценку изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, иные юридические лица, а также физические лица в десятидневный срок с момента поступления запроса обязаны предоставить информацию и заверенные копии документов, необходимые для выполнения указанных работ.

Статья 14. Особенности осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации решения об изъятии недвижимого имущества, государственной регистрации возникновения и прекращения прав при изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества

1. Вступивший в законную силу судебный акт об изъятии недвижимого имущества и (или) заключенное соглашение об изъятии недвижимого имущества являются основаниями для осуществления государственной регистрации прекращения прав на недвижимое имущество лиц, у которых изымается недвижимое имущество, перехода прав, прекращения ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц, а также для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы на изъятое недвижимое имущество по поданному без доверенности от правообладателя изымаемого недвижимого имущества заявлению органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества.
2. Решения о прекращении прав на недвижимое имущество, о безвозмездной передаче недвижимого имущества, принятые органами исполнительной власти, уполномоченными на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, являются основаниями для осуществления государственной регистрации прекращения прав, перехода прав, прекращения ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц, а также для осуществления государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы на изъятое недвижимое имущество по поданному без доверенности от правообладателя изымаемого недвижимого имущества заявлению органа исполнительной власти, принявшего решение о прекращении прав на объекты недвижимого имущества или о безвозмездной передаче недвижимого имущества.
3. В случае, если ранее права на изъятое недвижимое имущество не были зарегистрированы и изымаемые здание, строение, сооружение подлежат сносу, государственная регистрация прав, перехода, прекращения прав не осуществляется. Права прекращаются с момента сноса указанного недвижимого имущества.
4. В случае, если требуется осуществить государственную регистрацию прав, перехода, прекращения прав в целях реализации положений настоящего Федерального закона, документы, необходимые для государственной регистрации прав, перехода, прекращения прав, могут быть поданы одновременно.
5. Срок осуществления государственной регистрации прав в случаях, связанных с предоставлением земельных участков взамен изъятых земельных участков и земельных участков, необходимых для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы на недвижимое имущество, перехода, прекращения прав на изъятое недвижимое имущество, перехода прав на недвижимое имущество для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, прекращения ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц, осуществляемых в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, не может превышать пять рабочих дней с момента поступления соответствующего заявления о государственной регистрации.
6. Государственная регистрация прав, прекращения, перехода прав на недвижимое имущество в случаях, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, осуществляется по поданному без доверенности от правообладателя недвижимого имущества заявлению органа исполнительной власти, уполномоченного на принятие решения об изъятии недвижимого имущества.
7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и внесение изменений в сведения государственного кадастра недвижимости в случаях, связанных с образованием, изменением земельных участков при изъятии и предоставлении земельных участков, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляются в срок не более чем пять рабочих дней с момента поступления необходимых для осуществления государственного кадастрового учета документов.
8. Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о видах разрешенного использования земельных участков, образуемых для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, осуществляется одновременно с учетом вновь образуемых земельных участков на основании решения об утверждении схемы земельных участков, подготовленной на основании утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации документации по планировке территории, устанавливающей виды разрешенного использования земельных участков. Внесение сведений об изменении видов разрешенного использования земельных участков, которые необходимы для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, осуществляется на основании утвержденной в соответствии с законодательством Российской Федерации документации по планировке территории, устанавливающей виды разрешенного использования земельных участков.
9. Орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, вправе обращаться в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимого имущества или государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, жилищного фонда, изымаемых для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом выдача гражданами, юридическими лицами, являющимися правообладателями таких объектов недвижимого имущества, доверенностей на совершение указанных действий не требуется.
10. По запросу кадастрового инженера, осуществляющего кадастровую деятельность по подготовке документов для осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, подлежащего изъятию и (или) предоставлению для размещения объекта федерального значения или регионального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, иные юридические лица, а также физические лица в десятидневный срок с момента поступления данного запроса обязаны предоставить информацию и заверенные копии документов, необходимые для выполнения кадастровых работ.
11. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по заявлению органа исполнительной власти, уполномоченного на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента поступления указанного заявления, обязан осуществить государственную регистрацию решения об изъятии недвижимого имущества. К этому заявлению прилагается копия решения об изъятии недвижимого имущества, заверенная органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, а также доверенность, подтверждающая полномочия представителя указанного органа исполнительной власти. Истребование иных документов не допускается.
12. Основаниями для приостановления и (или) отказа в государственной регистрации решения об изъятии недвижимого имущества не являются:
1) отсутствие государственной регистрации прав на изымаемое недвижимое имущество, а также прав на земельный участок или земельные участки, из которых подлежит образованию изымаемый земельный участок;
2) отсутствие государственного кадастрового учета изымаемого объекта недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", а также земельного участка или земельных участков, из которых подлежит образованию изымаемый земельный участок;
3) отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений о координатах характерных точек границ изымаемого земельного участка, а также земельного участка или земельных участков, из которых подлежит образованию изымаемый земельный участок;
4) наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о том, что одна из границ изымаемого земельного участка либо земельного участка или земельных участков, из которых подлежит образованию изымаемый земельный участок, пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о таком земельном участке;
5) отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о части земельного участка, подлежащей изъятию (в случае, если согласно решению об изъятии недвижимого имущества изъятию подлежит не весь земельный участок).

Глава 3. Особенности предоставления земельных участков для размещения объектов федерального значения или регионального значения

Статья 15. Предоставление земельных участков для размещения объектов федерального значения или регионального значения

1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для размещения объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, предоставляются в аренду в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, за исключением случаев, установленных настоящей статьей.
2. В случае строительства объектов федерального значения или регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации земельный участок предоставляется в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования мест размещения объектов и без проведения торгов организациям, осуществляющим строительство данных объектов.
3. Организациям, указанным в статье 20 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование без предварительного согласования места размещения объекта федерального значения или регионального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, и без проведения торгов.
4. Решение о предоставлении земельного участка в аренду в целях, связанных с размещением объекта федерального значения или регионального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в том числе для проектирования и строительства такого объекта, принимается органом исполнительной власти, уполномоченным на принятие решения об изъятии недвижимого имущества. Указанное в настоящей части решение принимается в течение двадцати дней с момента поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении земельного участка. В случае необходимости изъятия объектов недвижимого имущества и (или) постановки земельного участка на государственный кадастровый учет срок принятия решения о предоставлении земельного участка продлевается соответственно на срок изъятия таких объектов недвижимого имущества и (или) постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, подлежащего предоставлению в целях, связанных с размещением объекта федерального значения или регионального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
5. В случае необходимости постановки земельного участка на государственный кадастровый учет орган исполнительной власти, уполномоченный на принятие решения об изъятии недвижимого имущества, в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, либо в случае необходимости изъятия объектов недвижимого имущества в течение двадцати календарных дней с момента прекращения прав третьих лиц на изымаемое недвижимое имущество направляет заявителю схему земельного участка, утвержденную в установленном частью 7 статьи 9 настоящего Федерального закона порядке и содержащую сведения о границах земельного участка и его разрешенном использовании. Лицо, обратившееся с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, обеспечивает проведение кадастровых работ в отношении указанного земельного участка за свой счет.
6. Условия и порядок предоставления земельных участков в аренду в целях, связанных с размещением объекта федерального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, устанавливаются Правительством Российской Федерации, а в целях, связанных с размещением объекта регионального значения, указанного в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.