(Утративший силу) Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2012 г. N 2227-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу

Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2012 г. N 2227-р

1. Утвердить государственную программу Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
2. Минрегиону России разместить государственную программу Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на своем официальном сайте, а также на портале государственных программ Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2-недельный срок со дня официального опубликования настоящего распоряжения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев
Москва,
30 ноября 2012 г.
N 2227-р

Государственная программа Российской Федерации
"Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"

Паспорт
государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"

Ответственный исполнитель программы
-
Министерство регионального развития Российской Федерации
Соисполнитель программыФедеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой)
Участники программы
-
Министерство финансов Российской ФедерацииГосударственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйстваФедеральный фонд содействия развитию жилищного строительстваОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию"Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся государственными заказчиками федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
Подпрограммы программы
-
подпрограмма 1 "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России";подпрограмма 2 "Создание условий для обеспечения качественными услугами ЖКХ граждан России"подпрограмма 3 "Обеспечение реализации государственной программы"
Программно-целевые инструменты программы
-
федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы;федеральная целевая программа "Чистая вода" на 2011 - 2017 годы;федеральная целевая программа "Жилище" на 2016-2020 годы
Цели программы
-
повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения, в том числе с учетом исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению
Задачи программы
-
вовлечение в оборот земельных участков в целях строительства жилья экономкласса;создание условий для активного участия в жилищном строительстве жилищных некоммерческих объединений граждан и индивидуальных застройщиков;содействие внедрению новых современных, энергоэффективных и ресурсосберегающих технологий в жилищное строительство и производство строительных материалов, используемых в жилищном строительстве;развитие механизмов кредитования жилищного строительства и строительства коммунальной инфраструктуры;повышение доступности ипотечных жилищных кредитов для населения;содействие формированию рынка арендного жилья и развитие некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;переселение граждан из закрытых административно-территориальных образований;расселение аварийного жилищного фонда;выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, обеспечение жильем и предоставление государственной поддержки на приобретение жилья молодым семьям;создание условий для увеличения объема капитального ремонта жилищного фонда для повышения его комфортности и энергоэффективности;повышение эффективности, качества и надежности поставки коммунальных ресурсов, в том числе путем привлечения долгосрочных частных инвестиций;стимулирование рационального потребления коммунальных услуг населением;обеспечение населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами
Целевые индикаторы и показатели программы
-
обеспечение объема ввода жилья в 2015 году до 71 млн. кв. метров общей площади жилья в год, в 2017 году -79 млн. кв. метров общей площади жилья в год, к 2020 году - до 92 млн. кв. метров общей площади жилья в год;достижение доли семей, желающих улучшить свои жилищные условия, обеспеченных доступным и комфортным жильем в 2015 году - 22,5 процентов, в 2017 году - 37 процентов, в 2020 году - 60 процентов;площадь земельных участков, вовлеченных Фондом РЖС в оборот в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства" для жилищного строительства, в том числе строительства жилья экономического класса, включая малоэтажное строительство, из находящихся в федеральной собственности земельных участков - не менее 7,5 тыс. га ежегодно в период 2013-2020 годов;общая площадь земельных участков Фонда РЖС, предоставленных для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства - 4 тыс. га в 2013 году, в период 2014-2020 годов - 5 тыс. га ежегодно;количество разработанных комплектов проектной документации малоэтажных жилых домов с применением энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов - не менее 60 единиц до конца 2015 года, сохранение значения данного показателя к 2018 и 2020 годам;Снижение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке, с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности "строительство" (в процентах к уровню 2012 года) - в 2015 году - 10,6 процентов, в 2018 году - 20 процентов, в 2020 году - 20 процентов;коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупногоденежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) - 2,5 года в 2015 году, 2,1 года в 2017 году, 1,8 года в 2020 году;доля семей, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств до 30 процентов в 2015 году, до 50 процентов к 2018 году, поддержание значения данного показателя на уровне не менее 50 процентов в 2020 году;количество предоставленных ипотечных жилищных кредитов - 714 тыс. штук в 2015 году, 815 тыс. штук в 2018 году, 868 тыс. штук в 2020 году;превышение среднего уровня процентной ставки по ипотечному жилищному кредиту (в рублях) над индексом потребительских цен в 2015 году до уровня не более 3,6 процентных пунктов, к 2018 году - до уровня не более 2,2 процентных пунктов, к 2020 году - до уровня не более 2,2 процентных пунктов;доля ввода жилья в арендных многоквартирных домах от общей площади ввода жилья в многоквартирных домах - 7,4 процентов до конца 2015 года, 8,8 процентов - до конца 2017 года, 10 процентов к 2020 году;доля семей, обеспеченных жильем, от количества семей в ЗАТО, состоявших на учете по улучшению жилищных условий по состоянию на 2011 год - по 1,23 процента ежегодно;переселение граждан из аварийного жилищного фонда - 714,0 тыс. человек в период 2013-2015 годов, 301,9 тыс. человек в 2016-2020 годах;количество семей граждан, улучшивших жилищные условия, из числа отдельных установленных категорий- 201,99 тыс. семей в период 2013-2015 годов, 120,94 тыс. семей в период 2016-2017 годов, 253,6 тыс. семей в период 2018-2020 годов;доля общей площади капитально отремонтированных многоквартирных домов в общей площади многоквартирных домов, построенных до 2000 года 2015 год - 3,6 процента; 2017 год - 6,2 процента; 2020 год -11,6 процентов;улучшение жилищных условий на основе программы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в период 2013-2015 годов для 2,94 млн. человек, в период 2016-2020 годов - для 13,08 млн. человек;доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в семейном доходе - не более 12 процентов в 2015 году; не более 11 процентов в период 2017 -2020 годов;доля заемных средств в общем объеме капитальных вложений в системы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - 16,5 процентов в 2015 году, 30 процентов к 2018 году, сохранение значения данного показателя к 2020 году на уровне 30 процентов;темп изменения объема потребления холодной и горячей воды населением и бюджетофинансируемыми организациями по сравнению с предшествующим годом - снижение на 10,2 процента в период 2013-2015 годов, снижение на 6,5 процентов в период 2016-2017 годов; снижение на 6,5 процентов в период 2018-2020 годах;снижение удельного веса проб воды, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, - 15,2 процента в 2015 году, 14,4 процента в 2017 году, 13,6 процента в 2020 году
Этапы и сроки реализации программы
-
срок реализации: 2013 - 2020 годыЭтап 1: 2013-2015 годыЭтап 2: 2016-2017 годыЭтап 3: 2018-2020 годы
Объемы бюджетных ассигнований программы
-
общий объем финансирования Государственной программы в 2013 - 2020 годах составит:за счет всех источников финансирования - 2 415 238 978,1 тыс. рублейв том числе:за счет средств федерального бюджета - 558 228 678,4 тыс. рублей;за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - 643 835 409,2 тыс. рублей;за счет внебюджетных источников - 1 213 174 890,5 тыс. рублей
Ожидаемые результаты реализации программы
-
достижение средней обеспеченности общей площадью жилья на уровне 25 - 27 кв. м на человека в 2015 году и 28 - 35 кв. м - к 2020 году;достижение такого уровня расселения в жилых помещениях, при котором среднее количество комнат в фактически занятых жилых помещениях будет соответствовать среднему количеству лиц, проживающих в таких помещениях;формирование рынка арендного жилищного фонда и развитие некоммерческого арендного жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень дохода;снижение средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке, с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности "строительство" (в процентах к уровню 2012 года) на 20 процентов к 2018 году;увеличение доли граждан, имеющих возможность с помощью собственных и заемных средств приобрести или снять необходимое жилье на рынке, построить индивидуальное жилье;достижение уровня соответствия жилищного фонда современным условиям энергоэффективности, экологическим требованиям, а также потребностям отдельных групп граждан (многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и т.д.);повышение удовлетворенности населения Российской Федерации уровнем жилищно-коммунального обслуживания;снижение уровня потерь при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов до уровня стандартов Европейского Союза.

