Действующий
ГОСТ Р 53930-2010 Медико-социальная экспертиза. Система информационного обеспечения медико-социальной экспертизы. Основные положения
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А.Альбрехта Федерального медико-биологического агентства России" (ФГУ "СПб НЦЭПР им. Г.А.Альбрехта ФМБА России")
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2010 г. N 408-ст
4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федеральных законов Российской Федерации:
- от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации"
- от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации"
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на систему информационного обеспечения медико-социальной экспертизы (далее - система) и устанавливает общие требования к данной системе.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем
ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005 Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью
ГОСТ Р 50922-2006 Защита информации. Основные термины и определения
ГОСТ Р 52447-2005 Защита информации. Техника защиты информации. Номенклатура показателей качества
ГОСТ Р 53931-2010 Медико-социальная экспертиза. Основные виды услуг медико-социальной экспертизы
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем
ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005 Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью
ГОСТ Р 50922-2006 Защита информации. Основные термины и определения
ГОСТ Р 52447-2005 Защита информации. Техника защиты информации. Номенклатура показателей качества
ГОСТ Р 53931-2010 Медико-социальная экспертиза. Основные виды услуг медико-социальной экспертизы
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53931, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1.2 специализированное программное обеспечение: Программное обеспечение, созданное на основе многомерных постреляционных полноиндексированных баз данных для системы информационного обеспечения медико-социальной экспертизы.
3.1.3 хранилище данных: Совокупность баз данных, доступных пользователям корпоративной информационно-справочной системы.
3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
АРМ - автоматизированное рабочее место;
ИПР - индивидуальная программа реабилитации;
ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;
МСЭ - медико-социальная экспертиза;
ПРП - программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
ФГУ МСЭ - Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
АРМ - автоматизированное рабочее место;
ИПР - индивидуальная программа реабилитации;
ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;
МСЭ - медико-социальная экспертиза;
ПРП - программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
ФГУ МСЭ - Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
4.1 Применение информационных технологий в медико-социальной экспертизе способствует повышению эффективности работы федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы за счет повышения качества работы специалистов по обслуживанию населения.
4.2 Формирование единого информационного пространства медико-социальной экспертизы на уровне бюро МСЭ, Главных бюро МСЭ, Федерального бюро МСЭ обусловливает необходимость разработки комплекса национальных стандартов, устанавливающих требования к применению данных технологий.
4.3 Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов "Информационные технологии в медико-социальной экспертизе".
4.4 Стандартизация информационных технологий в медико-социальной экспертизе осуществляется в целях повышения безопасности и качества системы медико-социальной экспертизы в соответствии с законодательной и нормативной базами Российской Федерации, нормами международного права и международными стандартами.
4.5 Стандартизация информационных технологий в медико-социальной экспертизе должна способствовать решению следующих задач:
- повышению уровня безопасности жизни и здоровья граждан, а также имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- подтверждению соответствия процессов, работ, услуг или иных объектов системы медико-социальной экспертизы действующим национальным стандартам и условиям договоров;
- обеспечению разработки и поставки для системы медико-социальной экспертизы высококачественной продукции, процессов, работ или иных объектов;
- информационной и технической совместимости различных объектов, применяемых в системе медико-социальной экспертизы;
- разработке новых технологий, технических и программных средств и систем, соответствующих лучшим мировым образцам;
- развитию и применению новых методов медико-социальной экспертизы, основанных на управлении знаниями;
- повышению качества управления и эффективности использования ресурсов в учреждениях медико-социальной экспертизы всех уровней и системы медико-социальной экспертизы в целом;
- развитию международного сотрудничества и интеграции в мировую систему оценки состояния обратившихся лиц и разработке программы помощи людям с ограниченными возможностями.
