(Утративший силу) Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. N 2408-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу

Распоряжение Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. N 2408-р

1. Утвердить государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года.
2. Минрегиону России разместить государственную программу Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего распоряжения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
Москва
17 декабря 2012 г.
N 2408-р

Государственная программа Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года

Дата составления проекта государственной программы - 29 ноября 2012 г.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г. N 1950-р.

Паспорт
государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года

Ответственный исполнитель программыМинистерство регионального развития Российской Федерации (Минрегион России)
Соисполнители программы*(1)Министерство экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России), Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России)
Участники программыМинистерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России), Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России), Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России), Федеральное дорожное агентство (Росавтодор), Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России), Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России), Федеральное агентство по туризму (Ростуризм), Министерство культуры Российской Федерации (Минкультуры России), Министерство спорта Российской Федерации (Минспорт России), Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России), Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), Федеральная служба судебных приставов (ФССП России), Федеральная служба охраны Российской Федерации*(2) (ФСО России)
Подпрограммы Программыподпрограмма 1 "Развитие инвестиционной привлекательности Северо-Кавказского федерального округа";
подпрограмма 2 "Развитие особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды";
подпрограмма 3 "Развитие туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея";
подпрограмма 4 "Обеспечение устойчивого развития Республики Дагестан";
подпрограмма 5 "Обеспечение устойчивого развития Чеченской Республики";
подпрограмма 6 "Обеспечение устойчивого развития Республики Северная Осетия - Алания";
подпрограмма 7 "Обеспечение устойчивого развития Республики Ингушетия";
подпрограмма 8 "Обеспечение устойчивого развития Карачаево-Черкесской Республики";
подпрограмма 9 "Обеспечение устойчивого развития Кабардино-Балкарской Республики";
подпрограмма 10 "Обеспечение устойчивого развития Ставропольского края";
подпрограмма 11 "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года и прочие мероприятия в области сбалансированного территориального развития"
Программно-целевые инструменты программыфедеральная целевая программа "Юг России (2008-2013 годы)" (с 2014 года в редакции федеральной целевой программы "Юг России (2014-2020 годы)");
федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы"
Цели программы1. Формирование условий для развития реального сектора экономики Северо-Кавказского федерального округа (СКФО)
2. Повышение качества жизни и благосостояния граждан
Задачи программыОбеспечение достижения цели 1:
задача 1.1. Стимулирование инвестиционной активности в округе и привлечение капитала в экономику;
задача 1.2. Создание современной туристической инфраструктуры туристско-рекреационных особых экономических зон (ОЭЗ) в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея;
задача 1.3. Увеличение числа мест/коек в коллективных средствах размещения особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды;
задача 1.4. Создание новых рабочих мест в конкурентоспособных отраслях экономики и сокращение естественного уровня безработицы;
задача 1.5. Реализация проектов по перепрофилированию производственных мощностей оборонно-промышленного комплекса, не имеющих загрузки по государственному оборонному заказу, и диверсификации производства.
Обеспечение достижения цели 2:
задача 2.1. Обеспечение роста денежных доходов населения и снижения уровня безработицы;
задача 2.2. Модернизация объектов образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания населения;
задача 2.3. Обеспечение доступности для населения медицинской помощи на всех ее этапах;
