(Действующий) СП 35-105-2002 Реконструкция городской застройки с учетом доступности...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Реконструкция - преобразование существующей застройки с частичным изменением (или без) планировочной структуры, строительством одного или нескольких новых зданий взамен ветхих или морально устаревших зданий, с заменой элементов инженерной и транспортной инфраструктуры, осуществлением благоустройства территории.
Транспортно-пересадочный узел (ТПУ) - место концентрации или пересечения нескольких линий (маршрутов) городского (автобусного, троллейбусного, трамвайного) и внеуличного рельсового (метрополитен, электрифицированная железная дорога) пассажирского транспорта, обустроенное единой системой пешеходных коммуникаций.

1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Требования настоящего Свода правил (СП) установлены для проектирования и осуществления реконструкции существующей застройки с соблюдением доступности зданий, сооружений и их комплексов для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - инвалидов).
Свод правил содержит обязательные правила, рекомендуемые положения, проектно-организационные мероприятия по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности в городах и соответствует установкам СНиП 10-01. Рекомендации распространяются на проектирование объектов, доступных для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения, дефектами слуха и других маломобильных групп населения.
1.2 Настоящий Свод правил следует использовать при решении комплекса социальных, экономических, экологических и архитектурно-художественных задач, при последовательном приспособлении среды жизнедеятельности к потребностям инвалидов.
1.3 Основные требования к проектной документации на реконструкцию городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения изложены в приложении А настоящего СП.

2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

2.1 В настоящем СП даны ссылки на следующие документы:
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998 г., N 19, ст.2069);
СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения";
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений";
СНиП 2.08.02-89* "Общественные здания и сооружения";
Социальные нормативы и нормы. Одобрены распоряжением Правительства Российской Федерации N 1063-р от 3 мая 1996 г.;
СП 31-102-99 "Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей";
СП 31-103-99 "Здания, сооружения и комплексы православных храмов";
СП 35-101-2001 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения";
РДС 35-201-99 "Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры";
Рекомендации по проектированию общественно-транспортных центров (узлов) в крупных городах;
Рекомендации по проектированию вокзалов.

3 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

3.1 Проектные решения по реконструкции сложившейся застройки должны учитывать физические возможности всех категорий населения, включая инвалидов, и должны быть направлены на повышение качества городской среды по критериям доступности, безопасности, комфортности и информативности в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ.
3.2 Основным принципом формирования безопасной и удобной для инвалидов городской среды является создание условий для обеспечения беспрепятственной доступности объектов обслуживания в зонах застройки различного функционального назначения, зонах рекреации, а также в местах пользования транспортными коммуникациями, сооружениями, устройствами, пешеходными путями. Следует учитывать не только физическую и пространственную, но и информационную доступность объектов.
3.3 При создании доступной для инвалидов среды жизнедеятельности необходимо обеспечивать:
возможность беспрепятственного передвижения с помощью трости, костылей, кресла-коляски, собаки-проводника, а также при использовании транспортных средств (индивидуальных, специализированных или общественных);
создание внешней информации: визуальной, тактильной (осязательной) и звуковой;
комплексное решение системы обслуживания: размещение (согласно проектному расчету) специализированных объектов и объектов обслуживания общего пользования при различных формах собственности на недвижимость.
3.4 Основные функциональные и эргономические параметры формирования среды жизнедеятельности для инвалидов следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 35-01 и СНиП 2.07.01.
3.5 Положения СП предусматривают вариантность разработки проектных градостроительных решений по обеспечению среды, удобной для инвалидов и других маломобильных групп населения, и выбор оптимального варианта. При этом типология ориентиров для безопасных пешеходных передвижений инвалидов с недостатками зрения должна быть единой для всех вариантов проектных решений.
В зависимости от местных особенностей и условий, численности инвалидов, функционального назначения объекта градостроительного проектирования могут быть применены согласно РДС 35-201 различные проектно-организационные формы реализации градостроительных решений, вноситься изменения в целевые программы, однако они не должны противоречить направлениям, целям и задачам, определенным статьями 14, 15, 16 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
3.6 Проектно-организационные решения и мероприятия, направленные на создание для инвалидов условий доступности к объектам социальной инфраструктуры в процессе реконструкции застройки, следует определять исходя из учета планируемых на ближайшие периоды работ по проектированию и строительству новых зданий и сооружений, предназначенных для уплотнения либо замены существующей застройки, ремонту и реконструкции существующих объектов, ремонту и укладке нового полотна проезжей части улиц и тротуаров, а также ремонтно-восстановительных работ.
При этом целесообразно предусматривать создание пространственно взаимосвязанных зон, в пределах которых обеспечивается доступность всех зданий и сооружений, а также необходимая для инвалидов информационная среда.
Конечной целью является полная реконструкция сложившейся городской среды, всех ее элементов с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения, при которой должны соблюдаться требования пожарной безопасности зданий и сооружений в соответствии с требованиями СНиП 21-01.

4 ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА РЕКОНСТРУИРУЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ И ЗОН

ЖИЛЫЕ ЗОНЫ

4.1 Исходным положением является обеспечение возможности проживания инвалидов во всех частях и районах города. При этом следует учитывать особенности градостроительной ситуации и последовательность реконструктивных работ на рассматриваемой территории.
4.2 В центральных районах городов в условиях выборочной реконструкции необходимо поэтапное формирование доступной (безбарьерной) среды, предусматривая:
- многообразие жилищного фонда и возможности его приспособления для нужд инвалидов: отремонтированные дома исторической застройки небольшой этажности, расселяемые и ремонтируемые коммунальные квартиры в доходных домах, новые корпуса в комплексе с сохраняемыми постройками.
4.3 В исторических зонах городов в процессе реконструкции должна быть обеспечена доступность объектов социальной инфраструктуры для живущих в этом районе инвалидов и маломобильных групп населения, а также доступность памятников истории, культуры и архитектуры, культовых зданий для всех людей, включая инвалидов, в том числе приезжающих из других районов.
4.4 В историческую среду жилых зон рекомендуется включать учреждения, предоставляющие услуги как для населения в пределах своей жилой зоны, так и инвалидов и лиц старшего возраста, проживающих на прилегающих территориях (например, центр социального обслуживания, частные пансионаты на 30-50 чел. и др.).
Отдельные жилые дома и общественные здания в исторической застройке, подлежащие реконструкции с отселением, целесообразно полностью или частично (первые этажи) использовать для помещений или учреждений социального обслуживания.
4.5 Районы массовой жилой застройки 60-70-х годов, составляющие основу срединных и периферийных зон городов, должны рассматриваться при градостроительном проектировании как территориально-структурный резерв улучшения городской среды, в которых в полном объеме следует реализовать предлагаемые СП мероприятия по созданию доступной среды для инвалидов (рисунок 1).
В проектах следует предусматривать реконструкцию, сочетающую уплотняющее новое строительство с обновлением (капитальный ремонт, модернизация) существующих зданий, а также поэтапный снос и замену тех зданий, модернизация или реконструкция которых нецелесообразны по ряду критериев (рисунок 2). При этом должны решаться вопросы создания удобной среды обитания для инвалидов.
4.6 При формировании доступной для инвалидов среды в сложившихся районах массовой жилой застройки следует предусматривать:
- возможность обеспечения удовлетворительных экологических условий в сочетании с хорошими условиями транспортной доступности;
- нормативную насыщенность учреждениями обслуживания;
- возможность в процессе реконструкции переустройства жилищ с учетом потребностей инвалидов;
- обеспечение территориальных резервов для специально оборудованных рекреационно-коммуникативных устройств и гаражей для инвалидов.