1. Общая характеристика текущего состояния жилищной и жилищно-коммунальной сфер

Объем жилищного фонда в Российской Федерации по состоянию на 2011 год составляет 3,2 млрд. кв. метров Количество жилых единиц (квартир и индивидуальных жилых домов) составляет 60,8 млн.
Большая часть жилищного фонда находится в частной собственности, доля которого за последние 20 лет увеличилась в два раза и составила в 2011 г. около 86 процентов жилищного фонда Российской Федерации. Жилищная обеспеченность составляет 425 единиц на 1000 человек, что близко к среднеевропейскому уровню. В то же время средняя обеспеченность населения площадью жилья пока составляет 23,0 кв. метров на человека, что приблизительно в 2 раза меньше, чем в среднем в странах Европейского Союза.
С 2004 года начался современный этап государственной жилищной политики, направленной на повышение доступности жилья для населения. Был принят пакет федеральных законов, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации, которые сформировали законодательную базу для проведения институциональных изменений в жилищной сфере.
Новые направления государственной жилищной политики нашли отражение в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", реализация которого началась в 2006 году. Основными инструментами реализации приоритетного национального проекта стали федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы и федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы. Кроме того, различные программы в жилищной сфере реализуются государственными институтами развития, в том числе ОАО "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - ОАО "АИЖК"), Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд "РЖС"), Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ).
Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных барьеров. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора. Кардинально изменилась ситуация с предоставлением земельных участков для жилищного строительства. Если в IV квартале 2005 года после установления законодательного требования о предоставлении земельных участков для жилищного строительства на открытых аукционах лишь 10 процентов земельных участков было предоставлено на аукционах, то в IV квартале 2009 года на аукционах было предоставлено 82 процента земельных участков (без учета земельных участков для индивидуального жилищного строительства).
Для обеспечения содействия развитию жилищного и иного строительства, иному развитию территорий, развитию объектов инфраструктуры на основании Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" был создан Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства.
За время работы Фонда "РЖС" общая площадь земельных участков, вовлеченных в оборот в 67 субъектах Российской Федерации составила 19,5 тыс. га, из которых площадь земельных участков, переданных для формирования имущества Фонда "РЖС" - 11,1 тыс. га, площадь земельных участков, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти 54 субъектов Российской Федерации - 8,3 тыс. га. Общая площадь земельных участков, предоставленных Фондом "РЖС" для целей жилищного строительства, в том числе комплексного освоения в целях жилищного строительства в 26 субъектах Российской Федерации составила 4,9 тыс. га, предоставленных Фондом "РЖС" для размещения предприятий по производству строительных материалов, изделий и конструкций для целей жилищного строительства в 12 субъектах Российской Федерации - 0,31 тыс. га.
Общая площадь проектируемого и строящегося жилья на земельных участках Фонда "РЖС" составила 12,3 млн. кв. метров, в том числе малоэтажного жилья 5,79 млн. кв. метров Доля жилья экономического класса в общей площади строящегося на участках Фонда "РЖС" жилья составила 68 процентов".
Достижение указанных показателей свидетельствует о том, что в Фонде "РЖС" создан устойчивый механизм:
- вовлечения в оборот земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
- предоставления земельных участков Фонда "РЖС" на аукционах для целей жилищного строительства, в том числе комплексного освоения в целях жилищного строительства, а также для строительства объектов по производству строительных материалов, изделий, конструкций и иного развития территории;
- мониторинга освоения земельных участков Фонда "РЖС", предоставленных на аукционах и контроля выполнения условий договоров аренды победителями аукционов, проводимых Фондом "РЖС";
- содействия в подключении объектов капитального строительства, возводимых на земельных участках Фонда "РЖС", к инженерной инфраструктуре;
- содействия развитию промышленности строительных материалов и технологий, а также моно- и многоотраслевых кластеров;
- содействия разработке проектной документации малоэтажных жилых домов и документации по планировке территории.
