(Действующий) ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандарты национальные Российской Федерации. Правила...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
4.1.1 В случае необходимости или заинтересованности в разработке национального стандарта органы власти, юридические и физические лица направляют предложения по включению соответствующей темы в программу разработки национальных стандартов с соблюдением правил, установленных в ГОСТ Р 1.14.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1.1.1 (Исключен, Изм. N 1).
4.1.2 Заказчиком разработки национального стандарта может быть национальный орган Российской Федерации по стандартизации, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, общественные объединения, юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1.3 Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо: юридическое или физическое, компетентность которого в отношении разработки данного стандарта определяет заказчик этой работы.
Примечание - Настоящий стандарт не устанавливает весь порядок взаимодействия разработчика и заказчика. Их взаимодействие при разработке проекта национального стандарта определяется техническим заданием на разработку стандарта и/или соответствующим договором. В частности, в них может быть оговорена необходимость представления проекта стандарта заказчику для рассмотрения на любой стадии разработки.
Для разработки национального стандарта может быть создана соответствующая рабочая группа, в состав которой могут войти представители различных заинтересованных сторон и/или соисполнителей разработки.
4.1.4 Если после принятия национальным органом Российской Федерации по стандартизации программы разработки национальных стандартов заинтересованное юридическое или физическое лицо намеревается осуществить инициативную (за счет собственных сил и/или средств) разработку стандарта, то оно может направить в секретариат ТК или его подкомитет (далее - ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации (при его отсутствии - в научно-исследовательскую организацию по стандартизации, за которой закреплена соответствующая тематика), запрос о рассмотрении целесообразности разработки данного стандарта.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1.4.1 В запросе приводят собственное обоснование целесообразности разработки стандарта и краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, а также сведения об использовании при разработке международного или регионального стандарта. Вместе с запросом могут быть представлены любые материалы, подтверждающие целесообразность разработки данного стандарта, в том числе и аутентичный перевод на русский язык используемого международного (регионального) стандарта.
4.1.4.2 Секретариат ТК (ПК или научно-исследовательская организация по стандартизации) рассматривает поступивший запрос, проверяет обоснованность приведенных в нем аргументов, оценивает актуальность разработки стандарта и целесообразность ее проведения на российском национальном или межгосударственном уровне и сообщает лицу, направившему запрос, свое мнение.
4.1.4.3 Секретариат ТК, по согласованию с национальным органом по стандартизации, направляет информацию об инициативной разработке для дополнительного включения в программу разработки национальных стандартов в соответствии с ГОСТ Р 1.14 (пункт 6.4).
4.1.4.2, 4.1.4.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2 Разработка первой редакции проекта национального стандарта и ее публичное обсуждение

4.2.1 Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к ней.
4.2.1.1 При разработке национального стандарта разработчик руководствуется положениями ГОСТ Р 1.0, а также использует в качестве рекомендаций общие требования к содержанию межгосударственных стандартов, которые установлены ГОСТ 1.5 (раздел 7), если иное не обусловлено применением международного стандарта в качестве основы для разработки данного национального стандарта (см. 4.2.1.4).
4.2.1.2 При разработке национального стандарта разработчик использует или учитывает:
- требования действующих или разрабатываемых в Российской Федерации технических регламентов;
- результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
- международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;
- прогрессивные национальные стандарты, своды правил и технические регламенты других стран;
- иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии;
- предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.
4.2.1.3 При использовании документов, относящихся к объектам патентного права, соблюдают соответствующие нормы законодательства Российской Федерации. При этом необходимую информацию приводят в предисловии стандарта.
Примечание - Национальный орган Российской Федерации по стандартизации не несет ответственность за патентную чистоту содержания данного стандарта или за объективность указанной разработчиком информации о патентных правах патентообладателя (лицензиара). Соответствующее предупреждение приводят в предисловии стандарта при подготовке его к утверждению. Патентообладатель (лицензиар) может заявить о своих правах на изобретение в процессе публичного обсуждения проекта стандарта или после введения утвержденного стандарта в действие. В последнем случае национальный орган по стандартизации вносит поправку в предисловие стандарта для указания информации о наличии в стандарте объектов патентного права и патентообладателе (лицензиаре).
4.2.1.4 При применении как основы для разработки национального стандарта Российской Федерации международного, регионального или зарубежного национального стандарта учитывают соответствующие требования ГОСТ Р 1.7.
4.2.1.1- 4.2.1.4 (Измененная редакция, Изм. N 1).
