(Действующий) ГОСТ 14695-80 (СТ СЭВ 1127-78) Подстанции трансформаторные комплектные...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Наименование параметра

Значение параметра

1. Мощность силового трансформатора, кВ·А

25; 40; 63; 100; 160; 250; 400; 630; 1000; 1600; 2500
2. Номинальное напряжение на стороне высшего напряжения (стороне ВН), кВ6; 10
3. Наибольшее рабочее напряжение на стороне ВН, кВ7, 2; 12
4. Номинальное напряжение на стороне НН, кВ0,23; 0,4; 0,69
5. Ток термической стойкости в течение 1 с на стороне ВН, кА6,3; 8; 10; 12,5; 16; 20; 25; 31,5
6. Ток электродинамической стойкости на стороне ВН, кА12,5; 16; 21; 26; 32; 41; 51; 64; 81
7. Уровень изоляции по ГОСТ 1516.1-76:
с масляным трансформаторомНормальная изоляция
с сухим трансформатором и с негорючим жидким диэлектрикомОблегченная изоляция
Примечания:
1. (Исключен. Изм. N 3).
2. По заказу потребителя допускается исполнение КТП со временем протекания тока термической стойкости 3 с.
(Измененная редакция, Изм.N 3) 
2.2. Номинальные токи вводов ВН и сборных шин НН КТП должны быть не менее номинальных токов силового трансформатора.
Нулевая шина в РУНН должна соответствовать 50%-му значению номинального тока силового трансформатора.
По заказу потребителя допускается применять нулевые шины, соответствующие 75%-ному значению номинального тока.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
2.2.1. В шкафах РУНН групповые ответвления от сборных шин к нескольким коммутационным аппаратам главной цепи должны выдерживать длительную нагрузку током, равную 70% суммы номинальных нагрузок на аппараты, но не более номинального тока сборных шин.
Критерием для установления допустимых нагрузок на коммутационные аппараты является температура нагрева частей этих аппаратов (или их контрольных точек), указанная в стандартах или технических условиях на них, при заданной температуре окружающей среды вне шкафов РУНН.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
2.3. Структура условного обозначения типа КТП.
Х   ХХХ -Х/Х/Х -ХХ -ХХ (ХХХХ-ХХ)  
                                  
                                  Климатическое исполнение и категория размещения
                                  Год разработки рабочих чертежей (две последние цифры)
                                  Номинальное напряжение на стороне НН в киловольтах
                                  Класс напряжения трансформатора в киловольтах
                                  Мощность силового трансформатора в киловольт-амперах
                                  Буквенное обозначение изделия
                                  Число применяемых трансформаторов (при одном трансформаторе число не указывают)
Примечание. Для КТП с трансформаторами разных классов напряжения, отличающихся лишь номинальными напряжениями обмоток ВН при одинаковых массе, габаритно-установочных размерах и цене, указывают наибольший из классов напряжения обмоток ВН этих трансформаторов.
Пример условного обозначения типа КТП мощностью 400 кВ·А, класса напряжения 10 кВ на номинальное напряжение на стороне НН 0,4 кВ, год разработки 1982, климатического исполнения ХЛ, категории размещения 1:
КТП-400/10/0,4-82-ХЛ1  
То же, двухтрансформаторной КТП мощностью 1600 кВ·А, класса напряжения 6 кВ (трансформатор отличается только номинальным напряжением обмотки ВН), на номинальное напряжение на стороне НН 0,69 кВ, год разработки 1983, климатического исполнения У, категории размещения 3:
2 КТП-1600/10/0,69-83-УЗ  
То же, КТП мощностью 1000 кВ·А, класса напряжения 10 кВ, на номинальное напряжение на стороне НН 0,4 кВ, год разработки 1981, климатического исполнения У, категории размещения для вводного устройства со стороны высшего напряжения, шинопровода и трансформатора - 1, а распределительного устройства со стороны низшего напряжения - 3:
KТП-1000/10/0,4-81-У1 (РУНН-У3) 

(Измененная редакция, Изм. N 1).

2.4. Номенклатура основных показателей качества КТП - по ГОСТ 4.316-85.

