(Действующий) ГОСТ Р 54933-2012 Шум . Методы расчета уровней внешнего шума,...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
ГОСТ 17187-2010 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования
ГОСТ 20444-85 Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики
ГОСТ 23337-78 Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий
ГОСТ 31295.2-2005 (ИСО 9613-2:1996) Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета
ГОСТ 31296.1-2005 (ИСО 1996-1:2003) Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки
ГОСТ 31296.2-2006 (ИСО 1996-2:2007) Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 2. Определение уровней звукового давления
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения по ГОСТ Р 54931, ГОСТ 31295.2, ГОСТ 31296.1, ГОСТ Р 53187.

4 Общие положения

4.1 Определение шумовых характеристик потоков железнодорожного транспорта проводят с целью получения исходных данных для расчета шума, создаваемого железнодорожным транспортом на примагистральных территориях.
Шумовыми характеристиками потоков железнодорожного транспорта являются:
- часовой эквивалентный ;
- эквивалентный за время оценки ;
- максимальный ;
- максимальный за время оценки ;
- уровни звука ;
- часовые эквивалентные ;
- эквивалентные за время оценки уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами от 63 до 8000 Гц, определяемые в соответствии с ГОСТ 20444 на расстоянии 25 м от оси ближнего магистрального железнодорожного пути на высоте 1,5 м от поверхности земли.
4.2 Шумовые характеристики отдельных поездов определяются в зависимости от категории и длины поезда, скорости и интенсивности движения.
В расчет принимают коррекции на тип пути, прохождение кривых участков пути и стрелок, тип тормозов, характер движения (торможение и ускорение), прохождение железнодорожных мостов. При определении максимальных значений шумовых характеристик учитывают звуковые сигналы, подаваемые поездами на рассматриваемом участке пути.
4.3 Расчет шума на примагистральной территории выполняют с целью оценки шума на селитебной территории в соответствии с [1], определения санитарных разрывов для железнодорожных магистралей в соответствии с [2], составления оперативных шумовых карт по ГОСТ Р 53187 и разработки шумозащитных мероприятий.
Расчет шума проводят исходя из шумовых характеристик потоков железнодорожного транспорта с учетом снижения шума на пути распространения, в том числе за счет геометрической дивергенции, поглощения звука атмосферой, поверхностью грунта, ограничения угла видимости, затухания звука в жилой застройке, влияния экранирующих сооружений и зеленых насаждений, отражения звука от зданий.
4.4 Если вблизи железнодорожных путей находятся другие источники шума, уровни создаваемого ими шума рассчитывают в соответствии с ГОСТ 31295.2 и учитывают как фоновые уровни воздействия. Уровень суммарного шума в расчетной точке при этом определяют путем энергетического суммирования уровней шума источников с учетом коррекций по ГОСТ Р 53187 на происхождение и характер источника шума.
4.5 Результатами расчета являются значения оцениваемых в расчетных точках параметров шума, которые определяют по ГОСТ 31295.2 для источников фонового шума и настоящему стандарту для потоков железнодорожного транспорта с учетом расширенной неопределенности, оцениваемой в соответствии с руководством по выражению неопределенности измерений [3], и принятой доверительной вероятности.

5 Категории поездов, принимаемые в расчет

Выделяют четыре категории поездов в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1 - Классификация поездов
КатегорияТип поездаМаксимальная расчетная скорость, км/ч
1Пассажирский поезд с локомотивной тягой200
2Грузовой поезд90
3Электропоезд160
4Высокоскоростной поезд250

6 Расчет шумовых характеристик потоков железнодорожного транспорта в зависимости от категории поездов, их длины, скорости и интенсивности движения

6.1 Расчет эквивалентного уровня звука
Эквивалентный уровень звука , создаваемый отдельными поездами -й категории на расстоянии 25 м от оси ближнего магистрального железнодорожного пути, рассчитывают по формулам:
- для пассажирских поездов (категория 1)
288 × 51 пикс.     Открыть в новом окне
;  (1)
- для грузовых поездов (категория 2)
281 × 51 пикс.     Открыть в новом окне
; (2)
- для электропоездов (категория 3)
280 × 51 пикс.     Открыть в новом окне
;   (3)
- для высокоскоростных поездов (категория 4)
287 × 51 пикс.     Открыть в новом окне
,  (4)
где - скорость движения поезда -й категории, км/ч;
   -- длина поезда -й категории, м;
 
1, 2, 3, 4.
Примечания
1 Формулы (1)-(4) получены по расчетам линейной регрессии для результатов измерений шума при прохождении 56 пассажирских поездов длиной от 175 м до 500 м, 59 грузовых поездов длиной от 506 м до 1188 м, 139 электропоездов длиной от 176 м до 264 м и 37 высокоскоростных поездов длиной 250 м. Коэффициент корреляции, показывающий меру линейной зависимости между значениями и
269 × 29 пикс.     Открыть в новом окне
, ( - указанное выше число испытанных поездов -й категории), составил для пассажирских поездов 0,78, для грузовых поездов 0,74, для электропоездов 0,71, для высокоскоростных поездов 0,98. Зависимость от длины поезда получена аналитически для модели поезда в виде линейного источника длиной с равномерным распределением вдоль синфазных точечных источников одинаковой производительности.
2 Звуковые сигналы применяют на железнодорожном транспорте только в случае необходимости предотвращения аварийной ситуации, поэтому учитывать данный источник для расчета эквивалентного уровня звука нецелесообразно.
Для учета характера пути и движения поезда с переменной скоростью к рассчитанным по формулам (1)-(4) значениям прибавляют следующие коррекции:
- коррекция на тип пути, наличие стыков и стрелок по 7.1, дБА;
- коррекция при наличии кривых участков пути по 7.2, дБА;