задача 2.4. Обеспечение доступности для населения услуг дошкольного образования;
задача 2.5. Создание условий для увеличения доли учащихся общеобразовательных учреждений, занимающихся в первую смену;
задача 2.6. Создание условий для увеличения рождаемости и продолжительности жизни населения
Целевые индикаторы и показатели программыПоказатели и индикаторы, характеризующие достижение цели 1 и решения соответствующих задач:объем валового регионального продукта (ВРП) по СКФО (млрд рублей); объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных инвестиций) по СКФО (млрд рублей); объем налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО (млрд рублей); количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО (единиц); среднемесячная номинальная начисленная заработная плата (рублей); реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников в сравнении с предыдущим годом (процентов); число мест/коек в коллективных средствах размещения (мест); доходы от предоставленных услуг в коллективных средствах размещения (млн рублей); объем инвестиций, включая капитальные вложения, осуществленных резидентами ОЭЗ на территориях ОЭЗ, входящих в туристический кластер (тыс. рублей); количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ, входящих в туристический кластер, на его территории, накопленным итогом (мест); количество ночевок в коллективных средствах размещения на территории курортов туристического кластера (единиц); количество реализованных проектов по перепрофилированию производственных мощностей оборонно-промышленного комплекса (единиц)
Показатели и индикаторы, характеризующие достижение цели 2 и решения соответствующих задач:доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО (процентов);среднедушевые денежные доходы населения (рублей в месяц); уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год (процентов); охват детей дошкольным образованием, в процентах от численности детей соответствующего возраста (процентов); обеспеченность детей в возрасте от 2 до 7 лет услугами дошкольного образования (процентов); удельный вес учащихся, занимающихся в первую смену, в общем числе учащихся (процентов); обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями на 10 тыс. человек населения (посещений в смену); обеспеченность населения больничными койками на 10 тыс. человек населения (коек); смертность населения (число умерших на 1000 человек населения); рождаемость населения (число родившихся на 1000 человек населения); младенческая смертность (на 1000 детей, родившихся живыми); физический износ сетей коммунальной инфраструктуры (процентов)
Этапы и сроки реализации программыОбщий срок реализации государственной программы (2013-2025 годы*(3)) разделен на три этапа:
I этап (начальный) - 2013-2015 годы (этап синхронизирован с трехлетним бюджетным планом на 2013-2015 годы).
На начальном этапе планируется: завершить реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Юг России (2008-2013 годы)" и утвердить новую редакцию этой программы - "Юг России (2014-2020 годы)";
выйти на завершающую стадию реализации мероприятий федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010-2016 годы"; создать нормативную правовую базу в сфере реализации настоящей государственной программы, обеспечивающую создание и рост опорных точек экономики, повышение инвестиционной привлекательности СКФО;
II этап (основной) - 2016-2020 годы.
На основном этапе планируется: продолжить реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Юг России (2014-2020 годы)"; сократить отставание Российской Федерации, входящих в состав СКФО, в обеспеченности населения объектами образования, здравоохранения, социального обслуживания населения; реализовать мероприятия по снятию инфраструктурных ограничений развития экономики; обеспечить привлечение инвестиций в модернизацию существующих производств и создание новых центров экономического роста; ввести в эксплуатацию первый этап курортов туристического кластера; создать условия для перехода СКФО к инновационному социально ориентированному развитию экономики;
III этап (прогнозный) - 2021-2025 годы.
В долгосрочной перспективе планируется завершить строительство курортов туристического кластера, реализовать приоритетные инвестиционные проекты, создать условия для выхода на устойчивое социально-экономическое развитие округа.
