(Действующий) ГОСТ Р 53930-2010 Медико-социальная экспертиза. Система...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

ГОСТ Р 53930-2010 Медико-социальная экспертиза. Система информационного обеспечения медико-социальной экспертизы. Основные положения

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дата введения 01.04.2012
Предисловие
     Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
     
     Сведения о стандарте
     
     1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным учреждением "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А.Альбрехта Федерального медико-биологического агентства России" (ФГУ "СПб НЦЭПР им. Г.А.Альбрехта ФМБА России")
     
     2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 381 "Технические средства для инвалидов"
     
     3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12 ноября 2010 г. N 408-ст
    
     4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федеральных законов Российской Федерации:
     
     - от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
     
     - от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации"
     
     5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
         
     Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на систему информационного обеспечения медико-социальной экспертизы (далее - система) и устанавливает общие требования к данной системе.

2 Нормативные ссылки

  В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
     
     ГОСТ 34.201-89 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем
     
     ГОСТ 34.601-90 Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания
     
     ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799-2005 Информационная технология. Практические правила управления информационной безопасностью
     
     ГОСТ Р 50922-2006 Защита информации. Основные термины и определения
     
     ГОСТ Р 52447-2005 Защита информации. Техника защиты информации. Номенклатура показателей качества
     
     ГОСТ Р 53931-2010 Медико-социальная экспертиза. Основные виды услуг медико-социальной экспертизы
     
     Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53931, а также следующие термины с соответствующими определениями:
     
     3.1.1 база знаний: Базы данных, объединенные логическими связями.
     
     3.1.2 специализированное программное обеспечение: Программное обеспечение, созданное на основе многомерных постреляционных полноиндексированных баз данных для системы информационного обеспечения медико-социальной экспертизы.
     
     3.1.3 хранилище данных: Совокупность баз данных, доступных пользователям корпоративной информационно-справочной системы.
     
     3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
     
     АРМ - автоматизированное рабочее место;
     
     ИПР - индивидуальная программа реабилитации;
     
     ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение;
     
     МСЭ - медико-социальная экспертиза;
     
     ПРП - программа реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
     
     ФГУ МСЭ - Федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.

4 Общие положения

 4.1 Применение информационных технологий в медико-социальной экспертизе способствует повышению эффективности работы федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы за счет повышения качества работы специалистов по обслуживанию населения.
     
     4.2 Формирование единого информационного пространства медико-социальной экспертизы на уровне бюро МСЭ, Главных бюро МСЭ, Федерального бюро МСЭ обусловливает необходимость разработки комплекса национальных стандартов, устанавливающих требования к применению данных технологий.
     
     4.3 Настоящий стандарт входит в комплекс стандартов "Информационные технологии в медико-социальной экспертизе".
     
     4.4 Стандартизация информационных технологий в медико-социальной экспертизе осуществляется в целях повышения безопасности и качества системы медико-социальной экспертизы в соответствии с законодательной и нормативной базами Российской Федерации, нормами международного права и международными стандартами.
     
     4.5 Стандартизация информационных технологий в медико-социальной экспертизе должна способствовать решению следующих задач:
     
     - повышению уровня безопасности жизни и здоровья граждан, а также имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
     
     - подтверждению соответствия процессов, работ, услуг или иных объектов системы медико-социальной экспертизы действующим национальным стандартам и условиям договоров;
     
     - обеспечению разработки и поставки для системы медико-социальной экспертизы высококачественной продукции, процессов, работ или иных объектов;
     
     - информационной и технической совместимости различных объектов, применяемых в системе медико-социальной экспертизы;
     
     - разработке новых технологий, технических и программных средств и систем, соответствующих лучшим мировым образцам;
     
     - развитию и применению новых методов медико-социальной экспертизы, основанных на управлении знаниями;
     
     - повышению качества управления и эффективности использования ресурсов в учреждениях медико-социальной экспертизы всех уровней и системы медико-социальной экспертизы в целом;
     
     - развитию международного сотрудничества и интеграции в мировую систему оценки состояния обратившихся лиц и разработке программы помощи людям с ограниченными возможностями.
     
     4.6 Стандарт на систему информационного обеспечения медико-социальной экспертизы разработан на системной основе и должен обеспечить приоритетное развитие системы информационного обеспечения медико-социальной экспертизы в данной предметной области.
     
