(Действующий) СТО 42.11.20 Устройство дорожного асфальтобетонного покрытия...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Рекомендуется использовать смеси с ПАВ и активированным минеральным порошком, поскольку они улучшают удобоукладываемость и уплотняемость смесей.
2.3.2. Перед началом работ по устройству нижнего слоя выделяют сменную захватку, длину которой определяют по формуле:
где L - длина захватки, м;
Q - количество смеси, поступающей к укладчику в смену, т;
b - ширина покрытия, м;
g - норма расхода смеси, кг/м2 (см. приложение II).
2.3.3. Длину полосы, укладываемой за один проход асфальтоукладчика следует принимать в зависимости от температуры воздуха по табл. 2.
Таблица 2.
Температура, воздуха, °с
Длина укладываемой полосы, м
одним асфальтоукладчиком
двумя
на защищенных от ветра участках
на открытых участках
асфальтоукладчиками
5-10
30-40
25-30
60-70
10-15
40-60
30-50
70-80
15-20
60-80
50-70
80-100
20-25
80-100
70-80
100-150
более 25
100-150
80-100
150-200
2.3.4. Технологический процесс укладки асфальтобетонной смеси включает следующие операции:
- приведение рабочих органов асфальтоукладчика в рабочее положение;
- распределение и укладка асфальтобетонной смеси;
- уход за механизмом в процессе работы;
- очистка рабочих органов асфальтоукладчика от остатков смеси по окончании работы;
- обрубка и обработка битумом краев свежеуложенной полосы.
2.3.5. Укладываемая смесь должна соответствовать требованиям ГОСТ 9128-84 (Смеси асфальтобетонные дорожные и аэродромные и асфальтобетон. Технические условия).
2.3.6. Организация производства работ предусматривается в соответствии с картой трудового процесса (рис. 2 и табл. 3).
Исполнители: машинист асфальтоукладчика VI разряд (М) - 1
асфальтобетонщик V разряд (A1) - 1
асфальтобетонщик IV разряд (А2) - 1
асфальтобетонщик III разряд (А3) - 2
468 × 166 пикс.     Открыть в новом окне
Рис. 2.
Таблица 3.
№ п/п
Наименование операций
Характеристики приемов труда
1
2
3
1.
Приведение рабочих органов асфальтоукладчика в рабочее положение
Машинист асфальтоукладчика (М) проверяет готовность к работе основных узлов укладчика согласно техническим правилам эксплуатации, наличия топлива и масла в системе. Включает двигатель, А1, 2, 3, готовят инструмент для выполнению работ.
2.
Распределение, укладка смеси, уход за механизмом в процессе работы
Асфальтобетонщик А1 регулирует - подачу смеси в бункер асфальтоукладчика. Проверяет наличие паспорта на смесь. Из бункера укладчика машинист (М) подает смесь на распределение и предварительное уплотнение. Асфальтобетонщики А2 и А3 - после прохода укладчика визуально или с помощью контрольной рейки определяют дефектные места, регулируют толщину распределяемого слоя. Производят подсыпку смеси в заниженных местах или снятие излишней смеси проверяют толщину слоя и укладывают смесь, взятую из бункера укладчика в места, не доступные для укладчика. Вместе с машинистом осуществляют уход за механизмами асфальтоукладчика.
3.
Очистка рабочих органов асфальтоукладчика от остатков смеси по окончании работ
Машинист (М) и асфальтобетонщик А3 по окончании работы производят очистку рабочих органов асфальтоукладчика от налипшей смеси.
4.
Обрубка и обработка битумом краев свежеуложенной смеси и уборка отходов.
Асфальтобетонщики А3 производят обрубку краев ранее уложенного асфальтобетона, смазывают места сопряжения предварительно разогретым битумом.

