(Действующий) СТО 42.11.20 Устройство асфальтобетонного покрытия автомобильных...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Если ширина укладываемого одним асфальтоукладчиком слоя меньше ширины конструктивного слоя, то работы ведут сопряженными полосами двумя или несколькими укладчиками одновременно. Ширину полосы укладки назначают кратной ширине конструктивного слоя, а разрыв между укладчиками по продольной оси дороги - 20-30 м. Технологическая схема устройства двухслойного асфальтобетонного покрытия сопряженными полосами в первую (а) и вторую (б) смены показана на рисунке 4, при этом верхний слой укладывается в первую смену (днем), а нижний - во вторую (вечером накануне).
534 × 208 пикс.     Открыть в новом окне
1 - автомобиль-самосвал; 2 - асфальтоукладчик; 3 - каток на пневматических шинах; 4 - каток тяжелый гладковальцовый массой 11-18 т; 5 - поливочно-моечная машина
Рисунок 3 - Технологическая схема устройства двухслойного асфальтобетонного покрытия на проектную ширину при работе в одну смену
560 × 208 пикс.     Открыть в новом окне
559 × 201 пикс.     Открыть в новом окне
1 - автогудронатор; 2 - автомобиль-самосвал; 3 - асфальтоукладчик; 4 - каток гладковальцовый массой 6-8 т; 5 - каток на пневматических шинах; 6 - каток гладковальцовый массой 11-18 т; 7 - поливочно-моечная машина
Рисунок 4 - Технологическая схема устройства двухслойного асфальтобетонного покрытия сопряженными полосами в первую (а) и вторую (б) смены.
2.13 Минимально допустимая температура смесей при укладке в зависимости от вида смеси и температуры воздуха должна соответствовать приведенной в таблице 8.
Таблица 8 - Минимально допустимая температура асфальтобетонной смеси
2.14 Доставка асфальтобетонной смеси должна быть ритмичной. При перерывах в доставке смеси или в других случаях, приведших к остановке асфальтоукладчика, последний должен быть освобожден от асфальтобетонной смеси: летом - при перерыве более 30 мин., при пониженных температурах воздуха - более 15 мин. Смесь загружают постепенно, по мере ее расхода, в бункер асфальтоукладчика, который должен работать без остановок и изменения скорости движения; при этом упоры бункера толкают снятый с тормозов автомобиль-самосвал с поднятым кузовом.
При выгрузке необходимо следить за тем, чтобы смесь не просыпалась на нижележащий слой. Просыпавшуюся смесь следует убрать лопатами, особенно с мест прохода гусениц или колес асфальтоукладчика.
2.15 Укладка асфальтобетонной смеси должна происходить с соблюдением следующих правил:
- установить асфальтоукладчик в исходное положение;
- распределять асфальтобетонную смесь желательно на всю ширину проезжей части;
- отрегулировать уплотняющие и выдвигающиеся органы асфальтоукладчика не только на максимальный уплотняющий эффект, но и на обеспечение однородной фактуры и ровной поверхности;
- установить рабочую скорость асфальтоукладчика в зависимости от вида смеси, ее температуры, толщины слоя и количества поставляемой смеси;
- толщину укладываемого слоя в неуплотненном состоянии следует принимать с учетом коэффициента уплотнения, равным 1,20-1,45;
- ширину полосы укладки с учетом использования уширителей асфальтоукладчика целесообразно назначать кратной ширине проезжей части.
2.16 Толщина слоя из горячих и теплых асфальтобетонных смесей, укладываемых асфальтоукладчиками с трамбующим брусом и пассивной выглаживающей плитой (типа ДС-126А, ДС-143), должна быть больше проектной на 15-20 %, при использовании асфальтоукладчика с трамбующим брусом и виброплитой (типа ДС-155) - на 10-15 %.
