(Действующий) СП 35-105-2002 Реконструкция городской застройки с учетом доступности...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений";
СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения";
Социальные нормативы и нормы. Одобрены распоряжением Правительства Российской Федерации N 1063-р от 3 мая 1996 г.;
СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей";
СП 31-103-99 "Здания, сооружения и комплексы православных храмов";
СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения";
РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры";
Рекомендации по проектированию общественно-транспортных центров (узлов) в крупных городах;
Рекомендации по проектированию вокзалов.

3 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 Проектные решения по реконструкции сложившейся застройки должны учитывать физические возможности всех категорий населения, включая инвалидов, и должны быть направлены на повышение качества городской среды по критериям доступности, безопасности, комфортности и информативности в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ.
3.2 Основным принципом формирования безопасной и удобной для инвалидов городской среды является создание условий для обеспечения беспрепятственной доступности объектов обслуживания в зонах застройки различного функционального назначения, зонах рекреации, а также в местах пользования транспортными коммуникациями, сооружениями, устройствами, пешеходными путями. Следует учитывать не только физическую и пространственную, но и информационную доступность объектов.
3.3 При создании доступной для инвалидов среды жизнедеятельности необходимо обеспечивать:
возможность беспрепятственного передвижения с помощью трости, костылей, кресла-коляски, собаки-проводника, а также при использовании транспортных средств (индивидуальных, специализированных или общественных);
создание внешней информации: визуальной, тактильной (осязательной) и звуковой;
комплексное решение системы обслуживания: размещение (согласно проектному расчету) специализированных объектов и объектов обслуживания общего пользования при различных формах собственности на недвижимость.
3.4 Основные функциональные и эргономические параметры формирования среды жизнедеятельности для инвалидов следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 35-01 и СНиП 2.07.01.
3.5 Положения СП предусматривают вариантность разработки проектных градостроительных решений по обеспечению среды, удобной для инвалидов и других маломобильных групп населения, и выбор оптимального варианта. При этом типология ориентиров для безопасных пешеходных передвижений инвалидов с недостатками зрения должна быть единой для всех вариантов проектных решений.
В зависимости от местных особенностей и условий, численности инвалидов, функционального назначения объекта градостроительного проектирования могут быть применены согласно РДС 35-201 различные проектно-организационные формы реализации градостроительных решений, вноситься изменения в целевые программы, однако они не должны противоречить направлениям, целям и задачам, определенным статьями 14, 15, 16 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
3.6 Проектно-организационные решения и мероприятия, направленные на создание для инвалидов условий доступности к объектам социальной инфраструктуры в процессе реконструкции застройки, следует определять исходя из учета планируемых на ближайшие периоды работ по проектированию и строительству новых зданий и сооружений, предназначенных для уплотнения либо замены существующей застройки, ремонту и реконструкции существующих объектов, ремонту и укладке нового полотна проезжей части улиц и тротуаров, а также ремонтно-восстановительных работ.
При этом целесообразно предусматривать создание пространственно взаимосвязанных зон, в пределах которых обеспечивается доступность всех зданий и сооружений, а также необходимая для инвалидов информационная среда.
Конечной целью является полная реконструкция сложившейся городской среды, всех ее элементов с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, при которой должны соблюдаться требования пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с требованиями СНиП 21-01.

