(Действующий) МДС 80-15.2000 Рекомендации по организации работы руководителя...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

МДС 80-15.2000 Рекомендации по организации работы руководителя проектной организации в новых экономических условиях хозяйствования

Введение
Проектные организации одними из первых столкнулись с реальными проблемами рыночной экономики. Сегодня в России спрос на услуги проектировщиков продолжает падать. Наметилось расслоение проектных институтов на те, которые добиваются успеха, и потенциальных банкротов. Ряд проектных организаций уже прекратил существование. Происходит это в значительной степени оттого, что далеко не все институты успевают приспосабливаться к происходящим вокруг них существенным изменениям.
Сегодня в отличие от прежнего положения работу надо найти, обосновать заказчику значимость и стоимость проектной продукции, качество проектной продукции надо привести в соответствие с требованиями и пониманием заказчика, собственные затраты довести до уровня, позволяющего выплачивать работникам нормальную зарплату, и т.д.
Работа по перестройке проектного института, по его приспособлению к новым условиям может происходить только по инициативе и под непосредственным руководством директора.
Эта работа требует качественно новой квалификации директора. Если раньше директор был больше исполнителем решений вышестоящих организаций, то теперь директор - это прежде всего созидатель. Директор самостоятельно должен определять и знать не только, что необходимо изменить (что нужно и что не нужно делать, кто и какие обязанности должен выполнять, сколько необходимо иметь работников, чем их заинтересовать), но и как это сделать (с чего начать изменения, в какой последовательности их осуществлять, где найти необходимые средства и т.д.).
Анализ работы проектных организаций показал, что далеко не все руководители правильно оценивают состав задач, которые должны быть решены при переходе к рынку, трудоемкость и очередность их решения. Некоторые проблемы либо в силу традиции, либо в связи с отсутствием необходимой квалификации вообще не воспринимаются как актуальные.
Целью настоящих Рекомендаций является оказание методической помощи руководителю (директору) проектной организации в повышении его квалификации по организации собственной работы в условиях рынка. В Рекомендациях рассматриваются задачи и состав обязанностей, вопросы организации и оплаты труда директора проектного института, взаимоотношения директора и его заместителей, приводятся основные положения по выполнению важнейших обязанностей директора.
При необходимости получения дополнительной консультационной помощи по вопросам организации работы директора проектного института можно обращаться в ГП "ЦЕНТРИНВЕСТпроект" Минстроя России к заведующему отделом организации и управления проектированием Марку Семеновичу Подольскому (тел. 157-33-16).
Методические рекомендации подготовлены авторским коллективом в составе: канд. экон. наук О.Н. Ромашко (ответственный исполнитель), канд. экон. наук М.С. Подольский (научный руководитель), канд. экон. наук Р.Г. Андреев.
В работе принимали участие: С.А. Барченков, Н.Н. Бизюкова, А.Н. Жилкина, И.В. Нагайко, С.В. Ромашко.