При укладке холодной асфальтобетонной смеси асфальтоукладчиком с выключенными уплотняющими рабочими органами и при укладке вручную толщина слоя должна быть больше проектной на 60-70 %.
2.16 Скорость движения асфальтоукладчика должна быть постоянной и не превышать 2,5-3,0 м/мин. В экстренных случаях, когда смесь доставляют к месту укладки после длительного перерыва большим количеством автосамосвалов, можно на непродолжительное время увеличить скорость укладчика до 5 м/мин.
2.17 При использовании двух и более асфальтоукладчиков они должны двигаться уступом с опережением один другого на 10-20 м и с перекрытием смежных полос на 50 мм.
Вперед выдвигается укладчик, распределяющий смесь непосредственно у бортового камня в лотке проезжей части. Этот укладчик двигается на расстоянии 100 мм от бортового камня, а образующийся зазор и места, недоступные для механической укладки смеси (колодцы и резкие закругления) заделываются вручную одновременно с работой укладчика. При ручной укладке смесь с лопаты следует не бросать, а укладывать в слой, переворачивая лопату. Движение асфальтоукладчиков должно быть строго прямолинейным.
2.18 В случаях, когда покрытие нельзя устраивать сразу на всю ширину и распределение смеси производится одним асфальтоукладчиком, длина укладываемой полосы устанавливается по п. 2.11. Если температура ранее уложенной смежной полосы ниже требуемой, ее край на ширину до 150 мм следует прогреть с помощью линейки-разогревателя, использующего тепловую энергию инфракрасного излучения.
Линейка-разогреватель позволяет разогревать асфальтобетон слоем 30-40 мм за 2-3 мин до температуры 80-100 °С.
2.19 При сопряжении смежных полос линейку-разогреватель перемещают со скоростью, обеспечивающей нагрев асфальтобетона до температуры 70-80 °С по краю ранее уложенной полосы асфальтобетона, который на ширину 100-150 мм не подвергался уплотнению. Вновь устраиваемая полоса соприкасается в этом случае с разогретым краем ранее устроенной полосы, которая подвергается уплотнению одновременно с новой полосой.
До начала укладки новой полосы вертикальный край ранее уложенного асфальтобетона смазывается битумной эмульсией. При устройстве новой полосы смесь распределяется толщиной слоя с учетом его уменьшения при уплотнении до толщины ранее устроенной полосы.
2.20 При окончании укладки смеси слой ее клинообразно утончается. При возобновлении работ клинообразная часть слоя обрубается вертикально по рейке или шнуру в направлении, перпендикулярном оси дороги.
Толщина покрытия в местах обрубки должна быть не менее проектной. Для образования качественного поперечного стыка в месте обрубки слоя вертикальная грань ранее уложенного слоя смазывается битумной эмульсией, и на это место устанавливается плита асфальтоукладчика. Необходимо, чтобы плита перед началом укладки была прогрета обогревающими устройствами или горячей асфальтобетонной смесью.
Другим способом устройства поперечного шва является укладка в поперечном направлении деревянного бруса по толщине равной толщине уплотненного слоя асфальтобетона. Брус может быть укреплен металлическими штырями. Для смягчения толчков от движущегося транспорта перед брусом укладывается клинообразный упор из асфальтобетонной смеси.
2.22 При укладке асфальтобетонных смесей в два и более слоев продольные швы слоев следует смещать на 100-200 мм, причем продольный шов на верхнем слое должен совпадать с осью дороги.
2.23 Основной слой следует устраивать на всю толщину, чтобы создать монолитную плиту. При многослойной укладке все слои должны быть устроены в течение одной смены. С этой целью рассчитывают оптимальную длину дневной захватки. Каждый последующий слой укладывается только после остывания нижнего до 50 °С при температуре наружного воздуха ниже + 10 °С и до 20-30 °С при температуре выше + 10 °С.
2.24 После перерыва в работе асфальтоукладчик следует устанавливать так, чтобы выглаживающая плита перекрывала край ранее уложенной полосы на 100-150 мм.
