(Действующий) МДС 11-3.99 Методические рекомендации по проведению экспертизы...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

МДС 11-3.99 Методические рекомендации по проведению экспертизы технико-экономических обоснований (проектов) на строительство объектов жилищно-гражданского назначения

Принявший орган: ФГУ "Главгосэкспертиза России"
УТВЕРЖДЕНЫ Начальником Главгосэкспертизы России Ю.Б.Жуковским 15 января 1997 года.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие методические рекомендации подготовлены с целью обеспечения единого подхода к рассмотрению технико-экономических обоснований (проектов, рабочих проектов) на строительство объектов жилищно-гражданского назначения*, необходимой полноты и качества экспертизы и предназначены для работников экспертных органов Российской Федерации, а также нештатных экспертов, подготавливающих локальные заключения по соответствующим разделам или отдельным вопросам проектов строительства.
----------------
* Далее "проекты строительства".
Рекомендации могут быть также использованы другими участниками инвестиционного процесса в строительстве: проектно-изыскательскими организациями, службами заказчика, органами управления, банками, финансово-кредитными и иными организациями.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА

2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.1. При экспертизе проектов строительства следует руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, настоящими рекомендациями, а также другими документами, регулирующими инвестиционную деятельность.
2.1.2. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проектам строительства приведены в РДС 11-201-95 "Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства", а также в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций. Данные положения составлены исходя из того, что разработке проектов строительства предшествовало составление обоснований инвестиций в строительство объекта, рассмотрение и утверждение (одобрение) его в установленном порядке.
2.1.3. Рассмотрение проектов строительства рекомендуется проводить в следующем порядке.
Проверяется комплектность и полнота представленных материалов, при этом состав и содержание принимаемой на экспертизу документации должны соответствовать требованиям "Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений" (СНиП 11-01-95). При обоснованной необходимости экспертные органы могут затребовать дополнительную информацию по рассматриваемому проекту.
Проверяется полнота исходных данных, материалов инженерных изысканий, соответствие принятых в проектах строительства решений требованиям, изложенным в договоре на выполнение проектных работ, показателям ранее утвержденного (одобренного) обоснования инвестиций в строительство, другим предпроектным материалам, техническим условиям, строительным нормам и правилам, государственным стандартам, территориальным каталогам и иным нормативно-техническим документам, действующим на момент проведения экспертизы, а также согласованность и увязка проектных решений, приведенных в соответствующих разделах проекта строительства.
В случае отступлений от требований нормативных документов рассматривается их обоснованность и наличие разрешений на это соответствующих органов.
Проводится изучение пояснительной записки и графических материалов с определением соответствия разработанных решений заданию на проектирование и другой разрешительной документации.
Обращается особое внимание на наличие:
- вариантных проработок, расчетов и других материалов, обосновывающих выбор оптимальных проектных решений;
- установленных законодательством согласований проекта строительства с органами государственного надзора и другими заинтересованными организациями;
- записи ответственного лица за проект (главного инженера проекта, главного архитектора проекта, управляющего проектом), удостоверяющей, что проектная документация на строительство объекта разработана в соответствии с государственными нормами, правилами и стандартами.
Оценивается место расположения площадки (трассы) строительства в увязке с утвержденной градостроительной документацией, проверяется срок действия акта выбора земельного участка и другой разрешительной документации, а также производится сравнение с данными и технико-экономическими показателями лучших отечественных и зарубежных аналогов. При этом может оказаться необходимым или целесообразным дополнительное рассмотрение обоснований инвестиций в строительство зданий и сооружений, поскольку ряд основополагающих моментов определяется именно на стадии их разработки.
При формировании заключений экспертизы следует привести принципиальное описание принятого проектного решения, обосновать его нерациональность, допущенное отступление от требований действующих нормативов и изложить рекомендации по изменению (улучшению) решений с указанием ссылки на соответствующий документ или результаты расчетов. При этом формулировка должна быть лаконичной, исключающей двойное толкование.
Одновременно экспертиза должна отмечать в заключениях применение новых прогрессивных, рациональных технологических, объемно-планировочных, архитектурных, конструктивных и других решений, обеспечивающих высокий уровень производства и качества (конкурентоспособность) продукции (работ, услуг), долговечность и надежность зданий и сооружений при эксплуатации, снижение материалоемкости, расхода топливно-энергетических и других ресурсов по сравнению с заданным уровнем.
Исходя из общих принципов проектирования и требований задания заказчика, при экспертизе проектов строительства рассматриваются следующие разделы:*
----------------
* Порядок и методика проведения экспертизы соответствующих разделов могут уточняться с учетом территориальных особенностей и отраслевой специфики проектов строительства на основе нормативных документов федеральных и региональных органов исполнительной власти Российской Федерации.

