(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО/МЭК 17007-2011"Оценка...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
_____________________________
* Введение к международному стандарту ИСО/МЭК 17007:2009 "Оценка соответствия. Методические указания по разработке нормативных документов, предназначенных для применения при оценке соответствия".

1 Область применения

Настоящий стандарт содержит принципы и методические указания по разработке нормативных документов*, включающих в себя:
- заданные требования, которым должны отвечать объекты оценки соответствия;
- заданные требования к системам оценки соответствия, которые могут быть использованы для определения того, отвечает ли объект оценки соответствия заданным требованиям.
Настоящий стандарт предназначен для разработчиков стандартов, не использующих Директивы ИСО/МЭК, промышленных ассоциаций и объединений, покупателей, регулирующих органов, потребительских и неправительственных групп, органов по аккредитации, органов по оценке соответствия, владельцев программ оценки соответствия и других заинтересованных сторон, например страховых компаний.

2 Нормативные ссылки

Нижеприведенный ссылочный документ необходим для использования настоящего стандарта. Для датированных ссылок применимо только цитируемое издание стандарта. Для недатированных ссылок применимо последнее издание ссылочного стандарта (включая любые поправки).
ИСО/МЭК 17000:2004 Оценка соответствия. Словарь и общие принципы (ISOIEC 17000:2004, Conformity assessment - Vocabulary and general principles).

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяются термины и определения, содержащиеся в ИСО/МЭК 17000:2004, а также приведенные ниже. Для удобства пользования настоящим стандартом ниже повторно приводятся следующие определения.
3.1 система оценки соответствия (conformity assessment system): Правила, процедуры и менеджмент, используемые для выполнения оценки соответствия.
Примечание - Системы оценки соответствия могут действовать на международном, региональном, национальном или поднациональном уровне. [ИСО/МЭК 17000:2004, 2.7]
3.2 схема оценки соответствия (conformity assessment scheme) программа оценки соответствия (conformity assessment program): Система оценки соответствия, относящаяся к определенным объектам оценки соответствия, к которым применяются одни и те же заданные требования, определенные правила и процедуры.
Примечание - Схемы оценки соответствия могут действовать на международном, региональном, национальном или поднациональном уровне. [ИСО/МЭК 17000:2004, 2.8]
3.3 объект оценки соответствия (object of conformity assessment): Конкретный материал, продукция (включая услуги), установка, процесс, система, лицо или орган, к которым применима оценка соответствия.
Примечание - Адаптированное определение, взятое из ИСО/МЭК 17000:2004, 2.1, примечание 2.
3.4 заданное требование (specified requirement): Заявленная потребность или ожидание.
Примечание - Заданные требования могут быть установлены нормативными документами, такими как регламенты, стандарты и технические условия. [ИСО/МЭК 17000:2004, 3.1]
3.5 инспекционный контроль (surveillance): Систематическое наблюдение за деятельностью по оценке соответствия как основы поддержания правомерности заявления о соответствии.
[ИСО/МЭК 17000:2004, 6.1]

4 Принципы

4.1 Общие положения

В основе методических указаний, содержащихся в настоящем стандарте, лежат нижеследующие принципы. Настоящий стандарт не дает конкретных методических указаний по всем возникающим ситуациям.
Вместе с тем, нижеприведенные принципы могут содержать методические указания для таких ситуаций:
- принцип 1 - отделение заданных требований к объекту оценки соответствия от заданных требований к деятельности по оценке соответствия (см. 4.2);
- принцип 2 - нейтральность в отношении сторон, осуществляющих деятельность по оценке соответствия (см. 4.3);
- принцип 3 - функциональный подход к оценке соответствия (см. 4.4);
- принцип 4 - сопоставимость результатов оценки соответствия (см. 4.5);
- принцип 5 - передовые методы в области оценки соответствия (см. 4.6).
Принципы 1 и 2 изначально направлены на подготовку нормативных документов, содержащих технические требования к объектам оценки соответствия (раздел 5 содержит более полную информацию). Принцип 3 направлен на подготовку отдельных нормативных документов, содержащих технические требования к структуре и функционированию систем оценки соответствия. Вместе с тем, функциональный подход может оказывать содействие разработчикам нормативных документов на характеристики объектов оценки соответствия в плане заблаговременного определения и формулировки требований, которые могут быть использованы в последующих видах деятельности по оценке соответствия.

4.2 Принцип 1 - отделение заданных требований к объекту оценки соответствия от заданных требований к деятельности по оценке соответствия

Нормативные документы, содержащие заданные требования к объектам оценки соответствия, т. е. характеристики объекта оценки соответствия, не должны содержать положений, связанных с деятельностью по оценке соответствия, за исключением положений по отбору образцов и методов проведения испытаний заданных характеристик. Нормативные документы, устанавливающие требования к деятельности по оценке соответствия, разрабатываются отдельно.
Примерами положений по оценке соответствия, которые не должны содержаться в таких нормативных документах на объекты оценки соответствия, являются требования или рекомендации, касающиеся:
- применяемых конкретных систем или схем оценки соответствия;
- того, кто должен осуществлять деятельность по оценке соответствия, то есть первая, вторая или третья сторона;
- вида привлекаемого органа по оценке соответствия (например, испытательная лаборатория, инспекционный орган) или
- конкретных указаний соответствия, например знаки соответствия.
Преимущества отделения заданных требований к объекту оценки соответствия от заданных требований к деятельности по оценке соответствия включают в себя:
a) более строгое рассмотрение характеристик объекта и аспектов оценки соответствия в своем собственном контексте;
b) более широкое использование нормативного документа, распространяющегося на объект, сторонами, не занимающимися оценкой соответствия;
c) более легкие способы указания ссылки на заданные характеристики объекта и/или требования в области оценки соответствия органами власти, такими как регулирующие органы.

4.3 Принцип 2 - нейтральность в отношении сторон, осуществляющих деятельность по оценке соответствия

Нормативные документы, содержащие требования к объектам оценки соответствия, должны быть изложены таким образом, чтобы соответствие объектов требованиям могло быть оценено любой заинтересованной стороной. Заинтересованными сторонами могут быть:
- производитель или поставщик объекта (первая сторона);
- пользователь или покупатель объекта (вторая сторона);
- независимый орган (третья сторона).
Примечание - Пользователи нормативных документов, содержащих требования к объектам оценки соответствия, вправе выбирать приемлемые стороны. Ниже приводятся такие примеры:
- регулирующие органы, регламентирующие использование декларации о соответствии, выданные поставщиком как первой стороной;