Действующий
СП 35-105-2002. Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения
наличие сети учреждений социального обслуживания, степень соответствия рекомендуемому составу, показателям обеспеченности;
градостроительные условия размещения учреждений социального обслуживания - плотность, завершенность жилой застройки;
возможность объединения учреждений в центры и комплексы или, наоборот, расчленения учреждений на блоки, модули для более эффективного решения функциональных, отраслевых и градостроительных задач;
3.2 При разработке планов социального обслуживания ЛСВГ в рамках единой системы обслуживания всех категорий населения решаются типологические вопросы (определение структуры и типов учреждений), формы включения учреждений в комплексы, центры, а также градостроительные задачи (размещение объектов, резервирование территорий).
3.3 При проектировании системы учреждений социального обслуживания должны быть учтены как объективные потребности лиц старших возрастных групп, так и особенности учреждений, предоставляющих услуги. Нормы расчета учреждений обслуживания в настоящем документе комплексно учитывают:
3.4 Норма расчета вместимости учреждений социального обслуживания устанавливается на 1000 лиц старших возрастных групп.
Расчетные единицы в зависимости от вида обслуживания выражаются либо натурально (места, койки, посты, посадочные места, квартиры), либо в виде посещений и обращений ЛСВГ, либо в численности обслуживающего персонала (социальные работники, консультанты).
3.5 Расчет сети учреждений социального обслуживания ЛСВГ рекомендуется производить на трех уровнях градостроительной деятельности:
для территории Российской федерации или ее частей (два и более субъектов РФ); для территорий субъектов РФ (республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов) и их частей - определяется вместимость систем социального обслуживания (в целом и отдельно - для городских и сельских поселений), а также формируется перечень учреждений обслуживания федерального уровня и уровня субъектов РФ;
для агломераций, пригородных зон, для территорий районов (уездов), сельских округов (волостей, сельсоветов) - выявляются пропорции в развитии сети учреждений центра (агломерации, пригородной зоны, района, сельского округа) и остальных поселений. Здесь же формируется перечень стационарных учреждений;
для городских поселений - определяются перечни, специализация, вместимость, тип здания, размер территории, местоположение социальных учреждений в пределах административных единиц (районов) и элементов планировочной структуры (квартал, микрорайон и др.).
3.6 При формировании системы и типов учреждений, кроме дифференцированного учета потребностей в социальном обслуживании, необходимо также учитывать способность пожилого населения к самообслуживанию. Группы людей по способности к самообслуживанию принимаются раздельно для городских и сельских поселений согласно таблице 3.1.
Индекс | Характеристика пожилых людей по степени самообслуживания | % к итогу | |
в городских поселениях | в сельских поселениях | ||
Ппс | Способные к полному самообслуживанию | 55 | 35 |
Пчс | Способные к частичному самообслуживанию | 37 | 54 |
Пнс | Не способные к самообслуживанию (из них - на постельном режиме) | 8 (1.8) | 11 (2.5) |
"одинокие" - ЛСВГ, не имеющие родственников или отдельно проживающие, а также семьи из двух пенсионеров. Процент данной группы ЛСВГ составляет в среднем в городских поселениях 45, в сельских - 70;
"семейные" - ЛСВГ, проживающие совместно с другими родственниками и имеющие возможность получать от них частичную социальную поддержку.
3.8 Потенциальными клиентами системы социального обслуживания, при отсутствии конкретных обследований, согласно данным ЦИЭТИН (ныне ФЦЭРИ) [10] и ФГУП ИОЗ можно считать 70% ЛСВГ в городских поселениях и 55% ЛСВГ - в сельских.
3.9 Лица старших возрастных групп с различной способностью самообслуживания и различным семейным статусом формируют шесть расчетных подгрупп:
Примечание - В подгруппах и следует отдельно учитывать лиц, находящихся на постоянном постельном режиме.
Расчетная численность нуждающихся в социальном обслуживании по указанным шести подгруппам принимается согласно таблице В.2 приложения
3.10 Предлагается единый (для городских и сельских поселений) принцип базовой обеспеченности учреждениями: 100%-ный охват одиноких лиц, не способных к самообслуживанию, 50%-ный охват семейных, не способных к самообслуживанию, и 50%-ный охват частично самообслуживаемых одиноких лиц.
Численность клиентов, подлежащих обслуживанию при базовой и полной (100%-ный охват желающих) обеспеченности на каждую 1000 ЛСВГ, приведена в таблице 3.2.
Лица старших возрастных групп, проживающие | Базовая обеспеченность | Полная обеспеченность | ||
% охвата | чел. | % охвата | чел. | |
В городских поселениях | 20 | 140 | 100 | 700 |
В сельских поселениях | 50 | 280 | 100 | 550 |
3.11 Критерием выбора расчетной обеспеченности (между базовой и полной) являются бюджетные инвестиционные возможности субъектов Российской Федерации, поселений, а также уровень фактически сложившегося обеспечения ЛСВГ учреждениями социального обслуживания.
При достигнутом уровне базовой обеспеченности территории учреждениями социального обслуживания рекомендуется принимать для расчета полную 100%-ную обеспеченность.
4.1 Сеть учреждений социального обслуживания имеет иерархическую структуру: высший федеральный уровень; уровень субъектов Федерации (области, края и пр.); низший (муниципальный) - в районах (уездах), сельских округах, в городах.
Расчет учреждений следует проводить "сверху", т.е. начиная с субъекта Федерации, что обеспечит связь всех видов сетей социального обслуживания.