(Действующий) СП 12-104-2002 Механизация строительства. Эксплуатация строительных...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Документ [ /22/5/66/ ]: СП 12-104-2002 Механизация строительства. Эксплуатация строительных машин в зимний период

СП 12-104-2002 Механизация строительства. Эксплуатация строительных машин в зимний период

Принявший орган: Госстрой России
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАН в рамках технического комитета по стандартизации ТК 376 "Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования" Военным инженерно-техническим университетом (ВИТУ), Санкт-Петербург, при участии Управления государственной строительной политики Госстроя России
ВНЕСЕН Управлением государственной строительной политики Госстроя России
2 ОДОБРЕН И РЕКОМЕНДОВАН К ПРИМЕНЕНИЮ постановлением Госстроя России от 27 февраля 2003 г. N 25
3 СОГЛАСОВАН с Госстроем Украины в соответствии с Соглашением между Госстроем России и Госстроем Украины о согласовании и участии в совместной разработке нормативных документов в области эксплуатации и ремонта строительных машин
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий нормативный документ разработан с целью установления рекомендуемых требований и положений (в развитие и дополнение к обязательным требованиям нормативных документов в области механизации строительства), способствующих снижению издержек при эксплуатации строительных машин в зимний период.
Настоящий нормативный документ разработан в рамках технического комитета по стандартизации ТК 376 "Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования" Военным инженерно-техническим университетом (ВИТУ), Санкт-Петербург (канд. техн. наук доцент Шаволов А.С. - отв. исполнитель, канд. техн. наук ст. науч. сотр. Шульгин В.В. (научный руководитель), канд. техн. наук проф. Алексеенко П.Д., д-р. техн. наук проф. Ложкин В.Н., канд. техн. наук доцент Смирнов Л.М., канд. техн. наук доцент Никифоров Г.И., д-р. техн. наук проф. Федоров В.К., инж. Иванов В.А. под методическим руководством Управления государственной строительной политики Госстроя России (Голушкин А.А., Молоткова Л.Н., Симонов С.Н., Городилов А.А.).

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий Свод правил распространяется на строительные машины в исполнении У для макроклиматических районов с умеренным климатом по ГОСТ 15150, смонтированные на базе тракторов, самоходных шасси и автомобилей, имеющих дизельный двигатель.
Документ устанавливает основные положения, регламентирующие особенности эксплуатации строительных машин в зимний период при температуре окружающего воздуха до минус 40 °С.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

В настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.2.011-75 ССБТ. Машины строительные и дорожные. Общие требования безопасности
ГОСТ 17.2.1.02-76 Охрана природы. Атмосфера. Термины и определения выбросов двигателей автомобилей, тракторов, самоходных сельскохозяйственных и строительно-дорожных машин
ГОСТ 2084-77 Бензины автомобильные. Технические условия
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 17479.1-85 Масла моторные. Классификация и обозначение
ГОСТ 17479.2-85 Масла трансмиссионные. Классификация и обозначение
ГОСТ 17479.3-85 Масла гидравлические. Классификация и обозначение
ГОСТ 20000-88 Дизели тракторные и комбайновые. Общие технические условия
ГОСТ 21393-75 Автомобили с дизелями. Дымность отработавших газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности
ГОСТ 25646-95 Эксплуатация строительных машин. Общие требования
МДС 12-8.2000 Рекомендации по организации технического обслуживания и ремонта строительных машин
МДС 12-10.2000 Типовые нормы периодичности, трудоемкости и продолжительности технического обслуживания и ремонта грузоподъемных кранов

3 ОПРЕДЕЛЕНИЯ

3.1 Обогрев дизеля (агрегата, системы) строительной машины - процесс передачи ему тепловой энергии от теплоносителя для достижения (разогрев) или поддержания (подогрев) его заданного теплового состояния в условиях низких температур окружающего воздуха. При этом разогрев непосредственно предшествует пуску, а подогрев начинается после окончания очередной смены работы строительной машины и продолжается до начала следующей смены.
3.2 Средства облегчения пуска дизеля - устройства, облегчающие воспламенение и сгорание топлива в дизеле при пуске при температуре окружающего воздуха до минус 25 °С.
3.3 Средства тепловой подготовки дизеля к пуску - устройства, обеспечивающие разогрев дизеля перед пуском; при этом продолжительность разогрева и пуска должна составлять не более 30 мин при температуре окружающего воздуха минус 40 °С (ГОСТ 20000).
3.4 Средства поддержания заданного теплового состояния в межсменный период - устройства, поддерживающие в межсменный период заданное тепловое состояние (обеспечивающие подогрев) неработающего дизеля, необходимое для его пуска в течение не более 5 мин при температуре окружающего воздуха минус 40 °С.
3.5 Тепловой аккумулятор - теплообменный аппарат, накапливающий отходящую теплоту отработавших газов или (и) охлаждающей жидкости дизеля во время его работы, сохраняющий ее в межсменный период и отдающий эту теплоту потребителю (двигателю, агрегату трансмиссии и др.).

4 ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАШИН В ЗИМНИЙ ПЕРИОД

4.1 Основными факторами, усложняющими эксплуатацию строительных машин (далее - машин) в зимний период, являются:
низкая температура окружающего воздуха и ее резкие колебания;
наличие снежного покрова;
сильные ветры и метели.
4.2 Факторы, указанные в п.4.1, приводят к снижению производительности, увеличению расхода энергоносителей и общей стоимости эксплуатации машин в результате действия следующих особенностей зимней эксплуатации:
повышения сопротивлений разрушению и копанию мерзлых грунтов и смерзшихся сыпучих материалов, отрыва примерзших к грунту грузов, строительных изделий и конструкций;
снижения прочности металлоконструкций, канатов, а также пневматических шин и других деталей из неметаллических материалов;
ухудшения дорожных условий передвижения машин;
затруднения пуска дизелей и поддержания их нормального теплового режима;
увеличения внутренних сопротивлений в гидроприводах и механических трансмиссиях, снижения в связи с этим тяговых усилий и рабочих скоростей;
накопления и замерзания конденсата воды в гидравлических и пневматических системах, снижающих надежность систем управления машинами;
ухудшения физического состояния и работоспособности людей, обслуживающих машины;