(Действующий) Инструкция по учету сейсмических воздействий при проектировании горных...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Инструкция по учету сейсмических воздействий при проектировании горных транспортных тоннелейВСН 193-81(утв. приказом Главного технического управления Министерства транспортного строительства СССР от 1 октября 1981 г. N 54)

Срок введения в действие 15 января 1982 г.
Введен впервые

Предисловие

Увеличение объемов транспортного строительства и в том числе сооружение горных тоннелей для освоения новых промышленных районов в зонах высокой сейсмичности требует проектирования надежных конструкций, работающих без потери несущей способности в условиях возможных землетрясений.
В соответствии с приказами Минтрансстроя и программой работ Госкомнауки на 1976 - 1980 гг. по решению научно-технической проблемы 0.54.10, связанной с разработкой новых прогрессивных конструкций, обеспечивающих высокое качество строительства БАМ в сложных инженерно-геологических условиях, ЦНИИСом совместно с рядом организаций впервые разработана настоящая Инструкция по учету сейсмических воздействий при проектировании горных транспортных тоннелей.
В Инструкции регламентируются вопросы обоснования балльности строительных площадок тоннелей, учета ответственности тоннельных сооружений, рассматриваются особенности инженерных изысканий для сейсмостойкого строительства тоннелей, даются рекомендации по конструктивным решениям и методикам расчета тоннелей на сейсмические воздействия и другие вопросы.
Инструкцию составили канд. техн. наук И.Я. Дорман (ЦНИИС) - руково-
дитель работы, разделы 1, 2, 3, 9, 10, приложения 1, 4, 5; доктор
техн. наук Н.Н. Фотиева (ТулПИ) - раздел 4, приложения 3, 5, 6, 7; доктор
техн. наук, проф. Н.С. Булычев (ТулПИ) - раздел 5, приложение 8; инженеры
А.В. Чернышев (Главтранспроект) и В.И. Медейко (Ленметрогипротранс) -
опытное проектирование, внедрение положений Инструкции в практику проек-
тирования тоннелей БАМ; член-корр. АН УзССР Т.Р. Рашидов, кандидаты
техн. наук А.А. Ишанходжаев, Я.Н. Мубараков, Т.К. Абдуллаев,
Г.И. Оганесов, инженер Ш. Юлдашев (ИМиСС АН УзССР) - раздел 7, пп. 10.1;
2.7, приложение 9; член-корр. АН ГССР Ш.Г. Напетваридзе, инж.
Г.В. Хомерики (ИСМиС АН ГССР) - приложение 2; кандидаты техн. наук
В.Е. Меркин, Д.И. Колин (ЦНИИС) - раздел 6; инж. В.Г. Соболев (Ленметро-
гипротранс) - раздел 8; канд. техн. наук А.К. Казимов, инж. В.В. Свитин
                 ┌───────────────┐
(ЛИИЖТ), проф. │Г.Н. Карцивадзе│, канд. техн. наук Ж.Б. Метревели
└───────────────┘
(ГПИ им. В.И. Ленина) - проведение модельных исследований для обоснования
ряда положений разделов 8, 9.
Научное редактирование Инструкции осуществлено Н.С. Булычевым, И.Я. Дорманом и Н.Н. Фотиевой.
Зам. директора
института
Г.Д. Хасхачих
Зав. отделением тоннелей
и метрополитенов
Л.С. Афендиков