2.25 Если в полосе укладки встречаются выступающие крышки колодцев, водоприемные решетки, выглаживающая плита асфальтоукладчика должна быть поднята. Укладку смеси на пропущенном месте следует производить вручную путем добавления смеси, взятой из приемного бункера.
2.26 Участки продольных и поперечных сопряжений чаще подвергаются разрушающему действию воды, поэтому качеству их устройства следует уделять повышенное внимание, особенно при работе одного асфальтоукладчика. Края ранее уложенной полосы необходимо разогреть с помощью инфракрасных излучателей либо путем укладки на полосу горячей смеси шириной 10-20 см. После разогрева кромки неуплотненную смесь следует сдвинуть на смежную полосу, при этом толщина укладываемого (неуплотненного) слоя не должна быть меньше толщины ранее уплотненного слоя у сопряжения полос.
Поперечные сопряжения покрытия должны быть перпендикулярны оси дороги. Края ранее уложенной полосы обрубают (пневмомолотками или перфораторами) вертикально по шнуру и смазывают битумом или битумной эмульсией.
Обрубать или обрезать края целесообразно сразу после уплотнения покрытия, особенно в случае использования горячих и теплых асфальтобетонных смесей типов А, Б и Г.
2.27 Если при работе асфальтоукладчика остается не уложенной узкая полоса на покрытии (например, на виражах и т.п.), то смесь разрешается укладывать вручную (одновременно с асфальтоукладчиком). Кроме того, вручную ведутся работы в местах, недоступных для асфальтоукладчика. Горячую асфальтобетонную смесь выгружают на проезжую часть, укладывают на подготовленную поверхность совковыми лопатами, тщательно прорабатывают граблями, а затем разравнивают металлическими движками. Инструмент должен быть нагрет в специальных передвижных нагревателях (жаровнях). При укладке холодных смесей отдельные слежавшиеся комья необходимо тщательно разрыхлять граблями. Работы выполняются в этом случае в следующей технологической последовательности:
- перед началом укладки асфальтобетонной смеси устанавливается толщина слоя путем забивки колышков, установки по основанию деревянных кубиков и маяков и асфальтовой смеси. Толщина укладываемого слоя должна быть такой, чтобы после уплотнения можно было получить проектную толщину слоя (коэффициент уплотнения равен 1:3);
- вдоль краев укладываемой полосы устанавливают боковые упоры - брусья, высота которых равняется проектной толщине покрытия. Брусья тщательно закрепляют на основании кольями и металлическими штырями;
- доставленную асфальтобетонную смесь выгружают на металлические листы вблизи участка, подлежащего асфальтированию, оттуда на совковых лопатах переносят к месту укладки, где осторожно (во избежание расслаивания) укладывают на основание и разравнивают;
- разравнивание смеси слоем нужной толщины производят граблями, сначала зубьями, а затем обратной их стороной;
- проверяют ровность поверхности и ее соответствие разбивке шнуром и рейкой;
- при укладке второй и последующих полос боковой упор устанавливают только с одной стороны, вторым упором является край уложенного покрытия. Перед укладкой смеси край ранее уложенной полосы тщательно очищают и смазывают тонким слоем битума.
Инструменты, применяемые при ручной укладке асфальтобетонных смесей, представлены на рисунке 5.
2.28 Толщина слоя при укладке вручную или автогрейдером должна быть на 20-25 % больше проектной. Для соблюдения требуемой толщины рекомендуется устраивать специальные «маяки».
2.29 Обнаруженные дефекты на поверхности покрытия после распределения смеси, особенно в местах примыкания к упорным брусьям, обрабатываются с помощью специальных ручных трамбовок.
481 × 378 пикс.     Открыть в новом окне
а) металлическая трамбовка; б) металлический утюг; в) райбовка; г) гладилка; д) вилы; е) грабли; ж) лопата