2.4. Транспортирование асфальтобетонной смеси и приемка ее на объекте

2.4.1. Транспортирование асфальтобетонной смеси к месту укладки следует производить ритмично и, как правило, в автомобилях-самосвалах большой грузоподъемности, оборудованных устройствами для подогрева кузовов отходящими газами и устройством по укрытию перевозимой смеси.
2.4.2. До загрузки смесью кузов автомобиля-самосвала тщательно очистить и смазать, не допуская скопления смазки в кузове.
2.4.3. Для предотвращения расслоения загрузку машины смесью следует производить порциями: первую порцию - в переднюю часть кузова, вторую - в заднюю часть и третью - между ними. Тот же принцип загрузки должен быть соблюден и при загрузке из накопительного бункера.
2.4.4. Продолжительность транспортирования асфальтобетонных смесей должна быть установлена из условий обеспечения температуры при укладке, указанной в табл. 4.
2.4.5. В конце смены и три перерывах в доставке смеси или в других случаях, приводящих к остановке асфальтоукладчика, последний должен быть освобожден от асфальтобетонной смеси: летом - при перерыве более 30 мин., при пониженных температурах (ниже +110°С) - более 15 мин. Асфальтоукладчик должен при этом выдвигаться вперед, чтобы обеспечить возможность уплотнения всей уложенной смеси до ее остывания.
2.4.6. При выгрузке асфальтобетонной смеси автомобиль-самосвал должен останавливаться за 0,5 м перед асфальтоукладчиком строго по оси его движения. Асфальтоукладчик должен двигаться к автомобилю-самосвалу пока его направляющие ролики не придут в соприкосновение с задними колесами автомобиля и двигать его впереди себя пока он не освободится от смеси.
2.4.7. Перед загрузкой смеси стенки премного бункера укладчика очистить и смазать.
2.4.8. Прием автомобилей-самосвалов и выгрузка из них смеси в приемный бункер асфальтоукладчика должен осуществляться под руководством опытного рабочего с нарукавной повязкой.
На каждую машину с асфальтобетонной смесью должен быть паспорт предприятия-изготовителя с указанием даты и времени отправления, типа смеси, веса, температуры и штамп ОТК завода, подтверждающий соответствие смеси требованиям технических условий

2.5. Распределение асфальтобетонной смеси

2.5.1. Распределение асфальтобетонной смеси производится асфальтоукладчиком при скорости укладки 2-3 м/мин (смеси с содержанием щебня более 40%) и 4-5 м/мин (менее 40% щебня). Уплотняющие рабочие органы должны работать в режиме: частота оборотов валов трамбующего бруса 1000-1400 об/мин и вала вибратора плиты 2500-3000 об/мин.
В труднодоступных местах и при небольших объемах работ допускается укладка смеси вручную.
Асфальтобетонная смесь, находящаяся в бункере асфальтоукладчика должна иметь температуру не ниже +120°С, а при применении смесей с поверхностно-активными веществами - не ниже +100°С.
2.5.2. Приступая к распределению смеси следует придерживаться следующих правил:
- асфальтоукладчик устанавливают в исходное положение с опором плиты на край ранее устроенного покрытия или на брус толщиной, соответствующей толщине укладываемого слоя, включают двигатель и приборы разогрева плиты и бункера, устанавливают в рабочее положение следящую систему (типа «Стабилослой» или «Профиль», которыми оснащены все отечественные машины). В качестве копира используется трос, натянутый на специальных стойках, установленных вдоль устраиваемого покрытия по нивелиру, согласно проектным вертикальным отметкам. Если ровность нижележащего слоя обеспечена, то в качестве копира используется лыжа, которая кренится на асфальтоукладчике и перемещается по основанию
- рабочую скорость асфальтоукладчика варьируют в зависимости от вида смеси, ее температуры, толщины слоя, количества поставляемой смеси и производительности катков. Режим работы уплотняющих органов асфальтоукладчика принимается в пределах: частоты оборотов валов трамбующего бруса 1000-1400 об/мин и вала вибратора плиты 2500-3000 об/мин. Смеси, содержащие более 40% щебня укатывают на скорости 2-3 км/час, а смеси, содержащие менее 40% - на скорости -5 км/час.
- толщину укладываемого слоя в неуплотненном состоянии принимают с учетом коэффициента уплотнения, равным 1,1-1,15, а при укладке вручную (либо автогрейдером) - 1,25-1,3.
- ширину полосы укладки назначают кратной ширине проезжей части.
- минимально допустимая температура смесей при укладке в зависимости от температуры воздуха указана в табл. 4.
Таблица 4.
Толщина слоя, см
Минимальная температура смеси в асфальтоукладчике, °С, при температуре воздуха °С
+30
+20
+15
+10
+5
0
-5
-10
до 5
I
115
125
130
135
140
145
-
-
II
120
135
140
145
150
155
-
-
5-10
I
105
115
120
125
130
135
-
-
II
110
120
125
130
135
140
-
-
Примечание: I - при скорости ветра до 6 м/с, II - при скорости ветра 6-13 м/с
- выбор направления укладки асфальтобетонной смеси производится с учетом того, чтобы транспорт со смесью приходил навстречу укладке, чтобы исключить переезды через край cсвежеуложенной полосы;