     4.7 Стандартизация системы информационного обеспечения медико-социальной экспертизы осуществляется по следующим направлениям:
     
     - структура информационного обеспечения медико-социальной экспертизы на федеральном уровне;
     
     - структура информационного обеспечения медико-социальной экспертизы на уровне субъекта Российской Федерации;
     
     - система автоматизированных рабочих мест специалистов;
     
     - общие принципы взаимодействия внутри учреждения медико-социальной экспертизы;
     
     - общие принципы взаимодействия с учреждениями, организациями и предприятиями, участвующими в социальной поддержке инвалидов.

5 Общие технические требования к системе информационного обеспечения медико-социальной экспертизы

5.1 Система предназначена для автоматизации деятельности бюро МСЭ всех уровней, обеспечивая информационную поддержку его сотрудников в режиме реального времени в процессе освидетельствования и разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида или программы реабилитации пострадавших от несчастных случаев на производстве, и способствует созданию единого информационного пространства ФГУ МСЭ на уровне как субъекта Российской Федерации, так и Российской Федерации в целом. Система должна обеспечивать проведение медико-социальной экспертизы на качественно новом уровне, поддержку всего текущего документооборота с учетом местных условий, формирование банка данных на инвалидов и их социальных потребностей, разработку и контроль выполнения индивидуальных программ реабилитации.
     
     5.2 В системе специалисты ФГУ МСЭ регистрируют первичную информацию об инвалидах и их потребностях по результатам освидетельствования, разработки ИПР и выполнения отдельных реабилитационных мероприятий. Данные переосвидетельствования добавляют к первичной записи. Система должна обеспечивать уровень защиты информации, соответствующий ГОСТ Р 50922, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17799 и ГОСТ Р 52447.
     
     5.3 Система должна поддерживать текущую технологию проведения экспертизы в ФГУ МСЭ, а также позволять своевременно вносить изменения, появившиеся в результате введения новых законодательных актов и технологий освидетельствования без остановки работы системы.
     
     5.4 Структура, реализующая базу данных в автоматизированном бюро МСЭ, должна удовлетворять следующим требованиям:
     
     - не зависеть от структуры и состава документов текущего документооборота;
     
     - позволять устранять возможные логические противоречия в существующих и новых принимаемых документах и, соответственно, в выходных формах.
     
     5.5 Программное обеспечение системы должно способствовать осуществлению следующих задач:
     
     - формирование электронной базы данных на освидетельствованных в субъекте Российской Федерации за период не менее 10 лет;
     
     - формирование федеральной базы данных по любому набору показателей, имеющихся в субъекте Российской Федерации;
     
     - формирование всех необходимых документов, относящихся к работе ФГУ МСЭ, как в электронном, так и в печатном видах;
     
     - обеспечение одновременной работы разных пользователей с одним документом;
     
     - обеспечение возможности обмена информацией с внешними базами данных (независимо от их формата данных);
     
     - обеспечение возможности использования на автоматизированных рабочих местах специалистов ФГУ МСЭ данных, полученных от внешних организаций, учреждений и предприятий;
     
     - поддержка работы системы Интернет-консультирования специалистов;
     
     - содержание как централизованно сопровождаемых на федеральном уровне словарей и справочников, так и местных, зависящих от особенностей законодательства субъекта Российской Федерации и условий эксплуатации программного продукта;
     
     - представление информации в удобном для пользователя виде;
     
     - обеспечение возможности обработки информации для получения стандартных и произвольных форм отчетности;
     
     - обеспечение сохранения целостности базы данных при сбоях в работе оборудования и ошибках пользователей.
     
     5.6 Структура базы данных системы определяется структурой ее информационных связей. Наполнение баз данных и их внутренние логические связи должны обеспечивать полную информационную поддержку перечисленных выше задач.
     