- повышению уровня безопасности жизни и здоровья граждан, а также имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
- подтверждению соответствия процессов, работ, услуг или иных объектов системы медико-социальной экспертизы действующим национальным стандартам и условиям договоров;
- обеспечению разработки и поставки для системы медико-социальной экспертизы высококачественной продукции, процессов, работ или иных объектов;
- информационной и технической совместимости различных объектов, применяемых в системе медико-социальной экспертизы;
- разработке новых технологий, технических и программных средств и систем, соответствующих лучшим мировым образцам;
- развитию и применению новых методов медико-социальной экспертизы, основанных на управлении знаниями;
- повышению качества управления и эффективности использования ресурсов в учреждениях медико-социальной экспертизы всех уровней и системы медико-социальной экспертизы в целом;
- развитию международного сотрудничества и интеграции в мировую систему оценки состояния обратившихся лиц и разработке программы помощи людям с ограниченными возможностями.
4.6 Стандарт на систему информационного обеспечения медико-социальной экспертизы разработан на системной основе и должен обеспечить приоритетное развитие системы информационного обеспечения медико-социальной экспертизы в данной предметной области.
4.7 Стандартизация системы информационного обеспечения медико-социальной экспертизы осуществляется по следующим направлениям:
- структура информационного обеспечения медико-социальной экспертизы на федеральном уровне;
- структура информационного обеспечения медико-социальной экспертизы на уровне субъекта Российской Федерации;
- система автоматизированных рабочих мест специалистов;
- общие принципы взаимодействия внутри учреждения медико-социальной экспертизы;
- общие принципы взаимодействия с учреждениями, организациями и предприятиями, участвующими в социальной поддержке инвалидов.
- структура информационного обеспечения медико-социальной экспертизы на федеральном уровне;
- структура информационного обеспечения медико-социальной экспертизы на уровне субъекта Российской Федерации;
- система автоматизированных рабочих мест специалистов;
- общие принципы взаимодействия внутри учреждения медико-социальной экспертизы;
- общие принципы взаимодействия с учреждениями, организациями и предприятиями, участвующими в социальной поддержке инвалидов.
5.1 Система предназначена для автоматизации деятельности бюро МСЭ всех уровней, обеспечивая информационную поддержку его сотрудников в режиме реального времени в процессе освидетельствования и разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида или программы реабилитации пострадавших от несчастных случаев на производстве, и способствует созданию единого информационного пространства ФГУ МСЭ на уровне как субъекта Российской Федерации, так и Российской Федерации в целом. Система должна обеспечивать проведение медико-социальной экспертизы на качественно новом уровне, поддержку всего текущего документооборота с учетом местных условий, формирование банка данных на инвалидов и их социальных потребностей, разработку и контроль выполнения индивидуальных программ реабилитации.
5.2 В системе специалисты ФГУ МСЭ регистрируют первичную информацию об инвалидах и их потребностях по результатам освидетельствования, разработки ИПР и выполнения отдельных реабилитационных мероприятий. Данные переосвидетельствования добавляют к первичной записи. Система должна обеспечивать уровень защиты информации, соответствующий ГОСТ Р 50922, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799 и ГОСТ Р 52447.
5.3 Система должна поддерживать текущую технологию проведения экспертизы в ФГУ МСЭ, а также позволять своевременно вносить изменения, появившиеся в результате введения новых законодательных актов и технологий освидетельствования без остановки работы системы.
5.4 Структура, реализующая базу данных в автоматизированном бюро МСЭ, должна удовлетворять следующим требованиям:
- не зависеть от структуры и состава документов текущего документооборота;
- позволять устранять возможные логические противоречия в существующих и новых принимаемых документах и, соответственно, в выходных формах.
- не зависеть от структуры и состава документов текущего документооборота;
- позволять устранять возможные логические противоречия в существующих и новых принимаемых документах и, соответственно, в выходных формах.