4 ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ЗОН

ЖИЛЫЕ ЗОНЫ

4.1 Исходным положением является обеспечение возможности проживания инвалидов во всех частях и районах города. При этом следует учитывать особенности градостроительной ситуации и последовательность реконструктивных работ на рассматриваемой территории.
4.2 В центральных районах городов в условиях выборочной реконструкции необходимо поэтапное формирование доступной (безбарьерной) среды, предусматривая:
- многообразие жилищного фонда и возможности его приспособления для нужд инвалидов: отремонтированные дома исторической застройки небольшой этажности, расселяемые и ремонтируемые коммунальные квартиры в доходных домах, новые корпуса в комплексе с сохраняемыми постройками.
4.3 В исторических зонах городов в процессе реконструкции должна быть обеспечена доступность объектов социальной инфраструктуры для живущих в этом районе инвалидов и маломобильных групп населения, а также доступность памятников истории, культуры и архитектуры, культовых зданий для всех людей, включая инвалидов, в том числе приезжающих из других районов.
4.4 В историческую среду жилых зон рекомендуется включать учреждения, предоставляющие услуги как для населения в пределах своей жилой зоны, так и инвалидов и лиц старшего возраста, проживающих на прилегающих территориях (например, центр социального обслуживания, частные пансионаты на 30-50 чел. и др.).
Отдельные жилые дома и общественные здания в исторической застройке, подлежащие реконструкции с отселением, целесообразно полностью или частично (первые этажи) использовать для помещений или учреждений социального обслуживания.
4.5 Районы массовой жилой застройки 60-70-х годов, составляющие основу срединных и периферийных зон городов, должны рассматриваться при градостроительном проектировании как территориально-структурный резерв улучшения городской среды, в которых в полном объеме следует реализовать предлагаемые СП мероприятия по созданию доступной среды для инвалидов (рисунок 1).
В проектах следует предусматривать реконструкцию, сочетающую уплотняющее новое строительство с обновлением (капитальный ремонт, модернизация) существующих зданий, а также поэтапный снос и замену тех зданий, модернизация или реконструкция которых нецелесообразны по ряду критериев (рисунок 2). При этом должны решаться вопросы создания удобной среды обитания для инвалидов.
4.6 При формировании доступной для инвалидов среды в сложившихся районах массовой жилой застройки следует предусматривать:
- возможность обеспечения удовлетворительных экологических условий в сочетании с хорошими условиями транспортной доступности;
- нормативную насыщенность учреждениями обслуживания;
- возможность в процессе реконструкции переустройства жилищ с учетом потребностей инвалидов;
- обеспечение территориальных резервов для специально оборудованных рекреационно-коммуникативных устройств и гаражей для инвалидов.
4.7 В районах существующей индивидуальной усадебной застройки необходимо предусматривать рациональное использование земельных участков в соответствии с правилами землепользования и застройки, упорядочение улично-дорожной сети в связи с делением либо слиянием участков, улучшение или замену покрытий улиц и дорог, размещение малых центров обслуживания, мест приложения труда и мест общения жителей односемейных домов, инженерное обустройство и озеленение территории.
В связи с увеличением в районах малоэтажной усадебной застройки радиусов доступности учреждений обслуживания всех видов (в соответствии с действующими строительными нормами) рекомендуется применение различных форм обслуживания и трудовой занятости инвалидов на дому, обеспечение инвалидов индивидуальными видами транспорта, применение специализированных видов общественного транспорта, размещение малых предприятий (мини-производств), в которых может быть использован труд инвалидов.
Целесообразно размещение в комплексе с общественным центром района индивидуальной застройки центра социального обслуживания с дневным пребыванием инвалидов и пожилых людей.
4.8 Жилые районы города и их улично-дорожная сеть должны проектироваться с учетом прокладки пешеходных маршрутов для инвалидов и маломобильных групп населения с устройством доступных им подходов к площадкам и местам посадки в общественный транспорт.
4.9 При реконструкции районов с полной или частичной заменой старого жилого фонда рекомендуется выбирать такие типы жилых домов для нового строительства, в которых все квартиры в случае необходимости могут быть переоборудованы с учетом потребностей инвалидов, и размещать эти дома целесообразно вблизи объектов, наиболее посещаемых инвалидами. При превышении нормативной доступности отдельных учреждений обслуживания эти услуги могут быть предусмотрены во встроенных в жилые дома учреждениях (например, медпункт, аптечный киоск, стол заказов и др.) согласно разделу 14 СП 31-102.
4.10 Пешеходные пути к объектам повседневного обслуживания инвалидов не должны пересекаться в одном уровне с городскими транспортными магистралями. На районных магистралях и жилых улицах допускается устройство наземных переходов, оборудованных сигнализацией, либо создание перед переходом искусственно неровной дороги (специально созданной на проезжей части дороги искусственной преграды для автомобиля, обозначенной знаком "неровная дорога" и вынуждающей водителя сбавлять скорость до 30 км/ч).
В условиях реконструкции, когда нельзя обеспечить выполнение нормативных радиусов доступности учреждений повседневного обслуживания (низкоплотная малоэтажная усадебная застройка, крутой рельеф и др.), предпочтение должно быть отдано маршруту без препятствий, хотя и более длинному.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И УЧРЕЖДЕНИЯ

4.11 При реконструкции застройки следует учитывать требования СНиП 2.08.02 и обеспечивать доступность для инвалидов учреждений и предприятий обслуживания, а наиболее часто посещаемые объекты максимально приближать к местам проживания инвалидов, что предполагает сокращение нормируемых радиусов доступности (рисунок 3).
Учреждения повседневного обслуживания (торговые предприятия, предприятия общественного питания, бытового обслуживания) рекомендуется размещать на расстоянии не более 300 м (при нормируемом максимальном радиусе доступности 500 м), учреждения лечебно-профилактические - на расстоянии не более 500 м. Пешеходные пути от жилых домов до объектов обслуживания необходимо формировать с учетом размещения наиболее посещаемых учреждений обслуживания, выполняя общие требования, предъявляемые к организации путей передвижения для инвалидов.
4.12 Продовольственные магазины, ориентированные на обслуживание инвалидов и других маломобильных групп населения и обеспечивающие их товарами повседневного спроса, рекомендуется размещать в радиусе обслуживания не более 300 м.
4.13 Предприятия общественного питания для инвалидов рекомендуется предусматривать в пределах жилого квартала (микрорайона), а также в местах размещения учреждений социального обслуживания и реабилитации инвалидов.