1. Роль руководителя в системе управления проектной организацией

Современная система управления проектной организацией невозможна без сознательного организующего начала, носителем которого выступает руководитель. Кроме того, он является полномочным представителем собственника имущества в данном коллективе.
Таким образом определяются две основные задачи, которые решает руководитель (директор):
1. Организация заинтересованного взаимодействия собственника имущества и собственника рабочей силы (трудового коллектива).
Протекание процесса проектирования возможно лишь в том случае, когда обеспечено соединение двух факторов процесса производства - имущества и рабочей силы. В связи с тем, что интересы этих участников процесса производства не совпадают, возникает необходимость их согласования. Ответственность за это действующим законодательством возлагается на руководителя (директора) организации.
2. Формирование системы управления проектной организацией.
Директор должен сформировать систему управления, обеспечивающую реализацию процесса проектирования. При этом он выделяет подсистемы и назначает руководителей, отвечающих за решение отдельных вопросов, определяет цели каждой подсистемы, обеспечивает согласование их деятельности. Первый руководитель обеспечивает также проведение работ, связанных с непрерывным развитием системы управления, с ее совершенствованием.
Никто, кроме директора, не может решать эти задачи. Качество их решения определяет эффективность работы всей проектной организации, ее существование на рынке. Постоянные долги, отсутствие прибыли, низкая зарплата работников, наконец, банкротство - все это, как показывает практика, определяется качеством и эффективностью работы системы управления и, прежде всего, директора. Недаром зачастую смена руководителя и его "команды" приводит к возрождению предприятия, завоеванию им авторитета и достижению успеха на рынке. Директору в этой ситуации необходима высокая управленческая квалификация и, прежде всего, четкое представление о новых задачах, о своих собственных правах, обязанностях и ответственности.
Успешно работающие на рынке проектные институты концентрируют усилия на решении двух проблем: формирование "портфеля заказов" и снижение себестоимости работ. Первая проблема не нуждается в пояснениях. А вот проблема снижения себестоимости не так очевидна, поскольку прежде она как бы не существовала. Свидетельство этому - отсутствие в проектных институтах данных учета пообъектной себестоимости работ. На рынке без знания пообъектной себестоимости, лежащей в основе договорной цены и являющейся основным рычагом в борьбе с конкурентами, не удастся добиться долговременного успеха.
Решение проблемы формирования "портфеля заказов" требует перехода на систему маркетингового (ориентированного на рынок) управления в институте, разработки и реализации программ борьбы с конкурентами, расширения состава продукции и услуг института.
В свою очередь снижение себестоимости проектной продукции обеспечивается через совершенствование организационной структуры управления, сокращение избыточной информации и количества подписей в проектной документации.
Внедрение изменений в работу института организационно-административными методами с ориентацией на приказы и наказания в новых условиях, как показывает практика, обречено на провал. Необходимо добиться, чтобы появился интерес работников, и, прежде всего, экономический. Для этого проектные организации, которые уверенно чувствуют себя на рынке, используют переход на гибкие организационные структуры и временные трудовые коллективы. Это создает условия для внутренней конкуренции, что позволяет квалифицированным работникам с высокой трудоспособностью зарабатывать в 4-5 раз больше, чем нерадивые работники. Кроме этого должна быть осуществлена принципиальная корректировка обязанностей руководства института - директора и его "команды". В результате корректировки обязанностей руководства, как правило, сокращается численность руководителей как высшего, так и среднего звена.
Отдельного внимания заслуживает задача приобретения директором и поддержания высокого уровня собственной квалификации, и в первую очередь в области управления проектированием. Для этого рекомендуется не менее одного раза в год 3-5 дней полностью посвятить изучению новейших достижений передового отечественного и зарубежного опыта. Наиболее эффективно участие в краткосрочных школах-семинарах, но возможно и привлечение консультантов - специалистов по организации управления проектированием. Такие специалисты могут быть использованы и для решения возникающих неординарных проблем. Это позволяет совместить процесс приобретения знаний с получением конкретных практических результатов. Примерная программа повышения квалификации директора проектного института по вопросам организации управления проектированием в рыночных условиях хозяйствования приведена в прил. 1.
Наконец, очень полезны встречи с коллегами - директорами проектных организаций в целях обмена опытом работы. Для этого следует использовать возможности действующих ассоциаций проектных организаций, клубы директоров и другие известные формы.