5.5 Программное обеспечение системы должно способствовать осуществлению следующих задач:
- формирование электронной базы данных на освидетельствованных в субъекте Российской Федерации за период не менее 10 лет;
- формирование федеральной базы данных по любому набору показателей, имеющихся в субъекте Российской Федерации;
- формирование всех необходимых документов, относящихся к работе ФГУ МСЭ, как в электронном, так и в печатном видах;
- обеспечение одновременной работы разных пользователей с одним документом;
- обеспечение возможности обмена информацией с внешними базами данных (независимо от их формата данных);
- обеспечение возможности использования на автоматизированных рабочих местах специалистов ФГУ МСЭ данных, полученных от внешних организаций, учреждений и предприятий;
- поддержка работы системы Интернет-консультирования специалистов;
- содержание как централизованно сопровождаемых на федеральном уровне словарей и справочников, так и местных, зависящих от особенностей законодательства субъекта Российской Федерации и условий эксплуатации программного продукта;
- представление информации в удобном для пользователя виде;
- обеспечение возможности обработки информации для получения стандартных и произвольных форм отчетности;
- обеспечение сохранения целостности базы данных при сбоях в работе оборудования и ошибках пользователей.
- формирование электронной базы данных на освидетельствованных в субъекте Российской Федерации за период не менее 10 лет;
- формирование федеральной базы данных по любому набору показателей, имеющихся в субъекте Российской Федерации;
- формирование всех необходимых документов, относящихся к работе ФГУ МСЭ, как в электронном, так и в печатном видах;
- обеспечение одновременной работы разных пользователей с одним документом;
- обеспечение возможности обмена информацией с внешними базами данных (независимо от их формата данных);
- обеспечение возможности использования на автоматизированных рабочих местах специалистов ФГУ МСЭ данных, полученных от внешних организаций, учреждений и предприятий;
- поддержка работы системы Интернет-консультирования специалистов;
- содержание как централизованно сопровождаемых на федеральном уровне словарей и справочников, так и местных, зависящих от особенностей законодательства субъекта Российской Федерации и условий эксплуатации программного продукта;
- представление информации в удобном для пользователя виде;
- обеспечение возможности обработки информации для получения стандартных и произвольных форм отчетности;
- обеспечение сохранения целостности базы данных при сбоях в работе оборудования и ошибках пользователей.
5.6 Структура базы данных системы определяется структурой ее информационных связей. Наполнение баз данных и их внутренние логические связи должны обеспечивать полную информационную поддержку перечисленных выше задач.
5.7 Система должна разрабатываться на основе многомерных постреляционных полноиндексированных баз данных, позволяющих обеспечить:
- комплексность (все аспекты информационной поддержки решаются исходя из единого набора словарей и понятий, что обеспечивает с одной стороны независимое развитие отдельных частей системы, с другой - их совместимость и возможность использования результатов работы любой части в любой момент времени);
- изменение структуры имеющихся информационных полей и организацию новых информационных блоков с сохранением целостности данных общего хранилища, что является гарантией неограниченных возможностей в части модификации и модернизации информационно-справочной системы в будущем;
- возможность модификации структуры информационных массивов без нарушения работоспособности системы;
- возможность распространения типового элемента системы (бюро МСЭ, Главное бюро МСЭ, Федеральное бюро МСЭ) без ограничений;
- развиваемость (возможность изменять структуру и функционал системы в соответствии с быстро меняющимся законодательством без вмешательства в ее основу);
- удаленное администрирование (возможность вносить изменения в систему удаленно и централизованно).
- комплексность (все аспекты информационной поддержки решаются исходя из единого набора словарей и понятий, что обеспечивает с одной стороны независимое развитие отдельных частей системы, с другой - их совместимость и возможность использования результатов работы любой части в любой момент времени);
- изменение структуры имеющихся информационных полей и организацию новых информационных блоков с сохранением целостности данных общего хранилища, что является гарантией неограниченных возможностей в части модификации и модернизации информационно-справочной системы в будущем;
- возможность модификации структуры информационных массивов без нарушения работоспособности системы;
- возможность распространения типового элемента системы (бюро МСЭ, Главное бюро МСЭ, Федеральное бюро МСЭ) без ограничений;
- развиваемость (возможность изменять структуру и функционал системы в соответствии с быстро меняющимся законодательством без вмешательства в ее основу);
- удаленное администрирование (возможность вносить изменения в систему удаленно и централизованно).
6.2 Построение и конфигурация системы зависят от уровня, на котором внедряется система:
- бюро МСЭ;
- Главное бюро МСЭ (уровень субъекта РФ);
- Федеральное бюро МСЭ.
- бюро МСЭ;
- Главное бюро МСЭ (уровень субъекта РФ);
- Федеральное бюро МСЭ.
6.3 Типовая конфигурация системы включает рабочие места следующих специалистов: регистратор, врач-специалист, руководитель, врач-специалист по реабилитации, специалист, администратор базы данных.
6.4 Для выполнения системой всех своих функций АРМ одновременно внедряются по числу специалистов, включенных в бюро МСЭ, исходя из расчета одно рабочее место на каждого специалиста. Типовая конфигурация системы может быть дополнена АРМ других специалистов, в том числе председателя врачебной комиссии (заместителя главного врача ЛПУ).
Все АРМ должны быть увязаны в единый комплекс.
Все АРМ должны быть увязаны в единый комплекс.
6.5 Внедрение в ЛПУ, направляющих граждан на МСЭ, рабочего места председателя врачебной комиссии (заместителя главного врача ЛПУ) предназначено для подготовки направления на МСЭ и исключения ошибок при его оформлении, а также автоматической записи пациентов на прием в бюро МСЭ.
6.6 Анализ работы Главного бюро МСЭ и его филиалов, текущий контроль оформления документации, оперативное получение максимально возможных данных на инвалида следует проводить как по принятым формам отчетности, так и по текущим данным с помощью специально созданного аналитического модуля. Для обеспечения этой возможности в Главном бюро МСЭ в систему должно быть включено АРМ главного эксперта.
6.7 Для выездного состава МСЭ в систему должны быть включены специальные АРМ, позволяющее оформлять всю документацию сразу в любых удаленных местах, в том числе при отсутствии местного стационарного источника электрического тока.
6.8 Система должна обеспечивать информационную поддержку всех функциональных задач, стоящих перед ФГУ МСЭ:
- сбор и хранение информации о лицах, прошедших освидетельствование в ФГУ МСЭ, и их потребностях в реабилитационных мероприятиях;
- экспертная оценка состояния обратившихся лиц;
- разработка и контроль исполнения ИПР/ПРП;
- обмен данными с внешними организациями;
- консультирование специалистов по вопросам МСЭ и реабилитации с использованием каналов Интернет;
- подготовка данных для анализа динамики инвалидности;
- предоставление информации о реабилитационных ресурсах, включая стоимостную характеристику услуг и товаров;
- подготовка данных для анализа информации о потребностях нуждающихся в реабилитации и соответствия этих потребностей имеющимся ресурсам;
- подготовка данных для анализа эффективности ИПР/ПРП;
- предоставление данных по работе ФГУ МСЭ, в том числе путем мониторинга их деятельности.
- сбор и хранение информации о лицах, прошедших освидетельствование в ФГУ МСЭ, и их потребностях в реабилитационных мероприятиях;
- экспертная оценка состояния обратившихся лиц;
- разработка и контроль исполнения ИПР/ПРП;
- обмен данными с внешними организациями;
- консультирование специалистов по вопросам МСЭ и реабилитации с использованием каналов Интернет;
- подготовка данных для анализа динамики инвалидности;
- предоставление информации о реабилитационных ресурсах, включая стоимостную характеристику услуг и товаров;
- подготовка данных для анализа информации о потребностях нуждающихся в реабилитации и соответствия этих потребностей имеющимся ресурсам;
- подготовка данных для анализа эффективности ИПР/ПРП;
- предоставление данных по работе ФГУ МСЭ, в том числе путем мониторинга их деятельности.