2.2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Экспертиза технологических решений требует от эксперта глубокого изучения материалов, обосновывающих необходимость данного строительства, статистических данных по основным демографическим характеристикам района строительства (численный и возрастной состав населения, соотношение сельских и городских жителей, образовательный уровень, рождаемость, заболеваемость, обеспеченность проектируемыми видами услуг и т.д.), нормативов или рекомендаций по обеспечению населения предлагаемыми услугами.
При экспертизе этого раздела:
- выявляется социальная, общественная, хозяйственная, либо иная потребность в данном учреждении;
- анализируется и подтверждается мощность проектируемого объекта в физических (койки, места посещения) либо в объемных (м расчетной или общей площади, м строительного объема) показателях, а также структура, состав и площади служб, кабинетов и отдельных помещений.
В пояснительной записке проекта должны быть отражены все основные функционально-технологические связи и условия по зонированию территории, изоляции или кооперации соответствующих служб.
При рассмотрении указанных решений уделяется внимание выполнению технологических требований при размещении отдельных структурных подразделений (служб) и рациональность обеспечения функционально-технологических связей и потоков между ними. Проверяются условия обеспечения доступности объекта для пользования инвалидами и другими маломобильными группами населения.
Изучаются сведения о запроектированных видах технологического оборудования (массового, индивидуального и нестандартизированного изготовления), стандартной и специальной мебели, условиях размещения этого оборудования в помещениях, проводится оценка применения в технологических процессах инженерно-технических систем, специальных сетей (медицинское газоснабжение, сжатый воздух, системы централизованной подачи очищенной воды, дезинфекционных и моющих средств, компьютерно-информационные сети, диспетчеризация технологических процессов, местные вентиляционные отсосы и системы кондиционирования, системы директорской, пейджинговой, поисковой связи и др.).
Производится сопоставление технико-экономических характеристик объекта с прогрессивными отечественными и зарубежными аналогами, рекомендациями научных разработок или отдельных специалистов-экспертов.
На основе проведенного анализа формируется заключение по разделу, в котором:
- подтверждается или опровергается наличие социальной, общественной, хозяйственной или иной необходимости проектируемого объекта, а также обоснованность его мощности в физических и объемных показателях;
- оценивается общая структура и состав помещений объекта, а также технологическая рациональность предлагаемых архитектурно-планировочных решений отдельных подразделений, служб, кабинетов и обеспечение функциональных связей между ними;
- делаются выводы по соответствию раздела проекта действующим нормам и правилам и по выполнению требований и рекомендаций ведомственных технологических документов;
- оценивается уровень оснащенности объекта технологическим оборудованием, приборами, аппаратурой, стандартной и специальной мебелью, средствами малой механизации и соответствия его современному и прогрессивному уровню техники и технологии, производится оценка удельных показателей стоимости оснащения объекта технологическим оборудованием;
- оценивается обеспеченность технологического процесса необходимыми инженерно-техническими системами и сетями.
Перечень основных нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при рассмотрении раздела "Технологические решения", приведен в приложении.

Приложение. ПЕРЕЧЕНЬ основных нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при рассмотрении раздела "Технологические решения"

1. СНиП 11-01-95. Инструкция о порядке разработки, согласования, утверждения и составе проектной документации на строительство предприятий, зданий и сооружений.
2. СНиП 2.08.02-89* *). Общественные здания и сооружения. Изменения БСТ 10/91, 7/93.
_________________
*) Здесь и далее нормы и правила, намечаемые к пересмотру в 1997-1998 гг.
3. СНиП 2.09.04-87*. Административные и бытовые здания. Изменение БСТ N 4/95.
4. СТ СЭВ 3976-83. Здания жилые и общественные. Основные положения проектирования.