2. Организация работы и оплата труда директора

В соответствии с Законом РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" вопросы организации работы директора - его обязанности, права, ответственность, условия материального обеспечения и освобождения от занимаемой должности - должны регламентироваться контрактом (договором, соглашением).
Заключение контракта является результатом процесса найма директора. Целесообразно, чтобы вопросы найма на должность руководителя в проектной организации были регламентированы специальным документом, утверждаемым собственником имущества либо уполномоченным органом (правлением).
Найм директора целесообразно осуществлять на конкурсной основе. К конкурсу должны допускаться претенденты, представившие конкретные программы развития проектной организации. Претендентам должны быть представлены равные возможности для изучения особенностей данного института. Целесообразно, чтобы они предварительно ознакомились с общими требованиями к разработке таких программ. Это позволит в дальнейшем легко сопоставить представленные программы. Общие требования могут быть им изложены в процессе занятия по повышению квалификации, проведенного специалистом (консультантом) по управлению. Этот же консультант может дать предварительную оценку разработанным программам.
Вопросы оплаты труда директора должны решаться в заключаемом с ним контракте. При их решении необходимо иметь в виду, что величина заработной платы директора должна в первую очередь связываться не с существующими показателями работы проектной организации, а с результатами оценки его квалификации, прошлых достижений и прогнозирования потенциала его работы. Таким образом, при решении вопроса оплаты труда директора целесообразно придерживаться следующих принципов:
1) платить в соответствии с тем, чего достиг руководитель в сфере своей деятельности, квалификации и др.;
2) отношения собственника с руководителем строить иначе, нежели с обычным наемным персоналом;
3) платить больше, когда дела проектной организации идут лучше, и наоборот;
4) материальное вознаграждение осуществлять в формах, наиболее приемлемых и привлекательных для директора.
Конкретная величина заработка руководителя в современных условиях может быть определена только неформальными методами с учетом вышеизложенных принципов. Попытки ввести формальные измерители, такие, например, как динамика изменения цен на акции фирмы, рентабельность имущества, размер дохода на акцию и другие не имеют успеха по двум причинам. Во-первых, в связи с наличием неконтролируемых директором событий, таких, например, как общее состояние экономики, действия правительства, внезапное изменение рынков инвестиций, труда, изменение международной обстановки, которые могут пересилить любые квалифицированные действия администрации и директора. Во-вторых, в связи с наличием у директора возможности, манипулируя бухгалтерской и финансовой отчетностью, добиться на ограниченном промежутке времени тех показателей, которые удовлетворяют собственника, но на самом деле не приносят пользы для организации.
Целесообразно, чтобы собственник сделал информацию о заработке директора конфиденциальной для других наемных работников.
Среди наиболее привлекательных для директора дополнительных форм оплаты сегодня можно назвать участие в собственности и внутрифирменное социальное страхование. Такие стимулы, включая премию по итогам работы за год, могут достигать половины общего заработка директора. Это позволит приблизить его интересы к интересам собственника.
Примерная форма контракта с директором проектного института приведена в прил. 2.

3. Обязанности директора проектной организации

Общие обязанности директора предприятия регламентированы в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, а также в Законе РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Анализ обязанностей, приведенных в указанных документах, показывает, что для практического использования они недостаточны. Так, из-за неопределенности результатов их выполнения (например, "принимает меры по более эффективному использованию материальных, финансовых и трудовых ресурсов") проконтролировать их не представляется возможным, отдельные обязанности директора дублируют обязанности его заместителей или не требуют для их выполнения квалификации директора, или вовсе не являются обязанностями ("несет ответственность за деятельность филиала").
При определении и изложении обязанностей директора проектной организации были использованы следующие посылки:
на директора возлагаются только те обязанности, которые не могут быть выполнены другими работниками организации;
обязанности должны быть контролируемыми, т. е. при изложении обязанностей необходимо точно указать результат их выполнения (промежуточные результаты могут не приводиться);
использование терминов "улучшает", "обеспечивает", "содействует" и им подобных, не имеющих конкретного содержания, не должно допускаться;
при использовании словосочетаний "принимает участие", "подготавливает данные" и т.п. следует определять степень участия, состав данных и т.п.;
в обязанностях не должно быть данных о трудозатратах и сроках их выполнения;
к обязанностям могут быть отнесены только те действия, которые не могут не выполняться для получения результата (действия, которые носят характер желательных, в обязанности не включаются).
На директора проектной организации рекомендуется возлагать следующие обязанности:
1. Формирование "портфеля заказов" и принятие решений о включении объектов проектирования в тематический план проектной организации.
Это основная обязанность директора в новых условиях хозяйствования, которая позволяет конструктивно согласовывать интересы собственника имущества и трудового коллектива. Эти решения обеспечивают в итоге формирование прибыли как источника удовлетворения основных интересов трудового коллектива и собственника имущества. Рекомендации по выполнению этой обязанности приведены в прил. 3.