(Действующий) ГОСТ Р 53929-2010 Медико-социальная экспертиза. Порядок и условия...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
5.1.12 Справка из образовательного учреждения, где проходит обучение гражданин, направленный на освидетельствование.
5.1.13 Квалификационный документ, подтверждающий право заниматься профессиональной деятельностью, выдаваемый аттестационной комиссией, или заключение органа, осуществляющего допуск к профессиональной деятельности на основе установления соответствия имеющихся профессиональных знаний, умений и навыков современным требованиям к указанной профессии для лиц, прекративших профессиональную деятельность в связи с длительным перерывом в работе, в том числе с выходом на пенсию по возрасту.
5.1.14 Заключение психолого-медико-педагогической комиссии для детей (по утвержденной форме).
5.1.15 Справка по оценке социально-бытового статуса социальными работниками органа социальной защиты населения по месту жительства гражданина.

5.2 Порядок проведения медико-социальной экспертизы

Порядок проведения медико-социальной экспертизы должен включать в себя следующие мероприятия.
5.2.1 Изучение медицинских и других документов обследуемого лица, его осмотр, обследование, формирование медико-функционального диагноза, оценку ограничения основных категорий жизнедеятельности, вынесение экспертного решения и в случае признания лица инвалидом - формирование индивидуальной программы его реабилитации.
5.2.2 Проверка и оценка степени ограничения жизнедеятельности человека, выражающегося в отклонении от нормы его деятельности, характеризуемом ограничением способности осуществлять самообслуживание, передвижение, общение, ориентацию, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.
5.2.3 Проверка состояния физического развития обследуемых лиц: их конституционно-анатомических особенностей, уровня физического развития и физической подготовленности.
5.2.4 Проверка психофизиологической выносливости обследуемых лиц с целью интегральной оценки физической и физиологической выносливости с учетом таких свойств нервной системы, как сила, уравновешенность, подвижность, динамичность, оценка состояния познавательных функций, таких как внимание, память, уровень развития речи и специфических корковых функций (письма, счета, чтения), устойчивости этих функций к нагрузкам.
5.2.5 Постановка в соответствии с действующей Международной классификацией болезней клинико-функционального диагноза, предусматривающего наименование болезни или последствий травмы и включающего этиологию, стадию и тип течения, наличие и степень выраженности нарушенных функций организма и возможности их восстановления и компенсации.
5.2.6 Определение реабилитационного потенциала освидетельствуемых лиц, позволяющего реализовать их потенциальные способности и возможности, и его составляющих:

- психофизиологической;

- образовательной;

- профессионально-трудовой;

- социально-средовой;

- социально-бытовой.
5.2.7 Установление факта наличия инвалидности как социальных последствий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
5.2.8 Определение группы инвалидности, свидетельствующей о тяжести нарушений основных функций организма, жизнедеятельности на момент освидетельствования.
5.2.9 Определение категории инвалидности по общности определенных признаков (например, категория инвалидов с детства, категория инвалидов I группы).
5.2.10 Определение причин инвалидности как явлений и факторов, вызывающих или способствующих возникновению инвалидности и дающих основание для определенного порядка назначения и размера пенсии, а также право на различные меры социальной поддержки.
5.2.11 Установление времени и сроков наступления инвалидности.
5.2.12 Определение степени утраты профессиональной трудоспособности работников, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением ими трудовых обязанностей (степень утраты работоспособности выражается в процентах), необходимости осуществления дополнительных мер социальной защиты.
5.2.13 Коррекция индивидуальной программы реабилитации инвалида, предусматривающая внесение частичных исправлений, поправок и дополнений в программу или оформление нового направления на медико-социальную экспертизу и составление новой индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида).
5.2.14 Проведение переосвидетельствования инвалида, представляющее собой повторное освидетельствование в бюро медико-социальной экспертизы по истечении срока, на который ему установлена инвалидность, или до истечения установленного срока по направлению учреждения здравоохранения в связи с изменением состояния инвалида.
5.2.15 Проведение контрольного освидетельствования инвалида, осуществляемого главным (федеральным) бюро медико-социальной экспертизы, для проверки правильности решения бюро медико-социальной экспертизы или наблюдения за правильностью решения и реализации мер социальной защиты, включая реабилитацию.
5.2.16 Определение потребности инвалидов в специальных транспортных средствах, приспособленных и адаптированных к нарушенным или утраченным функциям.
5.2.17 Оказание помощи лицам, в том числе в виде консультаций по юридическим вопросам, содействие в обеспечении необходимой социальной защиты инвалидов, включая реабилитацию.