Значения основных показателей качества устанавливают в технических условиях на КТП конкретных типов

(Введено дополнительно, Изм. N 3)

 

3. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
3.1. КТП должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на конкретные типы КТП по рабочим чертежам и схемам главных и вспомогательных цепей, утвержденным в установленном порядке и, кроме того, КТП, предназначенные для экспорта, - в соответствии с требованиями заказ-наряда внешнеторговой организации.

Допускается по заказу потребителя изготовление КТП по нетиповым схемам главных и вспомогательных цепей.
3.2. КТП должны изготовляться для работы на высоте над уровнем моря до 1000 м.

Примечание. Допускается применение КТП для работы на высоте над уровнем моря более 1000 м с соблюдением требований ГОСТ 15150-69, ГОСТ 1516.1-76, ГОСТ 8024-84, ГОСТ 12434-83.

3.3. Требования к электрической прочности изоляции главных и вспомогательных цепей КТП со стороны ВН - по ГОСТ 1516.1-76.

Изоляция главных и вспомогательных цепей КТП со стороны НН должна выдерживать испытательное напряжение 2 кВ переменного тока частотой 50 Гц в течение 1 мин без пробоя или перекрытия.

Если какие-либо элементы цепей согласно стандартам, по которым они изготовлены, не допускают испытания напряжением 2 кВ, то испытательное напряжение следует соответственно уменьшить, но не ниже чем до 1,5 кВ. При наличии в цепях элементов, не допускающих испытания напряжением 1,5 кВ, испытательное напряжение должно быть приложено при отсоединении этих элементов. После этого проводят комплексное испытание цепей со всеми присоединенными элементами при напряжении менее 1,5 кВ, допускаемом всеми элементами.

Сопротивление изоляции электрически изолированных цепей шкафов РУНН при нормальных климатических условиях должно быть не менее 1 мОм.

(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.4. В КТП категории 1 по ГОСТ 15150-69 должна быть предусмотрена изоляция, рассчитанная на нормальную работу при выпадении росы, или должны быть предусмотрены конструкцией меры, исключающие возможность ее образования.
3.5. Стойкость к токам короткого замыкания сборных шин НН и ответвления от них в пределах КТП должна соответствовать стойкости к току короткого замыкания вводов со стороны НН трансформатора. Продолжительность тока термической стойкости - 1 с.

Примечания:
1. Требование не распространяется на ответвление к аппаратам цепей уличного освещения, собственных нужд и вспомогательных цепей.
2. Стойкость к токам короткого замыкания ответвлений после коммутационных аппаратов главных цепей на номинальный ток до 250 А включительно - в соответствии с термической и электродинамической стойкостью этих аппаратов.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

3.5.1. Температура нагрева токоведущих частей КТП (главных цепей) при воздействии токов короткого замыкания не должна превышать:

плюс 250 °С - для металлических токоведущих частей (кроме алюминиевых), соприкасающихся с изоляцией, при этом ее разрушение или повреждение не допускаются;

плюс 300 °С - для токоведущих частей из меди и ее сплавов, не соприкасающихся с изоляцией;

плюс 200 °С - для токоведущих частей из алюминия.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).
3.6. УВН, ввод и сборные шины РУНН двухтрансформаторных КТП, а также однотрансформаторных, предназначенных для дальнейшего расширения в двухтрансформаторные, должны допускать аварийные перегрузки на 30% выше номинального тока силового трансформатора продолжительностью не более 3 ч в сутки, если длительная предварительная нагрузка составляла не более 70% номинального тока трансформатора.

По заказу потребителя указанные в данном пункте КТП должны комплектоваться УВН и шкафами ввода РУНН на ток не менее 1,4 номинального тока трансформатора, установленного в КТП*.
__________________
* Требование не распространяется на КТП, разработанные и поставленные на производство до 1 января 1984 г.

В режиме перегрузки температура нагрева контакта и элементов конструкции РУНН не нормируется, но должна обеспечиваться нормальная работа КТП после устранения перегрузки.

(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.7. Силовые трансформаторы, входящие в состав КТП, должны соответствовать требованиям ГОСТ 11677-85, ГОСТ 16555-75, а также техническим условиям на конкретные типы трансформаторов, технические требования УВН - согласно требованиям разд.2 ГОСТ 14693-77.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 3, 5).
   