1. Основные положения

1.1. Настоящая Инструкция разработана в развитие глав СНиП по строительству в сейсмических районах и проектированию железнодорожных и автодорожных тоннелей.
1.2. Инструкция предназначена для проектирования тоннельных конструкций и устанавливает специальные требования к проектированию, обеспечивающие сейсмостойкость элементов обделок, порталов, подпорных стенок и других конструкций при землетрясениях расчетной балльности.
1.3. Проекты тоннельных сооружений следует разрабатывать исходя из расчетной сейсмичности тоннельных конструкций, устанавливаемой по табл. 1.
1.4. Сейсмичность района или пункта строительства следует определять по указаниям главы СНиП по строительству в сейсмических районах.
1.5. Уточнение сейсмичности площадки строительства в зависимости от местных инженерно-геологических условий проводится на основании карт сейсмического микрорайонирования или микрорайонирования, проводимого с помощью инструментальных наблюдений. Результаты сейсмического микрорайонирования должны являться составной частью задания на проектирование.
1.6. Для микрорайонирования заглубленных участком тоннельного перехода в инженерно-геологической характеристике грунтов по трассе тоннеля, определяемой в процессе изысканий, дополнительно к требованиям действующих инструкций по инженерно-геологическим изысканиям должны быть отражены следующие данные:
а) мощность напластований грунтов, окружающих тоннель, и коренных грунтов, а также их сейсмическая жесткость (произведение скорости распространения сейсмических волн на плотность);
б) статистические характеристики колебаний массива (скорость распространения сейсмических волн, преобладающий период, ожидаемая амплитуда);
в) наличие и характеристика тектонических нарушений в районе строительства;
г) активность и направленность тектонических движений;
д) крутизна и устойчивость склонов, косогоров и возможность возникновения в них оползневых явлений.
Таблица 1
Конструкции
Расчетная сейсмичность тоннельных конструкций при сейсмичности площадки строительства, баллы
6
7
8
9
1. Тоннели длиной свыше 500 м на железных дорогах I-й и II-й категорий, а также особо ответственные тоннели и тоннельные сооружения
7
8
9
9
2. Тоннели длиной 500 м и менее на железных дорогах I-й и II-й категорий и свыше 500 м на остальных дорогах, а также ответственные тоннельные сооружения (стволы шахт, подходные выработки, используемые для тоннелей и тоннельных сооружений)
-
7
8
9
3. Портальные подпорные стены и тоннельные сооружения, расположенные вне трассы (штольни и т.п.), разрушение которых при повышенной балльности не отразится на целостности сооружений по пп. 1 и 2 данной табл.
-
-
7
8
Примечания. 1. Понятие "площадка строительства" означает: для припортальных участков - местоположение порталов, для тоннеля - породный массив по трассе тоннельного перехода.
2. Расчетную сейсмичность конструкций тоннелей допускается уточнять по согласованию с утверждающей проект инстанцией на основании специальных исследований и сравнения стоимости вариантов с учетом возможных последствий землетрясений.
1.7. Порядок проведения сейсмического микрорайонирования определяется в соответствии со специальной инструкцией по сейсмомикрорайонированию.
1.8. При проектировании тоннелей протяженностью 500 и более метров, расположенных в районах, сейсмичность которых превышает 9 баллов, следует разрабатывать дополнительные антисейсмические мероприятия, для чего целесообразно привлекать специализированные проектные и научно-исследовательские организации.
1.9. В проектах тоннелей для районов сейсмичностью 8 баллов и более следует предусматривать установку сейсмометрической аппаратуры, а также устройство помещений инженерно-сейсмометрических станций и смотровых приспособлений для регистрации колебаний элементов обделки и окружающего массива.

2. Размещение тоннелей и конструктивные антисейсмические мероприятия

2.1. При выборе трассы тоннельного перехода следует отдавать предпочтение вариантам, предусматривающим заложение тоннелей в однородных по сейсмической жесткости грунтах, избегать участков повышенной трещиноватости, с резким изменением топографии над тоннелем, зон тектонических разломов, часто приуроченных к перевальным седловинам, а также склонов, особенно сложенных слабыми и несцементированными грунтами.
2.2. При прочих равных условиях следует отдавать предпочтение вариантам с более глубоким заложением тоннелей.
2.3. При проектировании тоннельных конструкций следует предусматривать конструктивные антисейсмические мероприятия в соответствии с общими принципами обеспечения сейсмостойкости, изложенными в строительных нормах и правилах по проектированию сооружений для сейсмических районов.