5.3 Порядок и условия разработки индивидуальной программы реабилитации инвалида и программы реабилитации пострадавших

5.3.1 Индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) разрабатывают федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы: Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главные бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро) и их филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро).
5.3.2 Разработку индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляют при проведении медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, и реабилитационного потенциала. В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина для уточнения структуры и степени ограничений жизнедеятельности, реабилитационного прогноза и реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может быть составлена программа дополнительного обследования, которую утверждает руководитель соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро).
5.3.3 В формировании индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), в случае необходимости, по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса специалисты учреждений здравоохранения, государственных внебюджетных фондов, государственной службы занятости населения, работодатели, педагоги и другие специалисты.
5.3.4 В случаях, требующих применения реабилитационно-экспертной диагностики сложных видов, гражданин может быть направлен для разработки или коррекции индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) в вышестоящее федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.
5.3.5 Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида предусматривает комплекс оптимальных реабилитационных мероприятий, включающих в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных, социальных и других реабилитационных услуг, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалидов к выполнению определенных видов деятельности.
5.3.6 Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) должна содержать как реабилитационные услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
5.3.7 Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) должна содержать следующие этапы:

- проведение реабилитационно-экспертной диагностики;

- оценка реабилитационного потенциала, определение реабилитационного прогноза;

- определение мероприятий, технических средств и услуг, позволяющих инвалиду восстановить или компенсировать утраченные способности к выполнению бытовой, общественной, профессиональной деятельности в соответствии со структурой его потребностей, круга интересов, уровня притязаний, социального статуса и реальных возможностей социально-средовой инфраструктуры.
5.3.8 Индивидуальную программу реабилитации инвалида разрабатывают на один год, два года и бессрочно, а индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида - на один год, два года и до достижения ребенком возраста 18 лет.
5.3.9 Замену технических средств реабилитации по истечении установленного срока пользования в период действия индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) осуществляет исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида при наличии заключения об отсутствии противопоказаний к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации, выдаваемого врачебной комиссией медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь инвалиду.
5.3.10 Порядок разработки программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания предусматривает:

- проведение реабилитационно-экспертной диагностики с определением, в том числе клинико-функционального состояния пострадавшего, вида и степени стойкого нарушения функций организма;

- оценку клинического и реабилитационного прогноза, клинико-трудового прогноза;

- определение мероприятий по обеспечению лекарственными средствами, необходимыми изделиями медицинского назначения, специальным медицинским и бытовым постоянным уходом, санаторно-курортным лечением, протезированием и приспособлениями, необходимыми пострадавшему для трудовой деятельности и в быту;

- определение специальных транспортных средств, профессионального обучения (переобучения), рекомендаций о противопоказанных и доступных видах труда;

- определение заключения о выполнении программы реабилитации пострадавшего.

5.4 Порядок взаимодействия федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с внешними организациями в процессе проведения медико-социальной экспертизы

5.4.1 Взаимодействие федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с лечебно-профилактическими учреждениями предусматривает:
5.4.1.1 Направление из лечебно-профилактических учреждений граждан на медико-социальную экспертизу.
5.4.1.2 Проведение мероприятий по медицинской реабилитации в рамках индивидуальной программы реабилитации инвалида (программы пострадавших).
5.4.1.3 Направление учреждением медико-социальной экспертизы в лечебно-профилактическое учреждение обратного талона о результатах экспертного заключения.
5.4.1.4 Участие лечебно-профилактического учреждения в формировании и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида (программы пострадавшего).
5.4.1.5 Направление граждан, проходящих медико-социальную экспертизу, на обследование в лечебно-профилактические учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, в том числе реабилитационные, для уточнения клинико-функционального диагноза и профессиональных возможностей.
5.4.1.6 Запрос у организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности сведений, необходимых для выполнения полномочий, возложенных на федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.
5.4.1.7 Участие в формировании индивидуальной программы реабилитации инвалида лечебно-профилактическими учреждениями.
5.4.2 Взаимодействие федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, предусматривает:
5.4.2.1 Направление граждан на медико-социальную экспертизу.
5.4.2.2 Направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение.
5.4.3 Взаимодействие федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с органами социальной защиты населения субъекта Российской Федерации предусматривает:
5.4.3.1 Направление граждан на медико-социальную экспертизу.
5.4.3.2 Участие федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы в изучении факторов, приводящих к инвалидности.
5.4.3.3 Участие федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы в разработке региональных комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов.