(Действующий) ГОСТ Р 1.2-2004 «Стандарты национальные Российской Федерации. Правила...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
3.2 Разработку национальных стандартов осуществляют на основе программы разработки национальных стандартов, правила формирования которой установлены в ГОСТ Р 1.14.
3.3 Разработку и утверждение национальных стандартов осуществляют в следующей последовательности:
- организация разработки стандарта;
- разработка первой редакции проекта стандарта и ее публичное обсуждение;
- разработка окончательной редакции проекта стандарта и ее экспертиза;
- подготовка проекта стандарта к утверждению, утверждение стандарта, его регистрация, опубликование и введение в действие.
3.2, 3.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).
3.4 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации, и учитывать условия использования продукции, выполнения работ или оказания услуг (если на них распространяется данный стандарт).
3.4.1 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, не должны противоречить федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, относящимся к данному объекту и/или аспекту стандартизации.
Если предполагается включение разрабатываемого стандарта в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, то в требованиях, устанавливаемых в этом стандарте, детализируют требования данного технического регламента применительно к группе однородной продукции или процессу ее проектирования, производства, монтажа, наладки, эксплуатации, транспортирования, хранения, реализации и утилизации.
3.4.2 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны быть увязаны с требованиями стандартов, утвержденных (признанных в соответствии с 1.2) ранее и/или действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов (в том числе межгосударственных стандартов), а также со сводами правил.
Если требования действующих в Российской Федерации национальных и межгосударственных стандартов устарели и противоречат требованиям, устанавливаемым в разрабатываемом стандарте, то одновременно с разработкой нового стандарта целесообразно проводить работы по обновлению (изменению или пересмотру) этих стандартов в соответствии с подразделами 5.2 или 5.3 или их отмену в соответствии с разделом 6. Аналогичные работы в отношении действующих в Российской Федерации межгосударственных стандартов осуществляют в соответствии с ГОСТ Р 1.8 (подразделы 7.2, 7.3 или раздел 8).
Примечание - Данные работы может осуществлять не только разработчик, но и другие организации (лица), которым будет заказано их проведение.
Противоречия между разрабатываемым стандартом и действующим сводом правил устраняют по согласованию с национальным органом Российской Федерации по стандартизации и федеральным органом исполнительной власти, который утвердил данный свод правил.
3.4.3 Требования, устанавливаемые в национальном стандарте, должны соответствовать современному уровню развития техники и способствовать научно-техническому прогрессу, а также отражать законные интересы заинтересованных лиц. С этой целью проводят публичное обсуждение проекта стандарта и его научно-техническую экспертизу в соответствии с ГОСТ Р 1.6.
3.4.1-3.4.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).
3.5 Проект национального стандарта оформляют по ГОСТ Р 1.5 (раздел 5) в электронно-цифровой форме. Данную форму рекомендуется применять также при оформлении всех документов, используемых в процессе разработки проекта стандарта.
(Измененная редакция, Изм. N 1).