Объемы бюджетных ассигнований программыБюджетные ассигнования федерального бюджета, предусмотренные настоящей государственной программой в 2013-2020 годах, составляют 234 939 432,5 тыс. рублей, по годам реализации:
2013 год - 13 281 489,2 тыс. рублей;
2014 год - 11 279 377,4 тыс. рублей;
2015 год - 9 238 765,9 тыс. рублей;
2016 год - 35 521 200 тыс. рублей;
2017 год - 37 853 200 тыс. рублей;
2018 год - 40 414 100 тыс. рублей;
2019 год - 42 589 100 тыс. рублей;
2020 год - 44 762 200 тыс. рублей;
2021-2025 годы - объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию мероприятий III этапа (прогнозного) будут определены на II этапе реализации государственной программы.
Ожидаемые результаты реализации программыРеализация государственной программы должна обеспечить к 2025 году:
в качественном выражении:
укрепление социальной, экономической и политической безопасности в регионе в целом; выход на сбалансированное гармоничное социально-экономическое развитие СКФО; удовлетворение населения деятельностью федеральных и региональных органов исполнительной власти; существенное улучшение инвестиционного климата, в том числе для иностранных инвесторов; поступление в бюджетную систему Российской Федерации максимально возможных налоговых и неналоговых доходов от развития новых производственных отраслей; развитие транзитного потенциала Северного Кавказа в системе развивающихся транспортных коридоров; активную интеграцию экономических систем регионов СКФО в единое экономическое пространство Российской Федерации и мировой рынок; значительное сокращение разрывов по производительности в ключевых секторах экономики СКФО; модернизацию социальной инфраструктуры (включая образование, здравоохранение, жилищный сектор), обеспечивающей значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов качества жизни населения; создание новых центров экономического развития и промышленных зон, а также преодоление отставания депрессивных регионов; популяризацию курортов и здравниц Северного Кавказа и динамичное развитие туристско-рекреационного комплекса;
в количественном выражении:
объем валового регионального продукта (ВРП) по СКФО составит 6 193,6 млрд рублей (к 2020 году - 3 361,3 млрд рублей);
объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных инвестиций) по СКФО увеличится в 7,8 раза с 278,4 млрд рублей в 2011 году до 2 179,3 млрд рублей (к 2020 году - 1 247,1 млрд рублей);
объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, увеличится в 4,2 раза и достигнет 447,9 млрд рублей (к 2020 году - 271,7 млрд рублей);количество малых и средних предприятий в расчете на 1 тыс. человек населения в СКФО, увеличится в 2,1 раза и составит 10,6 единицы (к 2020 году - 7,8 единицы); размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы вырастет с 13 898,4 рубля в 2011 году до 44 143,2 рубля в 2025 году (к 2020 году - 31 160,5 рубля); уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год снизится на 4,3 процента и составит 10,7 процента (к 2020 году - 11,5 процента); доходы от предоставленных услуг в коллективных средствах размещения составят 59 256 млн рублей (в 2020 году - 36 679,9 млн рублей);
количество рабочих мест, созданных резидентами ОЭЗ, входящих в туристический кластер, на его территории, накопленным итогом составит 75954 места (к 2020 году - 44675 мест); ежегодное количество ночевок в коллективных средствах размещения на территории курортов туристического кластера составит 31550777,6 единицы (к 2020 году - 16568103,4 единицы); доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, составит не более 11,2 процента (к 2020 году - 12,3 процента); охват детей дошкольным образованием, в процентах от численности детей соответствующего возраста, вырастет на 9,2 процента и составит 45,2 процента (к 2020 году - 42 процента); удельный вес учащихся, занимающихся в первую смену, вырастет на 6,2 процента и составит 83,8 процента (к 2020 - 81,5 процента); обеспеченность больничными койками на 10 тыс. человек населения составит 82 койки (к 2020 году - 81 койку); младенческая смертность сократится до 9,8 на 1000 детей, родившихся живыми (к 2020 году - 11,1 на 1000 детей, родившихся живыми); смертность населения сократится в 1,3 раза и составит 6,6 умерших на 1000 человек населения; число родившихся на 1000 человек населения составит 18 человек; физический износ сетей коммунальной инфраструктуры составит не более 47,8 процента (к 2020 году - 53,3 процента)