Удалось обеспечить законодательные и экономические условия для ускоренного развития ипотечного жилищного кредитования. Существенную роль в развитии ипотечного жилищного кредитования в регионах России сыграл государственный институт развития - ОАО "АИЖК". Благодаря его деятельности средние и мелкие региональные банки получили доступ к долгосрочным финансовым ресурсам, что позволило повысить конкуренцию между банками и доступность кредитов для населения.
В 2011 году около 18 процентов всех сделок на рынке жилья совершалось с использованием ипотечных кредитов (в 2005 году - 3,6 процента, в 2006 году - 8,6 процента), по итогам трех кварталов 2012 года доля ипотеки в сделках с жильем превысила 20 процентов.
Динамика процентных ставок в России определялась в основном внешними факторами. По итогам 2008 года средневзвешенная ставка ипотечным кредитам, выданным в рублях, составляла 12,9 процентов. В 2009 году, под действием мирового финансового кризиса она резко выросла и составила 14,3 процентов. В 2010-2011 году рынок активно восстанавливался - по итогам 2011 года ставка по выданным ипотечным кредитам опустилась до уровня 11,9 процентов, а объем выдаваемых ипотечных кредитов превысил докризисный уровень, и составил 716,9 млрд. рублей.
В 2012 году основные игроки ипотечного рынка были вынуждены повышать ставки по своим программам - и на 1 октября 2012 г. средневзвешенная ставка по ипотечным кредитам в рублях выросла до 12,2 процентов, а по прогнозам по итогам года она может составить 12,5 процентов. В то же время, минимальные процентные ставки по ипотечным кредитам, выдаваемым по стандартам ОАО "АИЖК", составляют в настоящий момент 8,3 процента годовых на вторичном рынке, и 7,9 процентов на первичном рынке жилья. Кроме того, действуют дополнительные вычеты для отдельных категорий граждан (владельцы материнского (семейного) капитала, участники госпрограмм).
Индекс цен на рынке жилья, рассчитываемый Росстатом в отношении жилых единиц с неизменными характеристиками, в 2009 году составил на первичном рынке 92,4 процента, на вторичном - 89 процентов (IV квартал 2009 г. к IV кварталу 2008 г.), а в 2010 году - 100,3 процента и 102,7 процента соответственно. В IV квартале 2011 года цена в расчете на 1 кв. м общей площади составила 43,7 тыс. рублей на первичном рынке жилья и 48,2 тыс. рублей - на вторичном рынке.
Федеральный бюджет направляет значительные объемы средств на обеспечение жильем граждан, перед которыми в соответствии с законодательством есть обязательства Российской Федерации, или в рамках специальных федеральных программ, мероприятий, реализуемых на условиях софинансирования с региональными (местными) бюджетами или за счет средств субвенций федерального бюджета субъектам Российской Федерации.
Механизм обеспечения жильем военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы (службы) и приравненных к ним лиц, а также ряда других категорий граждан реализовывался в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002-2010 годы. В рамках указанной подпрограммы за период с 2006 по 2010 год были обеспечены жильем 103393 семьи, что составляет 20,2 процента общей потребности, или 92 процента планового количества.
В настоящее время основным инструментом содействия из средств федерального бюджета молодым семьям в обеспечении жильем является подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы. В течение 2006-2009 годов в рамках подпрограммы, в том числе с использованием ипотечных жилищных кредитов и займов, средств региональных и местных бюджетов, улучшили жилищные условия более 130 тыс. молодых семей. Соответствующая подпрограмма ФЦП "Жилище" на 2011-2015 годы предусматривает обеспечение жильем еще 172 тыс. молодых семей. Однако уже сегодня количество молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание стать участниками подпрограммы, составляет более 217 тыс. (по состоянию на 1 января 2010 года), интерес к подпрограмме с каждым годом растет. При этом всего по состоянию на конец 2009 года состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях около 400 тыс. молодых семей. Таким образом, существующие механизмы реализации подпрограммы обеспечивают доступ к мерам государственной поддержки лишь небольшой части молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Важной проблемой является предоставление жилья в социальный наем малоимущим гражданам. Обязательства по предоставлению жилья социального использования, по состоянию на конец 2010 года имеются перед 2,8 млн. семей. Основной проблемой в этой сфере является отсутствие финансовых возможностей у муниципалитетов по строительству и приобретению жилья для предоставления в социальный наем.