4 Правила разработки и утверждения национальных стандартов

4.1 Организация разработки национального стандарта

4.1.1 В случае необходимости или заинтересованности в разработке национального стандарта органы власти, юридические и физические лица направляют предложения по включению соответствующей темы в программу разработки национальных стандартов с соблюдением правил, установленных в ГОСТ Р 1.14.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1.1.1 (Исключен, Изм. N 1).
4.1.2 Заказчиком разработки национального стандарта может быть национальный орган Российской Федерации по стандартизации, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, общественные объединения, юридическое или физическое лицо, заинтересованное в его разработке.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1.3 Разработчиком национального стандарта может быть любое лицо: юридическое или физическое, компетентность которого в отношении разработки данного стандарта определяет заказчик этой работы.
Примечание - Настоящий стандарт не устанавливает весь порядок взаимодействия разработчика и заказчика. Их взаимодействие при разработке проекта национального стандарта определяется техническим заданием на разработку стандарта и/или соответствующим договором. В частности, в них может быть оговорена необходимость представления проекта стандарта заказчику для рассмотрения на любой стадии разработки.
Для разработки национального стандарта может быть создана соответствующая рабочая группа, в состав которой могут войти представители различных заинтересованных сторон и/или соисполнителей разработки.
4.1.4 Если после принятия национальным органом Российской Федерации по стандартизации программы разработки национальных стандартов заинтересованное юридическое или физическое лицо намеревается осуществить инициативную (за счет собственных сил и/или средств) разработку стандарта, то оно может направить в секретариат ТК или его подкомитет (далее - ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации (при его отсутствии - в научно-исследовательскую организацию по стандартизации, за которой закреплена соответствующая тематика), запрос о рассмотрении целесообразности разработки данного стандарта.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.1.4.1 В запросе приводят собственное обоснование целесообразности разработки стандарта и краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации, а также сведения об использовании при разработке международного или регионального стандарта. Вместе с запросом могут быть представлены любые материалы, подтверждающие целесообразность разработки данного стандарта, в том числе и аутентичный перевод на русский язык используемого международного (регионального) стандарта.
4.1.4.2 Секретариат ТК (ПК или научно-исследовательская организация по стандартизации) рассматривает поступивший запрос, проверяет обоснованность приведенных в нем аргументов, оценивает актуальность разработки стандарта и целесообразность ее проведения на российском национальном или межгосударственном уровне и сообщает лицу, направившему запрос, свое мнение.
4.1.4.3 Секретариат ТК, по согласованию с национальным органом по стандартизации, направляет информацию об инициативной разработке для дополнительного включения в программу разработки национальных стандартов в соответствии с ГОСТ Р 1.14 (пункт 6.4).
4.1.4.2, 4.1.4.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2 Разработка первой редакции проекта национального стандарта и ее публичное обсуждение

4.2.1 Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к ней.
4.2.1.1 При разработке национального стандарта разработчик руководствуется положениями ГОСТ Р 1.0, а также использует в качестве рекомендаций общие требования к содержанию межгосударственных стандартов, которые установлены ГОСТ 1.5 (раздел 7), если иное не обусловлено применением международного стандарта в качестве основы для разработки данного национального стандарта (см. 4.2.1.4).
4.2.1.2 При разработке национального стандарта разработчик использует или учитывает:
- требования действующих или разрабатываемых в Российской Федерации технических регламентов;
- результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;
- международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;
- прогрессивные национальные стандарты, своды правил и технические регламенты других стран;
- иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии;
- предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.
4.2.1.3 При использовании документов, относящихся к объектам патентного права, соблюдают соответствующие нормы законодательства Российской Федерации. При этом необходимую информацию приводят в предисловии стандарта.
Примечание - Национальный орган Российской Федерации по стандартизации не несет ответственность за патентную чистоту содержания данного стандарта или за объективность указанной разработчиком информации о патентных правах патентообладателя (лицензиара). Соответствующее предупреждение приводят в предисловии стандарта при подготовке его к утверждению. Патентообладатель (лицензиар) может заявить о своих правах на изобретение в процессе публичного обсуждения проекта стандарта или после введения утвержденного стандарта в действие. В последнем случае национальный орган по стандартизации вносит поправку в предисловие стандарта для указания информации о наличии в стандарте объектов патентного права и патентообладателе (лицензиаре).
4.2.1.4 При применении как основы для разработки национального стандарта Российской Федерации международного, регионального или зарубежного национального стандарта учитывают соответствующие требования ГОСТ Р 1.7.
4.2.1.1- 4.2.1.4 (Измененная редакция, Изм. N 1).
4.2.1.5 Наименование, построение и изложение проекта стандарта - по ГОСТ Р 1.5 (разделы 3 и 4). При этом в разрабатываемом стандарте следует избегать дублирования требований действующих стандартов, заменяя их соответствующими ссылками по ГОСТ Р 1.5 (пункт 4.3.1).
4.2.1.6 В пояснительной записке к первой редакции проекта стандарта указывают: