(Действующий) НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статистические методы...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
3 Определение потенциальных потребностей в статистических методах
Потребности в количественных данных, связанные с выполнением требований ИСО 9001, определены в таблице 1. Для каждой потребности приведены один или несколько статистических методов.
Таблица 1 - Потребности в количественных данных и соответствующих статистических методиках
Пункт/подпункт ИСО 9001
Потребность в использовании количественных данных
Статистический метод
4 Система менеджмента качества
См. введение
 
4.1 Общие требования
   
4.2 Требования к документации
Не определена
 
4.2.1 Общие положения
   
4.2.2 Руководство по качеству
 
4.2.3 Управление документацией
 
4.2.4 Управление записями
 
5 Ответственность руководства
Не определена
 
5.1 Обязательства руководства
   
5.2 Ориентация на потребителя
Определить требования клиента
См. 7.2.2 таблицы
Оценить удовлетворенность потребителя
См. 8.2.1 таблицы
5.3 Политика в области качества
Не определена
 
5.4 Планирование
   
5.4.1 Цели в области качества
   
5.4.2 Планирование создания и развития системы менеджмента качества
   
5.5 Ответственность, полномочия и обмен информацией
   
5.5.1 Ответственность и полномочия
 
5.5.2 Представитель руководства
 
5.5.3 Внутренний обмен информацией
 
5.6 Анализ со стороны руководства
 
5.6.1 Общие положения
 
5.6.2 Входные данные для анализа:
   
а) результаты аудитов (проверок)
Получить и оценить контрольные данные
Описательная статистика; выборочный контроль
b) обратная связь от потребителей
Получить и оценить данные обратной связи с потребителем
Описательная статистика; выборочный контроль
с) функционирование процессов и соответствие продукции
Оценить результаты выполнения процесса и соответствие продукции
Описательная статистика; анализ возможностей процесса; выборочный контроль; карты статистического управления процессом
d) статус предупреждающих и корректирующих действий
Получить и оценить данные от предупреждающих и корректирующих действий
Описательная статистика
5.6.3 Выходные данные анализа
Не определена
 
6 Менеджмент ресурсов
Не определена
 
6.1 Обеспечение ресурсами
 
6.2 Человеческие ресурсы
 
6.2.1 Общие положения
 
6.2.2 Компетентность, осведомленность и подготовка:
   
а)
   
b)
   
с) оценивать результативность предпринятых мер
Оценить компетентность, эффективность обучения
Описательная статистика; выборочный контроль
d)
Не определена
 
е)
   
6.3 Инфраструктура
   
6.4 Производственная среда
Контролировать рабочую среду
Описательная статистика; карты статистического управления процессом
7 Процессы жизненного цикла продукции
Не определена
 
7.1 Планирование процессов жизненного цикла продукции
   
7.2 Процессы, связанные с потребителями
   
7.2.1 Определение требований, относящихся к продукции
 
7.2.2 Анализ требований, относящихся к продукции
Оценить способность организации выполнять установленные требования
Описательная статистика; анализ измерений; анализ возможностей процесса; контроль; статистическое назначение допусков
7.2.3 Связь с потребителями
Не определена
 
7.3 Проектирование и разработка
 
7.3.1 Планирование проектирования и разработки
   
7.3.2 Входные данные для проектирования и разработки
 
7.3.3 Выходные данные для проектирования и разработки
Проверять, что результаты проектирования удовлетворяют входным требованиям
Описательная статистика; планирование экспериментов; проверка гипотез; анализ измерений; регрессионный анализ; анализ надежности; выборочный контроль; моделирование; анализ временных рядов
7.3.4 Анализ проекта и разработки
Не определена
 
7.3.5 Верификация проекта и разработки
Проверить, что выходные данные проектирования и разработки удовлетворяют входным требованиям
Описательная статистика; планирование экспериментов; проверка гипотез; анализ измерений; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; анализ надежности; выборочный контроль; моделирование
7.3.6 Валидация проекта и разработки
Проверить соответствие продукции требованиям к установленному или предполагаемому использованию
 
7.3.7 Управление изменениями проекта и разработки
Оценить и подтвердить правильность изменений проекта
Описательная статистика; планирование экспериментов; проверка гипотез; анализ измерений; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; анализ надежности; выборочный контроль
7.4 Закупки
Гарантировать, что купленное изделие соответствует требованиям закупки. Оценить способность поставщиков поставлять продукцию, соответствующую требованиям организации
Описательная статистика; планирование экспериментов; проверки гипотез; анализ измерений; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; анализ надежности; выборочный контроль
7.4.1 Процесс закупок
   
7.4.2 Информация по закупкам
   
7.4.3 Верификация закупленной продукции
Установить и осуществить осмотр и другие действия, чтобы гарантировать, что купленная продукция соответствует установленным требованиям
Описательная статистика; проверка гипотез; анализ измерений; анализ возможностей процесса; анализ надежности; выборочный контроль
7.5 Производство и обслуживание
Контролировать и управлять производством и обслуживанием
Описательная статистика; анализ измерений; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; анализ надежности; выборочный контроль; карты статистического управления процессом;
анализ временных рядов
7.5.1 Управление производством и обслуживанием
   