Реформирование жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации прошло несколько важных этапов, в ходе которых были в целом выполнены задачи реформы оплаты жилья и коммунальных услуг, создания системы адресной социальной поддержки граждан, совершенствования системы управления многоквартирными жилыми домами, финансового оздоровления организаций жилищно-коммунального комплекса, развития в жилищно-коммунальной сфере конкурентных рыночных отношений и привлечения частного сектора к управлению объектами коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда.
Принятие федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон о Фонде ЖКХ) позволило обеспечить масштабное проведение капитального ремонта многоквартирных домов, а также переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Программы государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее Фонд ЖКХ) являются в настоящее время основным механизмом, обеспечивающим капитальный ремонт общего имущества жилищного фонда и переселение граждан из аварийного жилья. В 2008-2012 годах с использованием средств Фонда ЖКХ обеспечено проведение капитального ремонта 134 965 многоквартирных домов общей площадью 401,2 млн. кв. метров, что позволило улучшить условия проживания 17,4 млн. человек. На ликвидацию 5,1 млн. кв. метров аварийного фонда направлено 159,4 млрд. рублей, в том числе за счет средств Фонда ЖКХ - 107,9 млрд. рублей. Обеспечено переселение 343,6 тыс. человек из 20 540 аварийных домов.
Тем не менее, конечные цели реформы - обеспечение нормативного качества жилищно-коммунальных услуг и нормативной надежности систем коммунальной инфраструктуры, повышение энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизация затрат на производство коммунальных ресурсов и затрат по эксплуатации жилищного фонда - на сегодняшний день не достигнуты.
Объекты коммунальной инфраструктуры, находятся в изношенном состоянии. Удельный вес тепловых сетей, нуждающихся в замене составил 26,6 процентов, водопроводных и канализационных сетей - 42,3 процента и 39,2 процента, соответственно.
В результате накопленного износа растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов.
Расход энергетических ресурсов в  российских коммунальных предприятиях на 25 - 30 процентов, а  иногда и до 50 процентов выше, чем в европейских.
На 1 января 2012 года в капитальном ремонте нуждалось 11,3 процента от общего количества многоквартирных домов. Особенно низок уровень благоустройства в малых городах и сельских поселениях, на долю которых приходится половина площадей многоквартирных домов. При этом даже достигнутые объемы работ по капитальному ремонту жилищного фонда лишь в минимальной степени обеспечены взносами собственников жилых помещений. Отсутствуют кредитные схемы финансирования капитального ремонта, практика осуществления сторонними инвесторами ресурсосберегающих мероприятий в многоквартирных домах, применения энергосервисных контрактов.
Таким образом, анализ современного состояния в жилищной и жилищно-коммунальной сферах показывает, что:
реально преимуществами рынка жилья для улучшения жилищных условий пока могут воспользоваться лишь незначительная часть семей с наиболее высокими доходами;
практически вне рамок государственной жилищной политики остались группы населения, доходы которых не позволяют им улучшать жилищные условия на рынке, особенно те из них, которые нуждаются в предоставлении социального жилья;
рынок жилищного строительства отличается высокой степенью зависимости от административных органов, низким уровнем развития конкуренции, высокими административными барьерами, высокими рисками и низкой прозрачностью для инвестирования и кредитования и ориентирован на устаревшие технологии и проектные решения;
государство, как "оптовый заказчик" на рынке жилищного строительства, не использует возможность влияния на данный рынок для внедрения новых технологий, новых проектных решений и снижения цен на рынке жилья. Отсутствие единой ценовой политики приобретения или строительства жилья для удовлетворения государственного спроса, координации такого спроса в различных регионах и муниципалитетах страны приводит к неэффективному расходованию бюджетных средств;
система градорегулирования и землепользования, которая является основой для развития жилищного строительства, остается источником "административной ренты" и не обеспечивает формирования ни комфортной среды для проживания и жизнедеятельности, ни прозрачной правовой системы для инвесторов;