4.2.1.5 Наименование, построение и изложение проекта стандарта - по ГОСТ Р 1.5 (разделы 3 и 4). При этом в разрабатываемом стандарте следует избегать дублирования требований действующих стандартов, заменяя их соответствующими ссылками по ГОСТ Р 1.5 (пункт 4.3.1).
4.2.1.6 В пояснительной записке к первой редакции проекта стандарта указывают:
- шифр соответствующего задания в программе разработки национальных стандартов;
- основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа и/или заказчика разработки стандарта;
- краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации;
- технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности разработки стандарта (с указанием мотивированного решения о проведении этой работы на национальном уровне и/или необходимости обеспечения содействия соблюдению требований разрабатываемого или действующего технического регламента);
- описание ожидаемой экономической, социальной и/или иной эффективности применения стандарта (а по возможности - результаты расчета ожидаемой технико-экономической эффективности);
- сведения о соответствии проекта стандарта федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, которые содержат требования к объекту и/или аспекту стандартизации;
- сведения о соответствии проекта стандарта международному (региональному) стандарту и о форме применения данного стандарта как основы для разработки проекта национального стандарта Российской Федерации, а в случае отклонения от международного (регионального) стандарта - мотивированное обоснование этого решения и/или иные сведения о научно-техническом уровне проекта стандарта, в том числе о его соответствии региональным и зарубежным национальным стандартам;
- сведения о взаимосвязи проекта стандарта с проектами других разрабатываемых национальных стандартов и/или сводов правил, с действующими в Российской Федерации национальными и межгосударственными стандартами, сводами правил, а при необходимости также предложения по их пересмотру, изменению или отмене (одностороннему прекращению применения на территории Российской Федерации межгосударственных стандартов);
- сведения о публикации уведомления о разработке проекта стандарта и его размещении в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет (после проведения данной процедуры);
- перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке стандарта, в том числе информацию об использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права;
- сведения о разработчике стандарта с указанием его почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты (при его наличии у разработчика).
В случае разработки национального стандарта для включения в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, в пояснительной записке к проекту стандарта указывают применение каких структурных элементов стандарта (разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, приложений) обеспечивает соблюдение требований данного технического регламента.
Пояснительную записку подписывают руководитель разработки стандарта и исполнитель, подготовивший пояснительную записку. Если разработчиком национального стандарта является физическое лицо, то пояснительную записку подписывает только разработчик.
4.2.1.7 Разработка первой редакции проекта стандарта завершается подготовкой уведомления о разработке проекта стандарта и направлением его в национальный орган Российской Федерации по стандартизации. При этом разработчик руководствуется соответствующим положением об опубликовании уведомлений о разработке проекта национального стандарта, которое утверждено Правительством Российской Федерации [1] и требованиями ГОСТ Р 1.13.
Примечание - Согласно ГОСТ Р 1.13 (подпункт 5.1.4) в уведомлении о разработке проекта национального стандарта при указании срока его публичного обсуждения приводят дату начала и дату окончания этой процедуры. При этом учитывают время, которое необходимо для опубликования этого уведомления в информационном указателе "Национальные стандарты" (далее - ИУС) и для оплаты этой услуги, а также то, что в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" срок публичного обсуждения проекта стандарта не может быть менее двух месяцев. Как правило, от направления разработчиком уведомления до его опубликования в ИУС проходит около трех месяцев. Поэтому уведомление целесообразно направлять заранее, а заинтересованным лицам, направившим запросы до даты начала публичного обсуждения, сообщать, что проект стандарта будет предоставлен им после наступления этой даты.
4.2.1.6, 4.2.1.7 (Измененная редакция, Изм. N 1).
4.2.1.8 Уведомление о разработке проекта национального стандарта размещают на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет и публикуют в ИУС с соблюдением правил, установленных в ГОСТ Р 1.13.
(Введен дополнительно, Изм. N 1).
4.2.2 Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. С этой целью разработчик может разместить проект стандарта в информационной системе общего пользования в сети Интернет и указать в уведомлении о разработке проекта стандарта сайт, на котором проект находится в свободном доступе.
4.2.3 Если проект стандарта не размещен в информационной системе общего пользования в сети Интернет и/или заинтересованное лицо не может им воспользоваться по иной причине, то на основании уведомления о разработке проекта стандарта, размещенного в информационной системе общего пользования в сети Интернет, федеральные и иные органы власти, юридические и физические лица, заинтересованные в разработке стандарта, направляют запросы на рассмотрение проекта стандарта по указанному в данном уведомлении адресу электронной почты или номеру факса. При этом секретариат ТК (ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации, запрашивает проект стандарта и рассылает его для рассмотрения членами данного ТК (ПК).