Текстовая часть
Государственной программы Российской Федерации "Развитие Северо-Кавказского федерального округа" на период до 2025 года

Раздел I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере, и прогноз ее развития

Подраздел 1. Образование Северо-Кавказского федерального округа

Начиная с 2000 года в целях реализации выбранного политического курса на укрепление российской государственности одной из важнейших составляющих формирования основных принципов государственного подхода к территориальному управлению в стране стало реформирование института полномочных представителей Президента Российской Федерации на местах.
Одним из основных итогов такого реформирования стало формирование федеральных округов, которые создавались по аналогии с военными округами и экономическими районами, а также в целях обеспечения реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов исполнительной власти и совершенствования контроля за исполнением их решений.
В момент учреждения было создано 7 федеральных округов*(4), их число изменилось до 8 спустя 10 лет, когда из Южного федерального округа указом Президента Российской Федерации был выделен Северо-Кавказский федеральный округ*(5).
Выделение отдельного округа было обосновано необходимостью создания условий для преодоления противоречий в сфере межэтнических отношений, полноценной и эффективной реализации мероприятий социально-экономического характера, оптимизации роли государственных институтов и институтов развития на Северном Кавказе при возрастающей открытости экономических процессов и усилении процессов глобализации мировой экономики.
В состав Северо-Кавказского федерального округа вошли преимущественно национальные республики, всего 7 субъектов Российской Федерации*(6), расположенных на территории региона Северного Кавказа:
Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Ставропольский край.
Справочно.
Площадь округа - 170,4 тыс. кв. км, население по состоянию на 1 января 2012 г. составило 9 492,9 тыс. человек:
Республика Дагестан: площадь - 50,3 тыс. кв. км, население - 2 930,5 тыс. человек, столица г. Махачкала;
Республика Ингушетия: площадь - 3,6 тыс. кв. км, население - 430,5 тыс. человек, столица г. Магас;
Кабардино-Балкарская Республика: площадь - 12,5 тыс. кв. км, население - 859 тыс. человек, столица г. Нальчик;
Карачаево-Черкесская Республика: площадь - 14,3 тыс. кв. км, население - 474,7 тыс. человек, столица г. Черкесск;
Республика Северная Осетия - Алания: площадь - 8 тыс. кв. км, население - 709 тыс. человек, столица г. Владикавказ;
Чеченская Республика: площадь - 15,6 тыс. кв. км, население - 1 302,2 тыс. человек, столица г. Грозный;
Ставропольский край: площадь - 66,2 тыс. кв. км, население - 2 787 тыс. человек*(7), административный центр г. Ставрополь.
1109 × 1875 пикс.     Открыть в новом окне
Центром Северо-Кавказского федерального округа стал г. Пятигорск - среди федеральных округов единственный город, не являющийся административным центром субъекта Российской Федерации, входящего в состав федерального округа.
Другой исключительной особенностью Северо-Кавказского федерального округа является баланс властей, когда полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе наделен полномочиями заместителя Председателя Правительства Российской Федерации*(8) - тем самым обеспечивается эффективная модель управления округом и оперативность реализации инструментов государственного регулирования сбалансированного территориального развития.
Основные стратегические направления устойчивого развития Северо-Кавказского федерального округа и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на его территории сформулированы в Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года (далее - Стратегия)*(9), инструментом реализации которой стал утвержденный Правительством Российской Федерации план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года*(10).
В целях обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также для координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав СКФО, при решении вопросов их социально-экономического развития постановлением Правительства Российской Федерации образована Правительственная комиссия по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа (далее - Комиссия)*(11).
Председатель Комиссии - Председатель Правительства Российской Федерации.
Уже на первом заседании Комиссии, которое состоялось 21 января 2011 г. в г. Москве, были приняты принципиальные решения о выделении дополнительных средств федерального бюджета на финансирование строительства инженерной инфраструктуры особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды (Ставропольский край, Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская республики), на завершение реализации мероприятий по переселению и обустройству граждан, проживающих в оползневой зоне г. Малгобек и Малгобекского района Республики Ингушетия*(12), по сохранению объемов финансирования приоритетных федеральных целевых программ "Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2012 годы"*(13) и "Юг России (2008-2013 годы)"*(14).
Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов при разработке и реализации мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа, до настоящего времени осуществляет созданный в 2010 году территориальный орган Министерства регионального развития Российской Федерации - Межрегиональное управление Министерства регионального развития Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу*(15).

Подраздел 2. Экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа, потенциал и приоритеты

Северо-Кавказский федеральный округ имеет благоприятные условия для развития агропромышленного комплекса, туризма, санаторно-курортной сферы, торговли, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих секторов промышленности. Вместе с тем реализация естественных преимуществ осуществляется не в полном объеме, низкий уровень социально-экономического развития региона во многих областях препятствует своевременному устранению слабых мест.
Валовой региональный продукт.
Динамика объема валового регионального продукта Северо-Кавказского федерального округа (далее - ВРП, ВРП СКФО) является положительной: за период 1999-2010 годов средний ежегодный темп прироста ВРП (в постоянных ценах) составил 8 процентов, по Российской Федерации этот показатель составил 5,7 процента*(16).
По итогам 2010 года объем ВРП СКФО достиг 887 605,6 млн рублей.
Наибольший вклад в ВРП СКФО вносит Ставропольский край (316 888,9 млн рублей, или 36 процентов ВРП СКФО), наименьший - Республика Ингушетия (21 536,7 млн рублей, или 2 процента ВРП СКФО).
ВРП Карачаево-Черкесской Республики в 2010 году составил 43 324,1 млн рублей (5 процентов ВРП СКФО), Республики Северная Осетия - Алания - 74 844,8 млн рублей (8 процентов ВРП СКФО), Республики Дагестан - 285 278,9 млн рублей (32 процента ВРП СКФО)*(16).
Северо-Кавказский федеральный округ находится на последнем месте среди федеральных округов по показателю среднего ВРП на душу населения, который составил в 2010 году 94,5 тыс. рублей, по Российской Федерации - 261,8 тыс. рублей.
Среди регионов, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, наибольшее значение показателя зафиксировано в Ставропольском крае (113,9 тыс. рублей), наименьшее - в Республике Ингушетия (52,1 тыс. рублей);
Республика Дагестан - 98,7 тыс. рублей;
Кабардино-Балкарская Республика - 88,5 тыс. рублей;