3.8. Контактные соединения в КТП - по ГОСТ 10434-82, ГОСТ 12434-83, ГОСТ 8024-84 и ГОСТ 21242-75.
3.9. Комплектующая аппаратура должна быть специально предназначена для работы в КТП.

Допускается применение комплектующей аппаратуры общего назначения, условия ее применения должны указываться в технических условиях на конкретные типы КТП.
3.10. Конструкция КТП в части механической прочности должна обеспечивать нормальные условия работы и транспортирования без каких-либо остаточных деформаций или повреждений, препятствующих нормальной работе КТП.

Шкафы РУНН должны выдерживать:
1000 открываний и закрываний дверей;

установленное соответствующими стандартами на коммутационные аппараты число включений - отключений, а также введений из ремонтного положения в рабочее и выведений из рабочего положения в ремонтное (для РУНН с аппаратами выдвижного использования).

(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.10.1. Конструкция КТП должна исключать ложные срабатывания встроенных в шкафы приборов защиты при перемещении выдвижных элементов, а также обеспечивать нормальное функционирование приборов измерения и учета, управления и сигнализации при работе встроенных аппаратов.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).
3.11. Разборные соединения сборочных единиц, подвергающихся механическим нагрузкам в процессе транспортирования и эксплуатации, должны быть снабжены приспособлениями, препятствующими самоотвинчиванию.
3.12. Шины должны быть окрашены в следующие отличительные цвета: фаза А - желтый, фаза В - зеленый, фаза С - красный.

Допускается применение одноцветных шин, в том числе с изоляционным покрытием, а также шин без покрытия, если это допустимо по условиям эксплуатации. В этих случаях на шинах должны быть покрытия отличительного цвета поперечными полосами шириной не менее 10 мм (не менее одной полосы на участке шины до 1 м) в местах, удобных для обозрения.

Заземляющие шины, проложенные открыто, должны быть окрашены в черный цвет.

Во вводных шкафах РУНН должны быть предусмотрены и обозначены места для наложения переносного заземления.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
3.13. Все детали из черных металлов должны иметь защитное покрытие против коррозии.

    Составные части КТП должны  иметь лакокрасочное покрытие одного цвета светлого тона. Допускается для КТП мощностью  до 250 кВ·А включительно климатического исполнения У1 поГОСТ 15150-69 применять лакокрасочное покрытие другого тона, при этом цвет покрытия следует указывать в технических условиях на КТП конкретных типов.

Отдельные сборочные единицы (днища, салазки), а также декоративные элементы допускается окрашивать в другие тона.

Качество окрашенных поверхностей не должно быть ниже V класса покрытий по ГОСТ 9.032-74.

(Измененная редакция, Изм. N 4, 5).
3.13.1. Конструкцией шкафов РУНН и УВН должна быть предусмотрена сохранность лакокрасочных покрытий металлоконструкций при открывании и закрывании дверей.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).
3.14. Температура нагрева в нормальном режиме нетоковедущих частей КТП, к которым можно прикасаться при эксплуатации (листы приборные, крышки), не должна превышать 70 °С.
3.15. Конструкция КТП должна обеспечивать возможность замены силового трансформатора без демонтажа РУНН.
3.16. КТП должны выполняться в полностью собранном виде или транспортными блоками, подготовленными для сборки на месте монтажа без разборки коммутационных аппаратов, проверки надежности болтовых соединений и правильности внутренних соединений.

Конструкция составных частей КТП (транспортных блоков) должна обеспечивать их сочленяемость.
3.16.1. Конструкция шкафов РУНН должна обеспечивать взаимозаменяемость однотипных выдвижных аппаратов без дополнительной подгонки.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).
3.17. КТП, выполненные с воздушными вводами, должны быть оборудованы вентильными разрядниками на сторонах ВН и НН и иметь исполнения вводов категории А или Б по ГОСТ 9920-75.
3.18. Двери в КТП должны без заеданий поворачиваться на шарнирах на угол не менее 95°, иметь замки и ручки. Ручки могут быть съемными или совмещены с ключом или защелкой.
3.19. Замки дверей УВН и РУНН должны запираться ключами с разными секретами.
3.20. Отдельные шкафы или транспортные блоки шкафов КТП должны иметь приспособления для подъема и перемещения в процессе монтажа.
3.21. Конструкция КТП должна обеспечивать установку на ровном полу (без крепления к полу), а также крепление их на фундаментах с помощью болтов или приварки к закладным деталям.
3.22. КТП категории 1 по ГОСТ 15150-69 должны:

быть пригодны для работы в условиях гололеда при толщине льда до 20 мм и скорости ветра 15 м/с (скоростном напоре ветра 146 Па), а при отсутствии гололеда - при скорости ветра до 36 м/с (скоростном напоре ветра до 800 Па);

иметь освещение панелей, на которых смонтированы измерительные приборы и расположены рукоятки управления аппаратами;

иметь питание напряжением не выше 42 В и розетку для включения лампы переносного освещения. Для однотрансформаторных КТП мощностью до 250 кВ·А допускается освещение не выполнять и осветительную арматуру не устанавливать;

иметь фиксацию дверей в крайних положениях.

Конструкция шкафов РУНН для КТП категории 1 должна обеспечивать возможность присоединения:

воздушных линий;

кабельных линий;

как кабельных, так и воздушных линий.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
3.23. Номинальное напряжение вспомогательных цепей КТП не должно превышать 400 В переменного тока и 440 В постоянного тока.
3.24. По условиям механической прочности присоединения проводов к зажимам или аппаратам вспомогательные цепи КТП должны выполняться проводами с медными жилами сечением не менее:

0,75 мм   - для однопроволочных жил, присоединяемых к винтовым зажимам;

0,5 мм   - для однопроволочных жил, присоединенных пайкой;

0,35 мм   - для многопроволочных жил, присоединенных пайкой или под винт с помощью специальных наконечников.

Присоединение однопроволочных жил (под винт или пайкой) допускается только к неподвижным элементам аппаратуры. Присоединение жил к подвижным элементам аппаратуры должно производиться гибкими (многопроволочными) жилами.

Для переходов на двери должны применяться многопроволочные провода сечением не менее 0,5 мм  , допускается также применение для этих целей проводов с однопроволочными жилами сечением не менее 1,5 мм   при условии, что жгуты проволок работают только на кручение.
3.25. В КТП прокладка проводов вспомогательных цепей должна производиться изолированным проводом как в монтажных коробках, так и непосредственно по металлическим панелям с обеспечением возможности контроля и замены поврежденного провода.
В отсеках, где расположено электрооборудование на напряжение свыше 1000 В, провода, предназначенные для присоединения аппаратуры НН, должны быть отделены перегородками (или проложены в трубах, металлорукавах), за исключением коротких участков, отделение которых связано с существенным усложнением монтажа или конструкции.

Прокладка в шкафах УВН проводов и кабелей, не относящихся к данному шкафу, не допускается. В исключительных случаях, когда выполнение требования приводит к существенному усложнению монтажа или конструкции, допускается прокладывать эти провода и кабели в трубах или коробах.

(Измененная редакция, Изм. N 3).
3.26. Присоединение внешних цепей контрольными кабелями и проводами должно осуществляться при помощи зажимов или штепсельных соединений.
3.27. Приборы и аппараты вспомогательных цепей должны устанавливаться таким образом, чтобы была обеспечена возможность их обслуживания без снятия напряжения с главных цепей КТП.
3.27.1. В шкафах УВН с высоковольтными предохранителями, имеющими указатели срабатывания, должна быть обеспечена возможность наблюдения за их состоянием без снятия напряжения с главных цепей.

Примечание. Для тупиковых однотрансформаторных КТП мощностью до 250 кВ·А включительно климатического исполнения У1 по ГОСТ 15150-69 необходимость в данном требовании устанавливают в технических условиях по согласованию между изготовителем и потребителем.

(Введено дополнительно, Изм. N 3, Измененная редакция, Изм. N 5).

3.28. Все приборы, аппараты, а также ряды зажимов и соединительная проводка должны быть маркированы.

Маркировка должна наноситься способом, обеспечивающим ее стойкость против действия влаги и света.
3.29. Разъединяющие контакты вспомогательных цепей между шкафом КТП и выдвижным выключателем, установленным в нем, должны выполняться в виде штепсельных разъемов с числом цепей не более 47.