     5.7 Система должна разрабатываться на основе многомерных постреляционных полноиндексированных баз данных, позволяющих обеспечить:
     
     - комплексность (все аспекты информационной поддержки решаются исходя из единого набора словарей и понятий, что обеспечивает с одной стороны независимое развитие отдельных частей системы, с другой - их совместимость и возможность использования результатов работы любой части в любой момент времени);
     
     - изменение структуры имеющихся информационных полей и организацию новых информационных блоков с сохранением целостности данных общего хранилища, что является гарантией неограниченных возможностей в части модификации и модернизации информационно-справочной системы в будущем;
     
     - возможность модификации структуры информационных массивов без нарушения работоспособности системы;
     
     - возможность распространения типового элемента системы (бюро МСЭ, Главное бюро МСЭ, Федеральное бюро МСЭ) без ограничений;
     
     - развиваемость (возможность изменять структуру и функционал системы в соответствии с быстро меняющимся законодательством без вмешательства в ее основу);
     
     - удаленное администрирование (возможность вносить изменения в систему удаленно и централизованно).

6 Структура и функции системы

6.1 Конструктивным элементом системы является АРМ специалиста ФГУ МСЭ.
     
6.2 Построение и конфигурация системы зависят от уровня, на котором внедряется система:
     
     - бюро МСЭ;
     
     - Главное бюро МСЭ (уровень субъекта РФ);
     
     - Федеральное бюро МСЭ.
     
     6.3 Типовая конфигурация системы включает рабочие места следующих специалистов: регистратор, врач-специалист, руководитель, врач-специалист по реабилитации, специалист, администратор базы данных.
     
     6.4 Для выполнения системой всех своих функций АРМ одновременно внедряются по числу специалистов, включенных в бюро МСЭ, исходя из расчета одно рабочее место на каждого специалиста. Типовая конфигурация системы может быть дополнена АРМ других специалистов, в том числе председателя врачебной комиссии (заместителя главного врача ЛПУ).
     
     Все АРМ должны быть увязаны в единый комплекс.
     
     6.5 Внедрение в ЛПУ, направляющих граждан на МСЭ, рабочего места председателя врачебной комиссии (заместителя главного врача ЛПУ) предназначено для подготовки направления на МСЭ и исключения ошибок при его оформлении, а также автоматической записи пациентов на прием в бюро МСЭ.
     
     6.6 Анализ работы Главного бюро МСЭ и его филиалов, текущий контроль оформления документации, оперативное получение максимально возможных данных на инвалида следует проводить как по принятым формам отчетности, так и по текущим данным с помощью специально созданного аналитического модуля. Для обеспечения этой возможности в Главном бюро МСЭ в систему должно быть включено АРМ главного эксперта.
     
     6.7 Для выездного состава МСЭ в систему должны быть включены специальные АРМ, позволяющее оформлять всю документацию сразу в любых удаленных местах, в том числе при отсутствии местного стационарного источника электрического тока.
     
     6.8 Система должна обеспечивать информационную поддержку всех функциональных задач, стоящих перед ФГУ МСЭ:
     
     - сбор и хранение информации о лицах, прошедших освидетельствование в ФГУ МСЭ, и их потребностях в реабилитационных мероприятиях;
     
     - экспертная оценка состояния обратившихся лиц;
     
     - разработка и контроль исполнения ИПР/ПРП;
     
     - обмен данными с внешними организациями;
     
     - консультирование специалистов по вопросам МСЭ и реабилитации с использованием каналов Интернет;
     
     - подготовка данных для анализа динамики инвалидности;
     
     - предоставление информации о реабилитационных ресурсах, включая стоимостную характеристику услуг и товаров;
     
     - подготовка данных для анализа информации о потребностях нуждающихся в реабилитации и соответствия этих потребностей имеющимся ресурсам;
     
     - подготовка данных для анализа эффективности ИПР/ПРП;
     
     - предоставление данных по работе ФГУ МСЭ, в том числе путем мониторинга их деятельности.
     
     6.9 Перечисленные задачи должны поддерживаться на всех уровнях управления ФГУ МСЭ.

7 Требования к внедрению системы

7.1 Требования к оборудованию
     

     7.1.1 Требования к оборудованию для установки программного обеспечения автоматизированного бюро МСЭ зависят от интенсивности загрузки, удаленности рабочих мест пользователей (специалистов) от местоположения сервера, состояния и характеристик телекоммуникационных сетей.
     
     7.1.2 В общем случае достаточность конфигурации аппаратной поддержки характеризуется следующими параметрами: сервер, персональный компьютер для каждого специалиста, включая регистратора, сетевые устройства, принтеры, для выездных заседаний - ноутбуки с мобильными печатающими устройствами.