(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 17007-2011"Оценка...

Докипедия убедительно просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Вы только попробуйте! Технология, автоматически генерируемых обратных ссылок на источник информации, доставит удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Нижеприведенный ссылочный документ необходим для использования настоящего стандарта. Для датированных ссылок применимо только цитируемое издание стандарта. Для недатированных ссылок применимо последнее издание ссылочного стандарта (включая любые поправки).
ИСО/МЭК 17000:2004 Оценка соответствия. Словарь и общие принципы (ISOIEC 17000:2004, Conformity assessment - Vocabulary and general principles).

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяются термины и определения, содержащиеся в ИСО/МЭК 17000:2004, а также приведенные ниже. Для удобства пользования настоящим стандартом ниже повторно приводятся следующие определения.
3.1 система оценки соответствия (conformity assessment system): Правила, процедуры и менеджмент, используемые для выполнения оценки соответствия.
Примечание - Системы оценки соответствия могут действовать на международном, региональном, национальном или поднациональном уровне. [ИСО/МЭК 17000:2004, 2.7]
3.2 схема оценки соответствия (conformity assessment scheme) программа оценки соответствия (conformity assessment program): Система оценки соответствия, относящаяся к определенным объектам оценки соответствия, к которым применяются одни и те же заданные требования, определенные правила и процедуры.
Примечание - Схемы оценки соответствия могут действовать на международном, региональном, национальном или поднациональном уровне. [ИСО/МЭК 17000:2004, 2.8]
3.3 объект оценки соответствия (object of conformity assessment): Конкретный материал, продукция (включая услуги), установка, процесс, система, лицо или орган, к которым применима оценка соответствия.
Примечание - Адаптированное определение, взятое из ИСО/МЭК 17000:2004, 2.1, примечание 2.
3.4 заданное требование (specified requirement): Заявленная потребность или ожидание.
Примечание - Заданные требования могут быть установлены нормативными документами, такими как регламенты, стандарты и технические условия. [ИСО/МЭК 17000:2004, 3.1]
3.5 инспекционный контроль (surveillance): Систематическое наблюдение за деятельностью по оценке соответствия как основы поддержания правомерности заявления о соответствии.
[ИСО/МЭК 17000:2004, 6.1]

4 Принципы

4.1 Общие положения

В основе методических указаний, содержащихся в настоящем стандарте, лежат нижеследующие принципы. Настоящий стандарт не дает конкретных методических указаний по всем возникающим ситуациям.
Вместе с тем, нижеприведенные принципы могут содержать методические указания для таких ситуаций:
- принцип 1 - отделение заданных требований к объекту оценки соответствия от заданных требований к деятельности по оценке соответствия (см. 4.2);
- принцип 2 - нейтральность в отношении сторон, осуществляющих деятельность по оценке соответствия (см. 4.3);
- принцип 3 - функциональный подход к оценке соответствия (см. 4.4);
- принцип 4 - сопоставимость результатов оценки соответствия (см. 4.5);
- принцип 5 - передовые методы в области оценки соответствия (см. 4.6).
Принципы 1 и 2 изначально направлены на подготовку нормативных документов, содержащих технические требования к объектам оценки соответствия (раздел 5 содержит более полную информацию). Принцип 3 направлен на подготовку отдельных нормативных документов, содержащих технические требования к структуре и функционированию систем оценки соответствия. Вместе с тем, функциональный подход может оказывать содействие разработчикам нормативных документов на характеристики объектов оценки соответствия в плане заблаговременного определения и формулировки требований, которые могут быть использованы в последующих видах деятельности по оценке соответствия.

4.2 Принцип 1 - отделение заданных требований к объекту оценки соответствия от заданных требований к деятельности по оценке соответствия

Нормативные документы, содержащие заданные требования к объектам оценки соответствия, т. е. характеристики объекта оценки соответствия, не должны содержать положений, связанных с деятельностью по оценке соответствия, за исключением положений по отбору образцов и методов проведения испытаний заданных характеристик. Нормативные документы, устанавливающие требования к деятельности по оценке соответствия, разрабатываются отдельно.
Примерами положений по оценке соответствия, которые не должны содержаться в таких нормативных документах на объекты оценки соответствия, являются требования или рекомендации, касающиеся:
- применяемых конкретных систем или схем оценки соответствия;
- того, кто должен осуществлять деятельность по оценке соответствия, то есть первая, вторая или третья сторона;
- вида привлекаемого органа по оценке соответствия (например, испытательная лаборатория, инспекционный орган) или
- конкретных указаний соответствия, например знаки соответствия.
Преимущества отделения заданных требований к объекту оценки соответствия от заданных требований к деятельности по оценке соответствия включают в себя:
a) более строгое рассмотрение характеристик объекта и аспектов оценки соответствия в своем собственном контексте;
b) более широкое использование нормативного документа, распространяющегося на объект, сторонами, не занимающимися оценкой соответствия;
c) более легкие способы указания ссылки на заданные характеристики объекта и/или требования в области оценки соответствия органами власти, такими как регулирующие органы.

4.3 Принцип 2 - нейтральность в отношении сторон, осуществляющих деятельность по оценке соответствия

Нормативные документы, содержащие требования к объектам оценки соответствия, должны быть изложены таким образом, чтобы соответствие объектов требованиям могло быть оценено любой заинтересованной стороной. Заинтересованными сторонами могут быть:
- производитель или поставщик объекта (первая сторона);
- пользователь или покупатель объекта (вторая сторона);
- независимый орган (третья сторона).
Примечание - Пользователи нормативных документов, содержащих требования к объектам оценки соответствия, вправе выбирать приемлемые стороны. Ниже приводятся такие примеры:
- регулирующие органы, регламентирующие использование декларации о соответствии, выданные поставщиком как первой стороной;
- закупочные организации, устанавливающие конкретные критерии приемки и проводящие испытания закупленной продукции в своих собственных лабораториях (вторая сторона);
- регулирующие органы, требующие проведения сертификации продукции признанным независимым органом (третья сторона) до поставки продукции на рынок;
- закупочные организации или регулирующие органы, требующие проведения сертификации систем менеджмента качества поставщика в качестве предварительного условия поставки продукции или оказания услуг.

4.4 Принцип 3 - функциональный подход к оценке соответствия

Более полная информация, касающаяся принципа 3, изложена в разделе 6.
В соответствии с принципом 3, нормативные документы, содержащие требования к деятельности по оценке соответствия, должны учитывать "функциональный подход к оценке соответствия", включающий в себя следующие функции:
- отбор;
- определение параметров;