7.5.2 Валидация процессов производства и обслуживания
Валидация контроля и управления процессами, недостатки которых становятся очевидными только после начала использования продукции или после предоставления услуг
Описательная статистика; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; анализ временных рядов
7.5.3 Идентификация и прослеживаемость
   
7.5.4 Собственность потребителей
Проверить характеристики собственности потребителя
Описательная статистика; выборочный контроль
7.5.5 Сохранение соответствия продукции
Контролировать качество продукции при внутренней обработке, упаковке и хранении
Описательная статистика; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; анализ временных рядов
7.6 Управление устройствами для мониторинга и измерений
Гарантировать, что процесс и оборудование для мониторинга и измерений удовлетворяют установленным требованиям
Описательная статистика; анализ измерений; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; статистическое назначение допусков; анализ временных рядов    
 
Оценить правильность предыдущих измерений при необходимости
 
Описательная статистика; проверка гипотез; анализ измерений; регрессионный анализ; выборочный контроль; статистическое назначение допусков; анализ временных рядов
     
8 Измерения, анализ и улучшение
Не определена
 
8.1 Общие положения
   
8.2 Мониторинг и измерение
Контроль и анализ информации, имеющие отношение к удовлетворенности потребителя
Описательная статистика; выборочный контроль
8.2.1 Удовлетворенность потребителей
   
8.2.2 Внутренние аудиты (проверки)
Планировать программу внутреннего аудита, составлять отчет о результатах внутреннего аудита
 
8.2.3 Мониторинг и измерение процессов
Контролировать и измерять процессы системы менеджмента качества для демонстрации способности процесса достигнуть запланированных результатов
Описательная статистика; планирование экспериментов; проверка гипотез; анализ измерений; анализ возможностей процесса; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; анализ временных рядов
8.2.4 Мониторинг и измерение продукции
Контроль и измерение характеристик продукции на соответствующих стадиях производства для проверки выполнения установленных требований
Описательная статистика; планирование экспериментов; проверка гипотез; анализ измерений; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; анализ надежности; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; анализ временных рядов
8.3 Управление несоответствующей продукцией
Определить степень несоответствия поставленной продукции
Описательная статистика; выборочный контроль
 
Перепроверить исправленную продукцию, чтобы гарантировать ее соответствие требованиям
См. 8.2.4 таблицы
8.4 Анализ данных
Получить и анализировать данные, чтобы оценить эффективность системы менеджмента качества управления и возможности для усовершенствования в отношении:
 
 
а) удовлетворенности потребителя
См. 8.2.1 таблицы
 
b) соответствия требованиям к продукции
См. 8.2.4 таблицы
 
с) характеристик и тенденций процессов и продукции, возможности принятия предупреждающих действий
См. 8.2.3 таблицы
 
d) поставщиков
См. 7.4.1 таблицы
8.5 Улучшение
8.5.1 Постоянное улучшение
Улучшить систему менеджмента качества на основе использования количественных данных в следующих областях:
 
 
- проектирование и разработка
См. 7.3.3, 7.3.5, 7.3.6 таблицы
 
- закупки
См. 7.4.1, 7.4.3 таблицы
 
- обеспечение производства и обслуживания
См. 7.5.1, 7.5.2, 7.5.5 таблицы
 
- управление устройствами для мониторинга и измерений
См. 7.6 таблицы
8.5.2 Корректирующие действия
Анализировать данные, имеющие отношение к несоответствиям, чтобы понять их причину(ы)
Описательная статистика; дизайн; планирование экспериментов; проверка гипотез; анализ возможностей процесса; регрессионный анализ; выборочный контроль; карты статистического управления процессом; анализ временных рядов
8.5.3 Предупреждающие действия
Анализировать данные, имеющие отношение к несоблюдениям и потенциальным несоответствиям, чтобы понять их причину(ы)
 
Примечание - Статистические методы могут применяться и для качественных данных, если их можно преобразовать в количественные.
Статистические методы не указаны, если нет потребности в количественных данных в соответствии с выполнением требований ИСО 9001.
В таблице 1 приведены только хорошо известные и широко используемые методы.
Каждый из методов, указанных в таблице 1, кратко описан в разделе 4, что помогает оценить пригодность и значение методов, а также принять решение об их использовании в конкретном случае.
4 Описание статистических методов  
4.1 Основные положения
В таблице 1 указаны следующие статистические методы или семейства методов:
- описательная статистика;
- планирование экспериментов;
- проверка гипотез;
- измерительный анализ;
- анализ возможностей процесса;
- регрессионный анализ;
- анализ надежности;
- выборочный контроль;
- моделирование;
- карты статистического контроля процесса (карты СКП);
- статистическое назначение допуска;
- анализ временных рядов.
Следует иметь в виду, что для многих методов описательная статистика (в т.ч. графические методы) составляет важную часть.
Выбор метода и способ его применения зависят от конкретных обстоятельств и поставленной цели.
Краткое описание каждого метода или семейства методов, перечисленных выше, дано в 4.2-4.13. Описания предназначены для оценки применимости и преимуществ использования методов при выполнении требований системы менеджмента качества. Однако практическое применение указанных методов потребует более детального описания, которое в настоящем стандарте не приводится.