(Действующий) ГОСТ Р 53387-2009. Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Примечание - Защитные меры включают в себя меры по уменьшению риска путем изменения конструкции, применения защитных устройств, средств индивидуальной защиты, информации по использованию и обучения.
3.9 остаточный риск: Риск, остающийся после применения защитных мер [1].
3.10 риск: Комбинация вероятности причинения ущерба и тяжести этого ущерба [1].
3.11 определение риска: Систематическое использование информации для выявления опасностей и определения уровня риска.
3.12 оценка применения риска: Оценка результатов определения уровня риска для принятия решения о необходимости применения защитных мер для уменьшения риска.
3.13 анализ риска: Процесс, включающий в себя определение уровня и оценку риска.
3.14 сценарий: Последовательность, состоящая из опасной ситуации, причины и последствия.
3.15 тяжесть: Уровень потенциального ущерба.

4 Общие принципы

4.1 Концепция безопасности

В настоящем стандарте под безопасностью понимается отсутствие недопустимого риска. Абсолютная безопасность не всегда возможна. Таким образом, продукт или процесс (например, управление, использование, инспектирование, испытание, обслуживание) может быть безопасными только до определенного уровня. Безопасность достигается необходимым снижением риска.
Безопасность достигается в результате поиска баланса между идеальной абсолютной безопасностью, требованиями к продукту или процессу и такими факторами, как преимущества для пользователя, соответствие целям, стоимости и общественным условиям.
Имеется необходимость постоянного мониторинга установленных уровней безопасности и их пересмотр в тех случаях, когда накапливаемый опыт требует пересмотра установленных уровней безопасности и когда научные и технологические достижения могут привести к усовершенствованиям, снижающим риск при использовании продукта и в процессах.
Примечание - Новые требования безопасности могут появиться в результате принятия законов, технических регламентов, национальных стандартов и сводов правил.

4.2 Концепция анализа риска

4.2.1 Безопасность обеспечивается в процессе повторяющегося выполнения определения риска, его оценки и снижения (см. рисунок 1).
4.2.2 Анализ риска представляет собой последовательность логических шагов, которые позволяют систематически рассматривать опасности, связанные с лифтами, эскалаторами и пассажирскими конвейерами. Определение риска в необходимых случаях переходит в процесс уменьшения риска, как описано в 5.8.
При повторении этого процесса достигается устранение опасности или применяются защитные меры.
555 × 421 пикс.     Открыть в новом окне
Рисунок 1 - Схема выполнения анализа и снижения риска
4.2.3 Анализ риска включает в себя:
1) определение объекта анализа (см. 5.3);
2) идентификацию сценариев: опасные ситуации, причины и последствия (см. 5.4);
3) определение уровня риска (см. 5.5);
4) оценку риска (см. 5.6);
5) в достаточной ли степени снижен риск.
4.2.4 Результатом определения риска является информация, необходимая для оценки риска.
В свою очередь оценка риска позволяет сделать заключение об уровне безопасности оборудования, его компонентов и связанных с ними процессов управления, использования, инспектирования, испытания и обслуживания.
4.2.5 Заключение об уровне безопасности основывается на качественных оценках, дополняемых, насколько это возможно, количественными оценками.
Количественные оценки особенно важны в тех случаях, когда предполагаемая тяжесть ущерба высока.
Качественные оценки применяют для сравнения альтернативных защитных мер и определения, какая из защитных мер обеспечивает лучшую защиту.
Примечание - Применение количественных оценок ограничено невозможностью получения необходимых достоверных данных и во многих случаях применяется только качественная оценка.
4.2.6 Анализ риска должен быть выполнен таким образом, чтобы всю процедуру можно было оформить документально, включая достигнутые результаты (см. раздел 6).

5 Процедура выполнения анализа и снижения риска

5.1 Этап 1 - Определение цели выполнения анализа риска

Прежде чем начать анализ риска, следует установить его необходимость.
Необходимость выполнения анализа риска может возникнуть, например:
а) для подтверждения того, что риски устранены или в достаточной степени уменьшены при:
1) проектировании, монтаже лифтов, эскалаторов, пассажирских конвейеров, их компонентов, систем,
2) использовании оборудования,
3) испытаниях, экспертизе, инспектировании, обслуживании или выполнении других работ, направленных на обеспечение предусмотренных условий функционирования оборудования.
Примечание - Вышеизложенное относится к тем случаям, когда в стандартах и правилах не приведены соответствующие требования;
b) при разработке стандартов и правил безопасности лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров.

5.2 Этап 2 - Формирование рабочей группы для выполнения анализа риска

5.2.1 Общее положение

Для выполнения анализа риска предпочтительным является создание рабочей группы экспертов, которая должна обеспечить учет разнообразия конструкций, процессов и технологий, а также наличия разницы в рабочем опыте экспертов.

5.2.2 Члены рабочей группы

Правильный выбор членов рабочей группы, руководителя рабочей группы является важнейшим условием надлежащего выполнения процесса анализа риска.
Рабочая группа должна состоять из экспертов, представляющих различные интересы и имеющих опыт в тех областях деятельности, с которыми могут быть связаны анализируемое оборудование или процессы.
Пример - При анализе конструкции с точки зрения обеспечения безопасности персонала, осуществляющего техническое обслуживание, в рабочую группу рекомендуется включать экспертов по проектированию, монтажу, испытаниям, инспектированию и обслуживанию.