(Действующий) ГОСТ Р 53387-2009. Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры....

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

ГОСТ Р 53387-2009. Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология анализа и снижения риска.

ОКС 91.140.90
ОКП 48 3600
Дата введения 2010-07-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 ПОДГОТОВЛЕН ОАО "Щербинский лифтостроительный завод" (ОАО "ЩЛЗ") на основе аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 209 "Лифты, эскалаторы, пассажирские конвейеры и подъемные платформы для инвалидов"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 сентября 2009 г. N 324-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО/ТС 14798:2006 "Лифты, эскалаторы и пассажирские конвейеры. Методология оценки и снижения риска" (ISO/TS 14798:2006 "Lifts (elevators), escalators and moving walks - Risk assessment and reduction methodology"). При этом дополнительные слова, фразы, включенные в текст стандарта для учета потребностей национальной экономики Российской Федерации и/или особенностей российской национальной стандартизации, выделены курсивом, кроме того изменена структура стандарта.
Сравнение структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении G.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5)
5 ВЗАМЕН ГОСТ Р ИСО/ТС 14798-2003
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

После первого издания ИСО/ТС 14798:2000 Технический комитет ИСО/ТК 178 в своих резолюциях 169/1999 и 186/2001 обратился к пользователям ИСО/ТС 14798:2000 и членам Технического комитета с просьбой сообщить об опыте использования международного стандарта, а также дать комментарии и предложения по совершенствованию его при пересмотре в течение трех лет.
Получив многочисленные комментарии и предложения, Технический комитет ИСО/ТК 178 принял решение о пересмотре ИСО/ТС 14798:2000 с учетом полученных замечаний и предложений. При этом было решено не изменять концепцию и принципы первой редакции ИСО/ТС 14798:2000.
Целью настоящего стандарта является описание принципов и установление процедуры последовательного и систематического анализа риска для лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров.
Однако принципы и процедуры анализа и оценки риска, приведенные в настоящем стандарте, могут быть использованы и для других видов оборудования.
Методология, приведенная в настоящем стандарте, является средством для идентификации ущерба, возникающего вследствие различных опасностей, опасных ситуаций и опасных событий.
Знание и опыт проектирования, использования, монтажа, технического обслуживания, произошедших инцидентов и связанных с ними ущербов отражены в общей методологии для оценки риска на всех стадиях жизни лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров, начиная от проектирования и заканчивая выводом из эксплуатации. Пользователи методологии анализируют события, которые могут привести к ущербу различного уровня, регламентированного в ИСО/ТС 14798:2000.
Рекомендуется включать предлагаемую методологию в нормативные документы, учебные курсы и инструкции для обеспечения базовых положений безопасности:
- при оценке конструкций, технического обслуживания, испытаниях и использовании лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров;
- при разработке нормативных документов, стандартов, включающих в себя требования безопасности к лифтам, эскалаторам и пассажирским конвейерам.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие принципы и специальные процедуры по анализу риска для лифтов, эскалаторов и пассажирских конвейеров при оценке и повышении безопасности новых и находящихся в эксплуатации лифтов, в том числе отработавших назначенный срок службы по ГОСТ Р 52626.
Методология анализа риска, изложенная в настоящем стандарте, создает основу для принятия решений по обеспечению безопасности при:
- проектировании, изготовлении и монтаже лифтов, эскалаторов, пассажирских конвейеров, их компонентов и систем;
- разработке правил пользования, управления, технического обслуживания, испытания, подтверждения соответствия;
- разработке норм и стандартов, связанных с обеспечением безопасности.
В настоящем стандарте приведены примеры, главным образом относящиеся к анализу рисков для людей. Однако предлагаемые в настоящем стандарте процедуры анализа риска могут быть использованы также для анализа других видов рисков, таких как риски причинения ущерба имуществу или окружающей среде.

2 Нормативные ссылки*

* Наименование пункта 2 в бумажном оригинале выделено курсивом. - Примечание изготовителя базы данных.     
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 52626-2006 (ЕН 81-80:2003) Лифты. Методология оценки и повышения безопасности лифтов, находящихся в эксплуатации (ЕН 81-80:2003 "Правила безопасности по устройству и установке лифтов. Часть 80. Правила повышения безопасности существующих пассажирских и грузопассажирских лифтов", MOD)
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 причина: Обстоятельство, условие, событие или действие, которые в опасной ситуации способствуют возникновению последствия.
3.2 последствие: Результат действия причины в опасной ситуации.
3.3 ущерб: Физическое повреждение или другой вред здоровью людей или повреждение имущества, или вред окружающей среде [1].
3.4 опасное событие: Событие, которое в опасной ситуации приводит к ущербу [1].
3.5 опасность: Потенциальный источник причинения ущерба [1].
Примечание - Термин "опасность" может отражать природу возможной опасности: опасность поражения электрическим током, опасность отравления, пожарная опасность и т.п.
3.6 опасная ситуация: Ситуация, в которой люди, имущество или окружающая среда подвергаются одной или нескольким опасностям [1].
3.7 срок службы: Период использования по назначению компонента или системы.
3.8 защитная мера: Мера, используемая для уменьшения риска [1].
Примечание - Защитные меры включают в себя меры по уменьшению риска путем изменения конструкции, применения защитных устройств, средств индивидуальной защиты, информации по использованию и обучения.
3.9 остаточный риск: Риск, остающийся после применения защитных мер [1].